Анализ отчёта о прибыли и убытках Ефимовой О.В.
Значение отчёта о прибыли и убытках определяется ролью прибыли как показателя оценки эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации и источника финансирования расширенного воспроизводства. На формирование прибыли оказывают воздействие производственные и финансовые факторы, а также содержание учётной политики в области ведения бухгалтерского учёта и налогообложения.
Анализ отчёта о прибыли и убытках предполагает последовательное изучение всех ступеней отчётности.
Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов – себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденции изменения этих показателей. Разные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов.
Используется метод горизонтального и вертикального анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры [11, стр. 284].
Вертикальный анализ отчёта о прибыли и убытках – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, которые объясняют причины изменений в их структуре.
Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчётном году по сравнению с предшествующим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяется бухгалтерским отчётом о прибыли и убытках.
В уплотнённом отчёте о прибыли и убытках отражается обобщённая информация о формировании прибыли и убытках. Отчёт включает в себя показатели: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи, чистая прибыль.
Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу её формирования. Анализ формирования прибыли от продаж отражает показатели: выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг), себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы, прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг).
Для анализа формирования прибыли от продаж используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты - рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изменяющиеся факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж. Можно использовать разные варианты построения аналитических таблиц, позволяющих реализовать цели анализа.
Удельный вес полных затрат в выручке, выраженный в процентах, - это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках. Доля прибыли от продаж в выручке, выраженная в %, характеризует рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж [18].
Главный аспект анализа при изучении этих статей – целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста объёму продаж.
Показатель валовой прибыли введён в отчёт о прибыли и убытках для повышения аналитичности бухгалтерской информации. Коэффициент (норма) валовой прибыли характеризует доходность хозяйственной деятельности при сопоставлении объёма продаж и производственной себестоимости продукции. Он отражает динамику объёма продаж и динамику себестоимости. Как коэффициент покрытия он характеризует способность организации в покрытии обычных и прочих операционных расходов и существенно влияет на величину чистой прибыли.
Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчёта о прибыли и убытках. Определяется:
- коэффициент валовой прибыли (отношение валовой прибыли к выручке от продажи):
Квп = ВП/Вр (9)
Квп - коэффициент валовой прибыли;
ВП - валовая прибыль;
Вр - выручка от реализации (без НДС и акцизов).
- рентабельность текущей деятельности (отношение прибыли от продаж к полной себестоимости проданной продукции),
Ртд = Пр/Ср (10)
Ртд - рентабельность текущей деятельности;
Пр - прибыль от продаж;
Ср - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
- рентабельность продукции (отношение прибыль от продажи к выручке от продажи):
Рп = Пр/Вр (11)
Рп - рентабельность продукции;
Пр - прибыль от продаж;
Вр - выручка от реализации.
Кроме этого проводится рассматривается структура отчёта о прибылях и убытках, динамика показателей отчёта о прибыли и убытках[24].
Анализ по методике Чуева И.Н.
Анализ валовой прибыли показывает, что наибольший удельный вес в её составе занимает прибыль от реализации продукции [20].
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг (ПрQ):
ПрQ = Вр – Ср – Рк - Ру (12)
Вр - выручка от реализации (без НДС и акцизов);
Ср - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
Рк – расходы коммерческие;
Ру - расходы управленческие.
Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации, но и оценку разных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.
На прибыль от реализации оказывает влияние изменение следующих факторов:
- изменение продажных цен на товары и тарифов на работы и услуги;
- изменение полной себестоимости объёмов реализации;
- изменение объёмов реализации;
- изменение структуры и ассортимента реализации продукции.
Изменение продажных цен на товары и тарифов на работы и услуги прямо пропорционально влияет на изменение прибыли. Себестоимость продукции находится в обратной зависимости: увеличение себестоимости снижает прибыль и наоборот.
Объём реализации продукции может оказывать различное воздействие на сумму прибыли.
При увеличении объёма реализации убыточной продукции сумма прибыли снижается, а рентабельность наоборот увеличивается.
Изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции также оказывает различное влияние на величину прибыли. С увеличением доли рентабельных изделий в общем объёме её реализации сумма прибыли возрастает и наоборот.
Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), необходимо дать точную оценку изменения прибыли (+ П):
+П = П1 – П0 (13)
П1 , П0 - прибыль базового и отчётного периодов.
Затем необходимо определить количественное влияние изменения факторов.
Расчёт влияния на прибыль изменения продажных цен на реализованную продукцию определяется как разница между реализованной продукцией в отчётном году в ценах отчётного года и реализованной в отчётном году в ценах базисного года (через выручку от реализации) (+Пz).
+Пz = ∑ q1z1 - ∑q0z0 (Vpп1 – Vpп0) (14)
∑q1z1, ∑q0z0 – соответствующий объём реализации в отчётном и базисном году.
Расчёт влияния на прибыль изменений себестоимости (за счёт структурных сдвигов в составе продукции) определяется как разница между фактической себестоимостью реализованной продукции отчётного года и себестоимостью реализованной продукции отчётного года в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализуемой продукции) (+Пс).
+Пс = П0Кр – П0 = П0 (Кр – 1) (15)
Кр = qф/qпл
П0 - изменение прибыли за счёт изменения объёма реализации;
Кр – коэффициент роста объёма реализованной продукции;
qф/qпл – фактический плановый выпуск продукции в условно-натуральном выражении.
Расчёт влияния на прибыль изменений в структуре продукции (+Пстр) будет определяться сальдовым способом:
+Пстр = +Пv и стр - +П (16)
Методика факторного анализа формирования чистой прибыли Селезнёвой Н.Н.
Для того чтобы сознательно целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.
Все факторы можно разделить на две группы – внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
К внешним относятся:
- рыночно-конъюктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставленные продукцию и услуги в результате инфляции);
Хозяйственно-плановые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации; государственное регулирование тарифов и цен) [13, стр. 284-286].
Под внутренними факторами понимают:
- материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
- организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции, разработка структуры и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
- экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
- социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются [25]:
- измерения оптовых цен на реализованную продукцию;
- изменения в объёме продукции (по базовой себестоимости);
- измерения в структуре реализованной продукции;
- экономия от снижения себестоимости продукции;
- измерения себестоимости за счёт структурных сдвигов;
- измерения цен на материалы и тарифов на услуги;
- измерения цен на 1 руб. продукции.
Для оценки влияния на прибыль различных факторов Селезнёва Н.Н. предлагает использовать формулы, аналогичные формулам, в представленной выше методике Чуева И.Н.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг (Пр):
Пр = Вр – Ср – (Рк + Ру) (17)
Пр - прибыль от продаж;
Вр - выручка от реализации (без НДС и акцизов);
Ср - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
Рк – расходы коммерческие;
Ру - расходы управленческие.
Методика анализа финансовых результатов Савицкой Г.В.
Прибыль от продаж продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, её производственной, сбытовой, управленческой деятельности.
Изменение прибыли от реализации зависит от ряда факторов. К факторам первой группы относятся [14]:
- изменение объёма реализации продукции;
- изменение объёма продукции в оценке по плановой себестоимости;
- изменение объёма продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.
Факторы второй группы включают:
- экономию от снижения себестоимости продукции;
- экономию за счёт структурных сдвигов;
- изменение издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги;
- изменение цен на единицу продукции.
Факторный анализ прибыли до налогообложения.
Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются:
- оценка плана (прогноза) прибыли;
- изменение состава и структуры прибыли в динамике;
- выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;
- выявление резервов роста прибыли;
- разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учётом перспектив развития организации.
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл. 1).
Таблица 1
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от продаж
Показатель
|
Условия расчета
|
объем реализации
|
структура товарной продукции
|
цена
|
себестоимость
|
2009 год
|
План
|
План
|
План
|
План
|
Усл1
|
Факт
|
План
|
План
|
План
|
Усл2
|
Факт
|
Факт
|
План
|
План
|
Усл3
|
Факт
|
Факт
|
Факт
|
План
|
2010 год
|
Факт
|
Факт
|
Факт
|
Факт
|
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу.
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг продукции соответствующего вида подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста
Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта [13].
При формирующихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.
|