Четверг, 25.04.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Методики проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Эффективность деятельности предприятия выражается в достигнутых объемах финансовых результатах. Общим финансовым результатом функционирования предприятия является чистая прибыль.

При анализе этих показателей используются показатели бухгалтерской отчетности и другие источники информации. Но прежде чем проводить анализ конечных финансовых результатов необходимо проверить правильность и   деятельности предприятия.

 Заключением всех ведущих ученыхэкономистов является то, что в рыночной экономике самым главным мерилом эффективности работы предприятия является результативность [22, стр.65].

Набор анализируемых показателей, характеризующих результативность деятельности предприятия, зависит от глубины исследования. Для оценки глубины финансового анализа и для применения его к анализируемому предприятию можно привести ряд методик, разработанных учеными – экономистами: Артеменко В.Г., Беллиндера М.В., Любушкина Н.П., Савицкой Г.В., Шеремета А.Д., Донцовой Л.В., Зотовым В.П.  Приводимые в данной работе методики, используя данные бухгалтерской отчетности, анализируют следующие показатели, которые являются индикаторами результативности финансово – хозяйственной деятельности предприятия:

- показатели деловой активности;

- экономический эффект (прибыль) [13, стр.57].

Методика анализа финансовых результатов Абрюткина М.С. отражает результат хозяйственной деятельности предприятия, которое может  иметь убыток, отсутствие положительного результата — точка безубыточности или прибыль.

Прибыльность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютным и относительным показателями.  Показатели, характеризующие финансовое состояние в прошлом году, приводятся в соответствие с показателями отчетного года с помощью индексации цен и др. Плановые показатели хозяйствующий субъект разрабатывает как собственник предприятия самостоятельно для внутреннего пользования.

Методика анализа финансовых результатов Абрюткина М.С включает: изучение формирования прибыли во времени и в пространстве; выявление причинно-следственных связей в хозяйственном процессе и их роли в воздействии на изменение прибыли [22, стр.84].

Уровень рентабельности (Р) хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции, определяется процентным отношением прибыли (П) от реализации продукции (валовой прибыли) к себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (И):

Р = (П / И) 100                                                (2)

Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания устанавливают отношением прибыли от реализации товаров к выручке от их реализации (Т):

Р = (П / Т) 100                                                 (3)

 

Рентабельность измеряют также как отношение прибыли к общим затратам на производства, так и к отдельным их элементам (основным фондам, заработной плате, материальным ресурсам и т. д.).  

В процессе анализа финансовых результатов изучают: динамику изменения объема чистой прибыли, показатели рентабельности, рассчитанные по чистой прибыли, и факторы, их определяющие.  Прибыль и рентабельность предприятия являются обобщающими показателями интенсификации

 

производственной и маркетинговой деятельности [13, стр.81].

Методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия отражены у Кучеровой Е.Н. 

Анализ (от греческого analysis - разложение) - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы [5, стр.71].

 В литературных источниках встречаются различные подходы к определению того, что является предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности. 

Более широкий подход относит к сфере анализа финансово-хозяйственной деятельности все хозяйственные процессы, включая производственное планирование на самом предприятии и оценку результативности использования всех ресурсов, в том числе финансовых[23, стр.12].

Практика финансового анализа уже выработала основные методы анализа финансовых отчетов.  Основные методы:

- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

-трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

-сравнительный (пространственный анализ) - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования.

Еще один подход к анализу финансовых результатов, основанный на методологии точки безубыточности производства предлагают Керимов В. Э. и Роженецкий О. А. По их мнению одним из мощных инструментов является анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (cost – volume – profit; CVP - анализ)[14, стр.73].

Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты могут с помощью данного метода дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Ключевыми элементами CVP – анализа выступают:

- Маржинальный доход;

- Порог рентабельности;

- Производственный левередж;

- Маржинальный запас прочности.

Существует два подхода при определении величины маржинального дохода:
         - выручка за вычетом всех переменных затрат, то есть всех прямых расходов и части накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства;

- величина маржинального дохода равняется сумме постоянных затрат и прибыли предприятия.

Для вычисления порога рентабельности используются три метода:
          - графический;

- метод уравнений;

- метод маржинального дохода

Метод уравнений:

Прибыль предприятия равна выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат.

 

 Детализируя порядок расчета показателей формулы:

Прибыль = (Цена за единицу Ч количество единиц) - (переменные затраты на единицу Ч количество единиц) – постоянные затраты                     (4)

Метод маржинального дохода:

Точка безуб.=(постоянные затраты)/(норма маржинального дохода)  (5)
          Производственный левередж (рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж [16, стр.73].

Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в меньшей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:

                                                     Эпл=МД/П                                (6)
или
                      (Зпост+П)/П=1+Зпост/П,              (7)

 

где МД – маржинальный доход, тыс. руб. ;
     П – прибыль, тыс. руб. ;
     Зпост – постоянные затраты, тыс. руб.
                     Эпл= П/ В,      (8)
          Эпл – изменение прибыли в зависимости от изменения выручки, %.
          Маржинальный запас прочности (МЗП)– величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой обеспечивающей безубыточность реализации.

МЗП=(Вф-Впорог)/(Вф)Ч 100%      (9)

где Вф – фактическая выручка, тыс. руб.;

Впорог – пороговая выручка, тыс. руб.

  Значение маржинального запаса прочности показывает, если в силу рыночной ситуации выручка сократится менее чем на данную величину маржинального запаса прочности, то предприятие будет получать прибыль, но если более, то окажется в убытке [17, стр.82].

При этом цена продукции при безубыточной реализации будет равна:
Цб=Впорог/Vпр, (10)
где Vпр–объем произведенной продукции в натуральном выражении (шт.).

          Кроме рассмотренных выше элементов CVP – анализа, в статье Донцовой Л. В. предлагается концепцию финансового рычага.  Она имеет место в том случае, если в структуре источников формирования капитала (инвестиционных ресурсов) содержатся обязательства с фиксированной ставкой процента.

В этом случае прибыль после уплаты процентов увеличивается или уменьшается более быстрыми темпами, чем изменение в объемах выпускаемой продукции. Убыток будет в том случае, если организация получит прибыль меньшую, чем стоимость заемного капитала [22, стр. 41].

В этом заключается смысл концепции финансового рычага.

Ставка доходности собственного капитала:

N=P/K, (11)
         где P – прибыль после уплаты налогов (чистая прибыль), тыс. руб.;
     K – размер собственного капитала, тыс. руб.

Ставка доходности инвестированного капитала:

                                                  n=(P+ZЧS)/(K+Z),                                       (12)                             где Z–долгосрочная задолженность, тыс. руб.;

S – ставка процента по кредитам, %.

Прибыль составит:

P=nЧ(K+Z)-ZЧS (13)
         То есть прибыль, полученная предприятием, равна разности между прибылью на общую сумму капитализации и стоимостью процентов по непогашенной задолженности с учетом налогов [19, стр. 52].

С учетом предыдущей формулы ставка доходности собственного капитала будет

              N=(nЧ(K+Z)-ZЧS)/K                                               (14)

 

Отсюда:                 

N=n+Z/KЧ(n-S)                 (15)

Таким образом, можно отметить, что из-за наличия долгов(Z) в структуре чистых активов (Z+K) доходность собственного капитала (K) увеличивается до тех пор, пока стоимость уплаченных процентов не превысит прибыль.
Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы [1, стр. 21].

Методика анализа финансовых результатов Донцовой Л.В. заключается во влиянии внешних и внутренних факторов, влияющие на прибыль предприятия. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что по­зволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наи­более важные направления активизации деятельности органи­зации [18, стр.29].

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 543 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск