Пятница, 24.05.2019, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Методы анализа организации труда персонала на предприятиях сферы услуг

Показатели организации труда персонала в сфере услуг носят как объективный, так и субъективный характер. Для оценки организации труда и качества трудовой жизни в организации могут быть использованы показатели, приведенные в таблице 1 [37, с. 112-113].

Таблица 1.1 - Оценка организации труда персонала в сфере услуг и показатели уровня качества трудовой жизни

Уровни оценки

С позиций работника

С позиций предпринимателя

С позиций общества в целом

1

2

3

1. Удовлетворенность трудом

1. Эффективность труда

1. Качество и уровень жизни (стоимость потребительской корзины)

2. Наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций в коллективе

2. Профессиональная адаптация

2. Уровень качества рабочей силы

3. Возможности личного продвижения

3. Текучесть кадров

3. Стоимость системы социальной защиты работников и их семей

4. Условия труда

4. Трудовая дисциплина

4. Потребительское поведение

5. Возможность профессионального роста и самовыражения

5. Отчуждение труда

5. Социальная адаптация

6. Психологический климат

6. Отождествление целей работника с целями предприятия

6. Отчуждение от общества

7. Содержательность труда

7. Число конфликтов, абсентеизм

7. Показатели удовлетворенностью жизни

8. Отсутствие случаев производственного саботажа, забастовок

 

Однако традиционные показатели (абсентеизм, текучесть кадров, число конфликтов на предприятии и др.) не всегда отражают истинное положение вещей. В связи с этим необходимо для оценки организации труда и качества трудовой жизни принимать во внимание такие показатели, как пассивное присутствие на рабочем месте, безразличие к выполняемой работе, оказывающее неблагоприятное воздействие на других членов коллектива. Самореализация вне работы, ослабление интереса к делам группы, коллектива также свидетельствуют о снижении качества трудовой жизни.

К показателям, характеризующим уровень организации труда персонала в сфере услуги качество трудовой жизни в организации, можно отнести [35, с. 218-219]:

1. Общеэкономические показатели:

- объем производства (оказания услуг);

- производительность труда;

- эффективность труда и оценки реальных перспектив организации на выживание;

- численность;

- показатели балансовой прибыли и использование ее (на потребление и накопление);

- себестоимость услуг;

- использование основных фондов.

2. Показатели, характеризующие количество занятых, степень использовании рабочего времени, движение и подготовку кадров:

- изменение численности по различным категориям и социально-возрастным группам (в частности, по пенсионерам);

- текучесть кадров, увольнение за нарушение трудовой дисциплины и в связи с сокращением персонала;

- масштабы, характер и направление движения скрытой безработицы;

- соотношение занятых и незанятых рабочих мест, увеличение количества новых рабочих мест;

- масштабы подготовки и переподготовки кадров, меры по государственной поддержке, а также источники финансирования, как федеральные, так и местные (включая фонды занятости).

3. Показатели, характеризующие условия и охрану труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях:

- численность работников организации, занятых на работах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, и занятых тяжелым физическим трудом;

- численность работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности;

- коэффициент частоты и тяжести производственного травматизма;

- число работников, страдающих профессиональными заболеваниями;

- уровень и динамика общей профессиональной заболеваемости;

- материальные затраты в связи с несчастными случаями (в том числе выплаты по листку нетрудоспособности);

- финансовые расходы на мероприятия по охране труда;

- объем и размеры льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

- фиксация факта заключения коллективных договоров, анализ его содержания и степень выполнения за анализируемый период.

4. Показатели, характеризующие фонд потребления и фонд оплаты труда:

- удельный вес тарифа в общем фонде заработной платы;

- среднемесячная заработная плата по отдельным категориям трудящихся: руководителям, специалистам, служащим, рабочим и ее динамика;

- показатели дифференциации заработной платы.

5. Социальная поддержка персонала организации:

- распределение средств по направлениям материальной помощи (компенсация в связи с удержанием стоимости питания; материальная помощь и льготы по оплате коммунальных услуг; оплата путевок на лечение и проезд к месту отдыха, содержание детей в детских дошкольных учреждениях; надбавки к пенсиям и т.д.);

- размеры основных производственных фондов и структура социальных фондов [24, с. 94-96].

Для изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени как основного персонала, так и руководителей могут быть использованы следующие методы: анкетный и устный опросы, наблюдения.

Анкетный и устный опросы проводятся с целью изучения существующего состояния организации труда персонала в сфере услуг и использования рабочего времени, а также для изучения мнения сотрудников о необходимости проведения специальных мероприятий, способствующих повышению эффективности и улучшению условий труда.

Рационализация трудовых процессов, установление технически обоснованных норм времени основывается на всестороннем изучении производственных и управленческих процессов, исследовании взаимодействия элементов их составляющих, выявлении потерь и нерациональных затрат рабочего времени.

На практике изучение затрат рабочего времени руководителей и специалистов наиболее часто осуществляется с помощью специальных наблюдений, результаты которых служат для:

- совершенствования организации труда;

- разработки норм и нормативов времени;

- выявления потерь и непроизводительных затрат рабочего времени;

- установления причин невыполнения или перевыполнения норм.

Наблюдения для изучения затрат рабочего времени различаются по видам, методам и способам проведения, а также по способам регистрации и формам записи результатов [5, с. 315-316].

В зависимости от цели изучения затрат рабочего времени различают следующие виды наблюдений: фотография рабочего времени, хронометраж и фотохронометраж.

В практике нормирования труда сегодня наиболее часто используется метод фотографии рабочего времени.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск