Наиболее широко признанным подходом к анализу среды является метод SWOT (аббревиатура от английских слов - сила, слабость, возможности и угрозы).
Применяя этот метод, можно установить линии связи между силой и слабостью, внешними угрозами и возможностями. Анализ SWOT предусматривает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а дальше - установление цепных связей между ними.
Томпсон и Стрикленд предложили приблизительный набор характеристик определения сильных и слабых сторон организации и угроз и возможностей внешней среды [2].
Сильные стороны:
- Компетентность.
- Наличие финансовых ресурсов.
- Квалификация сотрудников.
- Репутация у покупателей.
- Лидерство на рынке.
- Защищенность от конкуренции.
- Современная технология.
- Преимущества в области расходов вращения.
- Наличие инновационных возможностей
- Установлен и проверен порою менеджмент.
Слабые стороны:
- Отсутствие четких и конкретных стратегических направлений.
- Ухудшение конкурентной позиции.
- Устаревшее оборудование.
- Сравнительно низкая прибыльность.
- Недостаточный управленческий талант и неглубокое обладание проблемами.
- Недостаточная компетентность и квалификация работников.
- Недостаточное отслеживание процесса выполнения стратегии.
- Конкурентные недостатки.
- Отставание в сфере исследования и разработок.
- Низкие маркетинговые возможности.
- Неспособность финансирования изменений в стратегии.
Возможности:
- Выход на новые сегменты рынка.
- Расширение производственных линий.
- Увеличение разнообразия во взаимосвязанных видах продукции.
- Выпуск на рынок сопутствующих товаров.
- Вертикальная интеграция.
- Возможности улучшения стратегии.
- Ускоренный рост рынка.
Угрозы [3]:
- Возможность появления новых конкурентов.
- Увеличение продажи товаров-заменителей.
- Замедление роста рынка.
- Неблагоприятная политика правительства.
- Рост конкурентного давления.
- Регрессия и затухание делового цикла.
- Рост силы торга у покупателей и поставщиков.
- Изменение потребностей и вкусов покупателей.
- Негативные демографические изменения.
Каждую из четырех частей списка необходимо дополнить теми характеристиками, которые принадлежат к конкретной ситуации.
После составления списков за четырьмя составляющими наступаетэтап установления связей между ними. Для этого складывается матрица SWOT (табл. 1)
В каждом из четырех полей матрицы необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые необходимо учесть при разработке стратегии. Относительно тех пар, которые выбираются из поля СИВ (сила и возможности), необходимо разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон с тем, чтобы получить отдачу от возможностей внешнего окружения. Для тех пар, которые находятся в поле СЛИВ (слабость и возможности), стратегия должна строиться таким образом, чтобы за счет появления возможностей побороть слабые места в организации. Для пар, которые находятся в поле СИУ (сила и угрозы), стратегия должна предусматривать использование силы организации для устранения угроз. И наконец, для пар, которые находятся в поле СЛИУ (слабость и угрозы), организация должна произвести стратегию, которая бы позволяла ей не только избавиться от слабости, но и отойти от угроз внешнего окружения [1].
Таблица 1 – Матрица SWOT
|
Возможности
/1,2,3....m/
|
Угрозы
/1,2,3....e/
|
Сильные стороны
1
2
3
.
.
.
n
|
Поле СИВ
|
Поле СИУ
|
Слабые стороны
1
2
3
.
.
.
k
|
Поле СЛИВ
|
Поле СЛИУ
|
При выработке стратегии следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Так, неиспользованные возможности становятся угрозами, если их используют конкуренты. Или, наоборот, удачно устраненная угроза может создать в организации дополнительную сильную сторону в том случае, когда конкуренты этой угрозы не избежали.
Для успешного применения метода SWOT важно не только определить угрозы и возможности, но и оценить их с таких позиций: насколько важным для организации является учет в стратегии угроз и возможностей для собственного поведения. Для оценки возможностей применяют метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей, которая имеет такой вид [4]:
Таблица 2 – Матрица возможностей
|
Сильное влияние
|
Умеренное влияние
|
Малое влияние
|
Высокая вероятность
|
Поле ВС
|
Поле ВУ
|
Поле ВМ
|
Средняя вероятность
|
Поле СС
|
Поле СУ
|
Поле СМ
|
Низкая вероятность
|
Поле НС
|
Поле НУ
|
Поле НМ
|
По вертикали откладывается степень влияния возможности на организацию, по горизонтали - вероятность того, что организация может воспользоваться возможностью. Полученные поля имеют разные значения для организации (табл. 2).
Возможности, которые попадают в поля ВС, ВУ, СС, имеют важное значение, и их надо обязательно использовать. Возможности, которые попадают в поля СМ, НУ, НМ, практически не заслуживают внимания. Относительно остальных полей ВМ, НС, СУ, то использования возможностей, которые попадают в эти поля, нуждаются наличия соответствующих ресурсов.
Аналогичная матрица складывается для оценки угроз. По вертикали откладываются последствия, к которым может привести реализация угрозы: разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, незначительные удары. По горизонтали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована. Матрица имеет такой вид (табл. 3).
Таблица 3 – Матрица для оценки угроз
|
Разрушение
|
Критическое состояние
|
Тяжелое состояние
|
Незначительные удары
|
Высокая вероятность
|
Поле ВР
|
Поле ВК
|
Поле ВТ
|
Поле ВН
|
Средняя вероятность
|
Поле СР
|
Поле СК
|
Поле СТ
|
Поле СН
|
Низкая вероятность
|
Поле НР
|
Поле НК
|
Поле НТ
|
Поле НН
|
Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК, СР, представляют значительную опасность и нуждаются немедленного и обязательного устранения. Угрозы, которые попадают в поля ВТ, СК, НР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и устраняться в первоочередном порядке. Относительно угроз в полях НК, СТ, ВН, то нужен внимательный и ответственный подход к их устранению [5].
Как видим, метод позиционирования базируется на методе SWOT и есть его дальнейшей конкретизацией. Рядом с этими методами для анализа среды часто применяется метод складывания профиля организации. Его удобно применять для складывания профиля отдельно для макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. За его помощью удается оценить относительную значимость отдельных факторов среды. Суть метода заключается в следующем: складывается матрица профиля среды, вид которой приведен ниже (табл. 4):
Таблица 4 - Матрица профиля среды
Факторы среды
|
Важность для отрасли
|
Влияние на организацию
|
Направленность влияния
|
Степень важности
|
|
|
|
|
|
В эту матрицу вписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным способом устанавливается оценка его важности по такой шкале: 3 - сильное значение; 2 - умеренное значение; 1 - слабое значение. Оценка влияния на организацию проводится по шкале: 3 - сильное значение; 2 - умеренное значение; 1 - слабое значение; 0 - отсутствие влияния. Оценка направленности влияния проводится по шкале: +1 - позитивная направленность; -1 - негативная направленность. В дальнейшем все три экспертных оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, которая указывает на степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство делает ранжировку факторов и выбирает те, которые заслуживают серьезного внимания.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор основных процессов и элементов, состояние которых определяет потенциал и возможности организации [4].
Кадровый срез охватывает такие процессы, как:
- взаимодействие менеджеров и рабочих;
- наем;
- учеба и продвижение кадров;
- оценку результатов труда;
- мотивацию и стимулирование труда;
- создания атмосферы и поддержки отношений в коллективе.
Организационный срез включает:
- коммуникационные процессы;
- организационное построение предприятия или фирмы;
- нормы, правила и процедуры производственного процесса;
- распределение прав и ответственности;
- иерархию подчинения.
К производственному срезу входят:
- изготовление продукции, снабжения и ведения складского хозяйства;
- обслуживание технологического оборудования;
- осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез охватывает те процессы, которые связаны с реализацией продукции:
- стратегия продукции и ценообразования;
- стратегия продвижения продукции на рынке;
- выбор рынков сбыта и системы распродажи.
Финансовый срез охватывает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств:
- поддержка ликвидности, обеспечения прибыльности;
- создание инвестиционных возможностей и тому подобное.
Ключевые факторы, которые являются источником силы или слабости организации:
кадры
организация общего руководства
производство
маркетинг
финансы
Изучение внутренней среды должно направляться на то, чтобы открыть возможности и угрозы, которые кроются в них. Сильные стороны выступают в качестве базы, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую пытается расширить и укрепить. Слабые стороны должны стать предметом внимания руководства, которое должно принять решение относительно устранения слабых сторон своей деятельности.
|