Среда, 25.12.2024, 04:16
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Методы анализа среды

Наиболее широко признанным подходом к анализу среды является метод SWOT (аббревиатура от английских слов - сила, слабость, возможности и угрозы).

Применяя этот метод, можно установить линии связи между силой и слабостью, внешними угрозами и возможностями. Анализ SWOT предусматривает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а дальше - установление цепных связей между ними.

Томпсон и Стрикленд предложили приблизительный набор характеристик определения сильных и слабых сторон организации и угроз и возможностей внешней среды [2].

Сильные стороны:

- Компетентность.

- Наличие финансовых ресурсов.

- Квалификация сотрудников.

- Репутация у покупателей.

- Лидерство на рынке.

- Защищенность от конкуренции.

- Современная технология.

- Преимущества в области расходов вращения.

- Наличие инновационных возможностей

- Установлен и проверен порою менеджмент.

Слабые стороны:

- Отсутствие четких и конкретных стратегических направлений.

- Ухудшение конкурентной позиции.

- Устаревшее оборудование.

- Сравнительно низкая прибыльность.

- Недостаточный управленческий талант и неглубокое обладание проблемами.

- Недостаточная компетентность и квалификация работников.

- Недостаточное отслеживание процесса выполнения стратегии.

- Конкурентные недостатки.

- Отставание в сфере исследования и разработок.

- Низкие маркетинговые возможности.

- Неспособность финансирования изменений в стратегии.

Возможности:

- Выход на новые сегменты рынка.

- Расширение производственных линий.

- Увеличение разнообразия во взаимосвязанных видах продукции.

- Выпуск на рынок сопутствующих товаров.

- Вертикальная интеграция.

- Возможности улучшения стратегии.

- Ускоренный рост рынка.

Угрозы [3]:

- Возможность появления новых конкурентов.

- Увеличение продажи товаров-заменителей.

- Замедление роста рынка.

- Неблагоприятная политика правительства.

- Рост конкурентного давления.

- Регрессия и затухание делового цикла.

- Рост силы торга у покупателей и поставщиков.

- Изменение потребностей и вкусов покупателей.

- Негативные демографические изменения.

Каждую из четырех частей списка необходимо дополнить теми характеристиками, которые принадлежат к конкретной ситуации.
После составления списков за четырьмя составляющими наступаетэтап установления связей между ними. Для этого складывается матрица SWOT (табл. 1)

В каждом из четырех полей матрицы необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые необходимо учесть при разработке стратегии. Относительно тех пар, которые выбираются из поля СИВ (сила и возможности), необходимо разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон с тем, чтобы получить отдачу от возможностей внешнего окружения. Для тех пар, которые находятся в поле СЛИВ (слабость и возможности), стратегия должна строиться таким образом, чтобы за счет появления возможностей побороть слабые места в организации. Для пар, которые находятся в поле СИУ (сила и угрозы), стратегия должна предусматривать использование силы организации для устранения угроз. И наконец, для пар, которые находятся в поле СЛИУ (слабость и угрозы), организация должна произвести стратегию, которая бы позволяла ей не только избавиться от слабости, но и отойти от угроз внешнего окружения [1].

Таблица 1 – Матрица SWOT

http://str-upravlenie.ucoz.ru/img/5.1.jpg

Возможности
/1,2,3....m/

Угрозы
/1,2,3....e/

Сильные стороны
1
2
3
.
.
.
n

Поле СИВ

Поле СИУ

Слабые стороны
1
2
3
.
.
.
k

Поле СЛИВ

Поле СЛИУ

 

При выработке стратегии следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Так, неиспользованные возможности становятся угрозами, если их используют конкуренты. Или, наоборот, удачно устраненная угроза может создать в организации дополнительную сильную сторону в том случае, когда конкуренты этой угрозы не избежали.

Для успешного применения метода SWOT важно не только определить угрозы и возможности, но и оценить их с таких позиций: насколько важным для организации является учет в стратегии угроз и возможностей для собственного поведения. Для оценки возможностей применяют метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей, которая имеет такой вид [4]:

Таблица 2 – Матрица возможностей

 

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Поле ВС

Поле ВУ

Поле ВМ

Средняя вероятность

Поле СС

Поле СУ

Поле СМ

Низкая вероятность

Поле НС

Поле НУ

Поле НМ

По вертикали откладывается степень влияния возможности на организацию, по горизонтали - вероятность того, что организация может воспользоваться возможностью. Полученные поля имеют разные значения для организации (табл. 2).

Возможности, которые попадают в поля ВС, ВУ, СС, имеют важное значение, и их надо обязательно использовать. Возможности, которые попадают в поля СМ, НУ, НМ, практически не заслуживают внимания. Относительно остальных полей ВМ, НС, СУ, то использования возможностей, которые попадают в эти поля, нуждаются наличия соответствующих ресурсов.

Аналогичная матрица складывается для оценки угроз. По вертикали откладываются последствия, к которым может привести реализация угрозы: разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, незначительные удары. По горизонтали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована. Матрица имеет такой вид (табл. 3).

 

 

Таблица 3 – Матрица для оценки угроз

 

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

Незначительные удары

Высокая вероятность

Поле ВР

Поле ВК

Поле ВТ

Поле ВН

Средняя вероятность

Поле СР

Поле СК

Поле СТ

Поле СН

Низкая вероятность

Поле НР

Поле НК

Поле НТ

Поле НН

 

Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК, СР, представляют значительную опасность и нуждаются немедленного и обязательного устранения. Угрозы, которые попадают в поля ВТ, СК, НР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и устраняться в первоочередном порядке. Относительно угроз в полях НК, СТ, ВН, то нужен внимательный и ответственный подход к их устранению [5].

Как видим, метод позиционирования базируется на методе SWOT и есть его дальнейшей конкретизацией. Рядом с этими методами для анализа среды часто применяется метод складывания профиля организации. Его удобно применять для складывания профиля отдельно для макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. За его помощью удается оценить относительную значимость отдельных факторов среды. Суть метода заключается в следующем: складывается матрица профиля среды, вид которой приведен ниже (табл. 4):

Таблица 4 - Матрица профиля среды


Факторы среды

Важность для отрасли

Влияние на организацию

Направленность влияния

Степень важности

 

 

 

 

 

 

В эту матрицу вписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным способом устанавливается оценка его важности по такой шкале: 3 - сильное значение; 2 - умеренное значение; 1 - слабое значение. Оценка влияния на организацию проводится по шкале: 3 - сильное значение; 2 - умеренное значение; 1 - слабое значение; 0 - отсутствие влияния. Оценка направленности влияния проводится по шкале: +1 - позитивная направленность; -1 - негативная направленность. В дальнейшем все три экспертных оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, которая указывает на степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство делает ранжировку факторов и выбирает те, которые заслуживают серьезного внимания.

Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор основных процессов и элементов, состояние которых определяет потенциал и возможности организации [4].

Кадровый срез охватывает такие процессы, как:

- взаимодействие менеджеров и рабочих;

- наем;

- учеба и продвижение кадров;

- оценку результатов труда;

- мотивацию и стимулирование труда;

- создания атмосферы и поддержки отношений в коллективе.

Организационный срез включает:

- коммуникационные процессы;

- организационное построение предприятия или фирмы;

- нормы, правила и процедуры производственного процесса;

- распределение прав и ответственности;

- иерархию подчинения.

К производственному срезу входят:

- изготовление продукции, снабжения и ведения складского хозяйства;

- обслуживание технологического оборудования;

- осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез охватывает те процессы, которые связаны с реализацией продукции:

- стратегия продукции и ценообразования;

- стратегия продвижения продукции на рынке;

- выбор рынков сбыта и системы распродажи.

Финансовый срез охватывает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств:

- поддержка ликвидности, обеспечения прибыльности;

- создание инвестиционных возможностей и тому подобное.

Ключевые факторы, которые являются источником силы или слабости организации:

кадры

организация общего руководства

производство

маркетинг

финансы

Изучение внутренней среды должно направляться на то, чтобы открыть возможности и угрозы, которые кроются в них. Сильные стороны выступают в качестве базы, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую пытается расширить и укрепить. Слабые стороны должны стать предметом внимания руководства, которое должно принять решение относительно устранения слабых сторон своей деятельности.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (26.10.2018)
Просмотров: 598 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск