Четверг, 09.01.2025, 21:05
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Методы и приемы экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия

В ходе анализа прибыли и рентабельности изучают динамику изменения объема прибыли от продаж, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).

На размер прибыли торгового предприятия влияют две группы факторов: внутренние, внешние [18].

К группе внешних факторов относятся:

•    уровень развития экономики в целом;

  • меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
  • природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль других;
  • не предусмотренные планом предприятия изменения цен на материалы, топливо, энергоносители, тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; заработной платы и начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;
  • нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающие интересы предприятия.

Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся [24]:

  • объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;
  • условия поставки товаров;
  • экономическая обоснованность торговой надбавки;
  • количество и качество дополнительных услуг.

Увеличение объема товарооборота означает рост прибыли: чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма средств, полученных от торговой надбавки.

Влияние состава товарооборота имеет менее значительный эффект. Это связано с различным уровнем наценки на товары, реализуемые в розницу, и товары, продаваемые оптом; в розничной сети надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем прибыли. Транзитный оборот образует меньшую массу дохода, чем складской, поскольку меньшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке.

Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам обусловливает связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы прибыли.

Выбор поставщика определяет не только цену поставки товаров в торговую сеть, но и такие слагаемые стабильной и прибыльной работы торгового предприятия, как качество товаров, форма оплаты, гарантированная частота и комплектность поставок, размер партии и др.

Рыночная модель экономики позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп, однако важно найти определенную границу, чтобы с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой стороны - сохранить конкурентоспособные цены.

Широта предоставления дополнительных услуг зависит от профиля предприятия и профессионализма руководства.

Под влиянием всех вышеперечисленных факторов складывается прибыль торгового предприятия.

Анализ прибыли производится в несколько этапов [26].

На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности  в  целом  по  предприятию  и  по  его  подразделениям  путем  выявления   тенденции    изменения    массы    прибыли    и  рентабельности    за исследуемый период.

В торговле   наиболее   широкое   распространение   получил   показатель рентабельности, этот показатель является обобщающим. Однако признать его показателем, характеризующим эффективность торгово-хозяйственной деятельности, можно лишь с известной долей условности, так как и в числителе и в знаменателе оценочные конечные показатели (прибыль — качественный, товарооборот — количественный).

В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:

а) влияние изменения объема товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле: 

                                  ∆Пт= Т1-То/ 100* R0                                                    (9)

где: ∆Пт -  изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота,руб.:  

Т1Т0    -   плановый   и   отчетный   объем   товарооборота   (объем                товарооборота в отчетном и базисном периодах), руб.;

Rо —базовый уровень рентабельности (рентабельность продаж за предшествующий период), руб.;

б)    влияние изменение объема продаж в сопоставимых ценах:

                                        ∆Пср = СС-Т0 /100 *R0                                         (10)

где: ср — товарооборот в сопоставимых ценах.

в)    для     измерения      влияния      цен      реализуемых      товаров      на
прибыль можно использовать формулу:

                                          ∆Пц = ∆ПТ- Пср,                                 (11)

г)   влияние изменения уровня валового дохода на прибыль:

                                        ∆Пвв = УВД1 – УВД0 / 100 * Р1,                         (12)

где: УВД1 — фактический уровень валового дохода, руб.;

УВДо — плановый (базисный) уровень валового  дохода;

д)  оценка влияния издержек обращения на прибыль:

                                  ∆Пио = УИО1 – УИО0 /100) * Р1,                             (13)

где: УИО1 - уровень издержек обращения, руб. в отчетном периоде;

УИОо - уровень издержек обращения базисном периоде, руб.;

На основе глубокого анализа и выявления прибыли и резервов ее роста разрабатываются мероприятия по ее увеличению [16, стр. 211-218].

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Таблица 1

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

Показатель

Условия расчета

объем реализации

структура товарной продукции

цена

себестоимость

Базовый период

План

План

План

План

Усл1

Факт

План

План

План

Усл2

Факт

Факт

План

План

Усл3

Факт

Факт

Факт

План

Отчетный период

Факт

Факт

Факт

Факт

 

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 584 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск