Понедельник, 29.04.2024, 08:12
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Методы обучения праву

В современном мире экономистом может стать любой человек, даже не получивший специального образования. Ведь каждый, из нас занимается какой - либо хозяйственной работой, принимает решение о покупках, составляет семейный бюджет. А вот для того что бы стать успешным юристом, необходимо очень тщательно изучать систему права. Личное желание и умения в совокупности с правильной методикой обучения, являются основным фактором успешного освоения правовых дисциплин.

Прежде чем перейти непосредственно к видам методов обучения праву, необходимо разобрать само понятие «метод обучения», для этого нужно обратится к различным ученным - правоведам.  Так, Бабанский Ю.К. под понятием метод, подразумевает – способ достижения цели, совокупность приемов и операций, которые используются для этого [1, с. 41]. Кузьминский А.И. рассматривает такие понятия как методы обучения и методы преподавания как синонимы, по его мнению, методы преподавания – это инструмент деятельности учителя для выполнения учебной функции. Кузьминский А.И. под методами обучения понимает способы познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками [2, с. 45].

Если исходить из того что методы обучения являются многоаспектным и многомерным педагогическим явлением, то можно определить их основные функции: образовательную, развивающую, воспитательную и контрольную. Если рассматривать методы обучения как систему, то можно выделить ее следующие элементы: цель обучения, способы деятельности учителя и учащегося, закономерность усвоения материала, потенциальные возможности для достижения конкретной цели обучения.

Практика преподавания правовых дисциплин на протяжении очень длительного времени, позволила выработать различные классификации методов обучения праву. Так, сторонники перцептивного подхода, выделяют следующие методы обучения праву:

- методы, отраженные в деятельности учителя: словестные, наглядные, практические методы (рассказ, лекция, демонстрация, практический пример и т.д.);

- методы, отраженные в деятельности учащегося: слуховые, зрительные, моторные восприятия.

Представители управленческой концепции, выделяют такие методы обучения праву как: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление и проверка знаний, умений и навыков.

По характеру познавательной деятельности, разработчики гностического подхода выделяют следующие методы обучения праву: информационно – рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Другие ученные – правоведы и практики выделяют довольно широкую классификацию методов обучения праву, на наш взгляд, довольно интересную и в тот же момент правильную классификация, по крайней мере с современного подхода к методике обучения правовым дисциплинам, представляет Серова О.А. Авто выделяет следующие методы обучения праву:

- практические (заключаются в решении практических проблем и задач);

- наглядные (предоставление учащимся иллюстраций и схем, созерцание определенных явлений и процессов);

- работа с учебным материалом, книгой (лекция, беседа, объяснение, разъяснение);

- словесные (чтение, изучение, выполнение реферативных работ, обзор, цитирование, конспектирование);

- видео метод (предоставление информации по средствам системы видео и изображений) [3, с. 5].

Рассмотрим подробно методы обучения, предложенные Серовой О.А., на примере обучения учащихся ВУЗов по очной, заочной форме обучения и с использованием системы дистанционных технологий.

Обычно обучение студентов, обучающихся на очной форме обучения, начинается с использованием таких методов как работа с учебным материалом. Использование данного метода подразумевает представление лекционного материала, разъяснение основных моментов правовой дисциплины, беседы и выражение собственного мнения учащихся. Следующими методами, которые используется при данной форме обучения являются словесные и наглядные методы, при использовании данных методов преподаватель представляет иллюстрации и схемы. При этом учащиеся производят конспектирование предоставленного материала, его обзор, на данном этапе так же возможно выполнение реферативных работ. В совокупности со словестными и наглядными методами могут использоваться так же видео – методы, и практические методы. Использование видео методов заключается в предоставлении обучающемся наглядного материала в форме видео или фото. Так, например, изучая такой предмет как криминалистика, обучающимся могут быть представлены орудия совершения убийства. При изучении гражданского и уголовного процесса, обучающиеся могут быть ознакомлены с ходом судебного заседания в форме видео трансляции. Практические методы используются в основном после изучения теоретических основ, данные методы построены на решении практических ситуации и задач.

К студентам, обучающимся на заочной форме обучения применяются практически те же методы, что и для студентов заочников, но в меньшем объеме. Так ввиду самой специфики обучения, такой метод как предоставление видео материалов, может быть упразднен, а вот практический и словестный метод обучения, наоборот, используются более чаще.

В России в силу сложных экономических условий имеет место и такая особенность: студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия. Решение перечисленных задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности большого количества работников. Реальная альтернатива этому – развитие системы дистанционного образования, которая позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. Общие концепции и принципы построения глобального образовательного пространства провозглашены в декларациях международных организаций и конгрессов (декларация ЮНЕСКО о высшем образовании, образовательные программы ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ», Болонское соглашение). В современных условиях совмещены процессы формирования двух глобальных пространств – образовательного и информационного. Они объективно взаимосвязаны, но не тождественны. Высшая школа России не является исключением из общемировой тенденции.

Особой категорией обучающихся, являются студенты, обучающиеся дистанционно. Дело в том, что коммерциализация ВУЗов и система их самостоятельности в условиях рыночных отношений, вынудила руководство данных заведений использовать дополнительные методы заработка, что способствовало возникновению дистанционных форм обучения. Данные формы очень удобны для студентов, желающих получить образование, но не имеющих возможности и времени посещать ВУЗ. Дистанционная форма обучения является довольно распространённой в различных странах, но в основном данная форма используется как система повышения квалификации. Недостатки данной формы обучения заключаются в том, к обучающемуся не применяется полный комплекс методов обучения, а применение некоторых из них является не достаточным.

Формирование внимания и выбора методов обучения к правовым дисциплинам начинается еще в школьном возрасте. Соответственно, в отличии от средне специальных и высших учебных заведений, в школе используются преимущественно наглядные методы изучения права, которые заключаются в представлении обучающимся иллюстрированных схем, картинок. В таком возрасте восприятие учащимися обычного лекционного материала, учебников, книг, кодексов будет малоэффективно.

Таким образом, на основании выше изложенного материала, можно сделать вывод о том, что в системе обучения праву существует множество классификаций различных методов обучения. В целом данные методы, на наш взгляд, можно свести к методам отраженным в деятельности учителя: словестные, наглядные, практические методы и методам, отраженным в деятельности учащегося: слуховые, зрительные, моторные восприятия.

Стоит отметить, что на результаты процесса обучения влияет интенсивность и эффективность использования самих методов обучения. Для того что бы результаты обучения были эффективными, необходимо комплексно подходить к разработке и внедрению методов обучения. Каждая правовая дисциплина построена определенным образом, так, одна может требовать, например, более интенсивно использовать практические методы обучения, а другая в обязательном порядке для лучшего усвоения материала может потребовать наглядные методы.

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Обще дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 256 с.

2. Кузьминский А.И. Технология и техника школьного урока: учебное пособие/ А.И. Кузьминский, С.В. Омельяненко. – К.:Знания, 2010 – 335 с.

3. Серова О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: конспект лекций / О.А. Серова. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. – 35 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (13.09.2016) W
Просмотров: 1051 | Теги: право, методы обучения | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск