Неоклассики осознавали, что модель совершенной конкуренции идеализирована и что на практике, как правило, встречаются модели несовершенной конкуренции, которые выводят рынок из равновесия.
Неоклассики утверждали, что рынок находится в состоянии равновесия только в какой-то момент времени, в целом же рынок прибывает в неравновесном состоянии. В этом случае в основе рыночного механизма лежит несовершенная конкуренция со своими формами проявления (монополия, олигополия и т.п.). Представления о несовершенной конкуренции дали институционалисты, подробно рассматривая условия существования ее типов. Такими условиями являются: 1) наличие ассоциативных (корпоративных) форм взаимодействия хозяйствующих субъектов; 2) склонность к фирменному способу хозяйствования; 3) доминирование корпоративных интересов над личными интересами.[1]
Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.
Различают следующие модели несовершенной конкуренции:
- чистая монополия;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия
Таблица 1 - Характеристика основных моделей рынка
Признаки модели рынка
|
Модели рынка
|
Совершенная конкуренция
|
Несовершенная конкуренция
|
Монополистическая конкуренция
|
Олигополия
|
Чистая монополия
|
Количество фирм
|
Множество
|
Много
|
Несколько
|
Одна фирма
|
Тип продукции
|
Однородная, стандартизированная
|
Мнимая или действительная дифференциация
|
Однородная или дифференцированная
|
Уникальная продукция
|
Продолжение таблицы 1
Степень контроля над ценой
|
Отсутствует контроль
|
Слабый, незначительный контроль
|
Частичный контроль
|
Высокая степень контроля
|
Условия вступления в отрасль
|
Ограничений нет, равный доступ к информации
|
Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации
|
Ограничен доступ на рынок и к информации
|
Доступ на рынок блокирован
|
Неценовая конкуренция
|
Отсутствует
|
Используются реклама, торговые марки и товарные знаки
|
Используется в значительной степени
|
Создание благоприятного имиджа фирмы
|
Примеры
|
Фермерские хозяйства
|
Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д.
|
Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д.
|
Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.
|
Рынок монополии - это доминирование на рынке одного продавца, способного оказывать влияние на цену, реализующего продукт, не имеющий близких заменителей, а появление в отрасли других продавцов заблокировано.
Источником монопольной власти могут выступать (барьеры на вход в отрасль):[2]
• исключительные права на ведение определенного вида деятельности или способа производства (производство опасных товаров, франшиза, авторские права);
• контроль над производственными ресурсами;
• эффект масштаба и конкуренция по цене;
• предпочтение потребителей (торговая марка);
• нечестная конкуренция как следствие незаконных действий.
Барьеры для вступления в отрасль редко являются абсолютно непреодолимыми из-за возможности замены сырья, научно-технического прогресса, динамики спроса на данную продукцию, других факторов.
Различают следующие типы монополий:
Закрытая монополия. Имеет место, когда положение на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Не получает высоких монопольных прибылей, так как предоставление исключительных прав сопровождается ограничениями по ценам и уровню прибыли.[3]
Открытая монополия. Носит временный характер. Существует, когда монопольная власть является результатом авторских достижений самой фирмы. Возможно получение монопольно высокой прибыли.
Естественная монополия. Характерна для отраслей с положительным эффектом масштаба, когда экономия от него настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой дает более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Присуща таким отраслям как трубопроводный, железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций. Находится под патронатом государства, регулирующего его деятельность.
Монопсония. Характерна концентрация монопольной власти у покупателя, когда фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке. Оказывает влияние на цены закупаемых благ.
Двусторонняя монополия. Имеет место, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Кривая спроса монополиста является кривой рыночного спроса, а кривая предложения монополиста является кривой рыночного предложения. Цена и количество определяется спросом и предложением, степенью информированности сторон друг о друге и их способности вести переговоры (рынок вооружений).
В современной экономике различают три вида структуры рынка: совершенную конкуренцию и монополию, представляющие собой предельные формы структуры рынка, и несовершенную конкуренцию, имеющую такой частный случай, как олигополия. Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем существует несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. Другими словами, в олигополии количество производителей больше, чем в монополии, но меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Олигополии могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (например, металл), так и дифференцированные товары (например, автомобили, стиральные порошки).[4]
[1] Кравцевич, С.В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции. – Чита: ЧитГУ, 2011. – С. 130
[2] Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики : учебник для вузов / Р. М. Нуреев. - 2-е изд. изм. - М.: НОРМА, 2009. – С. 268
[3] Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – С. 116
[4] Верещагин, А.А. Теоретические основы рынка олигополий // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2009. - № 4 (42). – С. 96
|