Агропромышленный комплек (АПК) представляет значимый элемент экономики Санкт-Петербурга, так как способствует обеспечению продовольственной безопасности города, обеспечивая не менее 60-65% продуктов питания. В АПК традиционно включают не только производящие мощности пищевой промышленности, но и перерабатывающие предприятия. Их совокупная доля составляет около 12,3% от всего объема продукции обрабатывающих производств Санкт-Петербурга. Однако основное внимание нацпроекта «Развитие АПК» в городе было направлено на производственные предприятия, а именно животноводческие комплексы.
Сельскохозяйственные предприятия, действующие на территории Санкт-Петербурга, представляют собой многоотраслевой комплекс хозяйствующих субъектов, задействованных на производстве и переработке мяса, молока, хлеба, овощей, картофеля, но действующих при этом в условиях крайне ограниченных площадей сельскохозяйственных угодий, обусловленных особенностями мегаполиса. Следует отметить, что несмотря на это, большинство предприятий прибыльны и эффективны.
Всего на рынке Санкт-Петербурга представлено 11 основных отраслей производственного комплекса, включающих около 80 крупных и средних предприятий, а также около 160 предприятий малого бизнеса, специализирующихся на выпуски отдельных наименований продуктов питания. Совокупный производимый продукт, выпускаемый на территории города, удовлетворяет не менее 60-65% потребностей в молочных продуктах, около 90% потребностей в хлебобулочных изделиях, а также около 10-11% потребностей в овощах, включая картофель, лук и пр. Общее количество персонала, занятого в сельском хозяйстве Санкт-Петербурга, составляет не менее 3500 человек.
Главное направление развития сельского хозяйства в Городе состоит в значительном повышении качества продукции, увеличении производительности труда, интенсивности производства в условиях серьезных ограничений на перспективы экстенсивного роста. Другими словами, главное на сегодня – это модернизация сельского хозяйства, строительство новых производств только с использованием современных технологий, разведение элитных пород крупного рогатого скота, позволяющего рассчитывать на повышенную производительность молока, мяса и т.д. Разумеется, ограниченные посевные площади подразумевают использование только высококачественных сортов овощных культур, выращенных из элитных семян.
В 2004 году на заседании Правительства Санкт-Петербурга развитие агропромышленного комплекса было обозначено в качестве приоритетного направления модернизации экономической политики. Позже принятые решения легли в основу проекта реализации национального проекта «Развитие АПК».
На сегодняшний день основные объемы производства сельхозпродукции приходятся на 3 предприятия, действующие в пределах города: «Детскосельский», «Пригородный» и «Шушары». Их главная специализация обусловлена климатическими и природными условиями: молочная продукция, мясо и мясные продукты, овощи, картофель, различные кормовые, декоративные, цветочные культуры.
Исходя из сложившейся ситуации были выделены три основных направления, на которые будут направлены усилия в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Санкт-Петербурге:
1 направление – ускоренное развитие животноводства;
2 направление – стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе (предпринимательство);
3 направление – обеспечение жильем молодых специалистов и их семей на селе.
Обозначенные направления, мероприятия, направленные на их реализацию, а также цели и задачи, были закреплены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, а затем переданы на региональный уровень, где были доработаны и адаптированы к реалиям (протокол заседания Совета №2 от 21 декабря 2005 г.).
Для Санкт-Петербурга были предложены следующие мероприятия:
1. Снижение стоимости и повышение доступности долгосрочных кредитов (до 8 лет) на строительство и развитие животноводческих комплексов;
2. Расширение объема поставок племенного скота, техники и оборудования по системе федерального лизинга, увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» для обеспечения работоспособности механизмов поставок;
3. Обеспечение достоверных прогнозов государственной таможенно-тарифной политики в сфере регулирования поставок мясной продукции и технологического оборудования для животноводство. Осуществляется через утверждение квот и объемов на мясо с 2006 по 2009 гг., согласно существующим договоренностям. Кроме того, предлагалась отмена пошлин на ввозимое оборудование для животноводства, не имеющее российских аналогов.
Целями направления «Ускоренное развитие животноводства» являлось, во-первых, увеличение производства мяса на 7%, во-вторых, увеличение производства молока на 4,5%, стабилизация поголовья КРС.
Для достижения поставленных целей были выделено направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК», целью которого, в свою очередь, было увеличение объема реализации продукции, произведенной на личных подсобных и фермерских хозяйствах на 6%.
Для реализации данного направления были предложены следующие мероприятия:
1. Увеличение количества выдаваемых доступных кредитов ЛПХ и КФХ, а также создаваемым ими сельхозкооперативам с целью повышения товарности хозяйств и доходов персонала сельхозпредприятий.
2. Развитие и обновление инфраструктуры заготовительных, снабженческих и сбытовых сельхозкооперативов.
3. Создание инфраструктуры и системы для земельно-ипотечного кредитования, с целью повышения доступности кредитов для сельхозпроизводителей за счет выдачи займов и кредитов под залог собственных земельных участков.
Теперь поговорим о направлении, по которому осуществлялась наиболее активная работа. Согласно национальному проекту «Развитие АПК», а точнее его направлению «Ускоренное развитие животноводства», Санкт-Петербург с 2006 года является участником работы по развитию животноводческих предприятий. В городе, как мы уже говорили, действуют следующие предприятия: ЗАО «Племенной завод «Ручьи» и СПК «Детскосельский», именно они стали главным объектом внимания в рамках нацпроекта. Здесь за два года (с 2006 по 2008) были построены два крупных животноводческих комплекса – мясной и молочный. Помимо этого, за тот же период проведена капитальная реконструкция двух свиноферм, занимающихся репродуктивным восстановлением поголовья.
Основная цель приоритетных национальных проектов, в том числе и проекта «Развитие «АПК» состоит в стимулировании инвестиционного потока в важные для страны отрасли. Сельскохозяйственная отрасль крайне важна для государства, поэтому на нее направленно особенное внимание, в том числе серьезные объемы государственных финансовых вливаний на строительство, модернизацию и реконструкцию животноводческих комплексов Санкт-Петербурга.
В 2008 году основные работы по реализации нацпроекта в городе были закончены. На смену ему пришла Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, сроки действия которой были ограничены 2008-2012 гг.
Также, как и при работе по нацпроекту, был разработан и утвержден план, отражающий основные направления государственного участия в развитии сельского хозяйства в Санкт-Петербурге, регулирующий финансовые затраты на мероприятия в рамках программы, оговорены условия выделения субсидий из городского бюджета на АПК, общий объем которых должен был составить 100 млн. рублей.
Дальнейшая работа свелась к принятию нормативно-правовых актов, оговаривающих условия предоставления субсидий, соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Санкт-Петербургом о предоставлении субсидий самому городу, который затем выделял для компенсации трат на закупку кормов и погашение краткосрочных кредитов, взятых на поддержку АПК.
Результатом проделанной работы стало трехкратное увеличение финансовой поддержки предприятиям АПК Санкт-Петербурга за счет федеральных бюджетных средств. Одним из важнейших условий их выделения стало совместное финансирование расходов на развитие сельского хозяйства в городе.
Таким образом, финансирование мероприятий государственной программы по развитию АПК, осуществлялось за счет бюджетных средств двух уровней – федерального и регионального.
Поддержка предприятиям АПК была существенной, что сказалось на результативности труда, качестве и объемах продукции. Предприятия частично закрыли накопленные кредиты, стали более устойчивы финансово, обновили производственную базу. Например, в СПК «Племенной завод», «Детскосельский» с 2006 по 2010 годы рост производства молока составил 11,0%, а его продуктивность увеличилась на 4,0% и достигла 8200 кг в год от одной коровы, что более чем в 2,5 раза выше среднероссийских показателей. Рентабельность производства молока возросла на 8,6% и составила 12,5%.
Санкт-Петербург является городом, который, к тому же находится в неблагоприятном для сельского хозяйства регионе. Город не имеет собственой сырьевой базы, поэтому предприятия «АПК» вынуждены брать краткосрочные кредиты на закупку зерна, молока, мяса, которые затем перерабатываются в продукты питания. Короткие кредиты стоят дорого, в результате чего снижается рентабельность производства. Благодаря субсидиям сельхозпроизводители получили возможность закупать сырье по более выгодным ценам, что сказалось на стоимости конечного продукта на прилавках.
Новые и реконструированные животноводческие комплексы, пищевые комбинаты, овощехранилища, оборудованные современным инновационным оборудованием, закупленным на бюджетные средства, позволили существенно увеличить объемы производства собственной продукции, сформировали на будущее основу для импортозамещения, а следовательно, повышения продовольственной безопасности города.
Отрасль «АПК» Санкт-Петербурга благодаря государственной программе развития, получила хороший толчок вперед, благодаря чему сохранилось количество рабочих мест, вырос уровень заработной платы, наметился приток инвестиций, что крайне важно на фоне вступления России в ВТО.
Однако все это не позволяет говорить о завершении работы. Перспективные проекты требуют дальнейшего внимания государства, поэтому в 2012 году в целях развития «АПК» Санкт-Петербурга, была принята Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия в городе на 2013-2020 гг. Программа соответствует Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства», Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности, а также Госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 года.
Реализация данной программы будет направлена на решение следующих социально-экономических задач:
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
- увеличение выпуска продукции пищевых и перерабатывающих предприятий;
- развитие перерабатывающих предприятий, а также инфраструктуры агропромышленного и продовольственного рынков;
- сохранение и восстановление плодородия почв Санкт-Петербурга и области;
- модернизация оборудования предприятий «АПК»;
- стимулирование инвестиционной деятельности;
- повышение рентабельности сельхозпредприятий, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Главное направление «АПК» в Городе состоит в значительном повышении качества продукции, увеличении производительности труда, интенсивности производства в условиях серьезных ограничений на перспективы экстенсивного роста.
- Санкт-Петербург – один из главных городов в России, поэтому значимость национальных проектов здесь особенно высока. Также как и в других регионах, здесь были реализованы четыре направления: «Здоровье и родовые сертификаты», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», а также «Развитие АПК». Координационный совет во главе с вице-губернатором Санкт-Петербурга контролировали процесс выполнения конкретных задач.
- Нацпроект в области здравоохранения стартовал в 2006 году. Был утвержден план его реализации, на основе которого были разработаны планы для каждого района города. В рамках нацпроекта было закуплено новое оборудование, открыты и модернизированы больницы, обучены и переподготовлены сотрудники, проведены обследования отдельных групп, диспансеризация граждан по группам. Наиболее активная работа велась в 2006-2007 гг., однако в дальнейшем она не прекратилась, но проводилась уже в рамках государственных программ. Программы реализовались через выполнение отдельных подпрограмм (всего их 10). Подпрограммы позволили распределить ответственность и сконцентрировать усилия на важных направлениях.
- Национальный проект «Образование» позволил существенно модернизировать образовательную систему города, сформировать новые точки роста, стимулировать профессиональный рост учительского состава. Для реализации также был создан Координационный совет, в состав которого вошли вице-губернатор, председатель Комитета по образованию, главы отделов образования по районам и т.д. Комитет осуществляет контроль реализации нацпроекта, мониторинг эффективности мероприятий, выполняет управляющие функции.
В городе были проведены конкурсы для учителей и учеников, проведен интернет во все школы, созданы компьютерные классы, определены направления реализации национальных проектов. В городе была создана бизнес-школа на базе Высшей школы менеджмента СПбГУ. Выделены направления развития системы образования (всего 9), в рамках которых велась основная работа. Ряд направлений уже закрыты (проведение интернета в школах, создание бизнес-школы, распределение субсидий инновационным школам и т.д.), остальные продолжают развиваться.
- Один из наиболее важных и сложных для реализации национальных проектов является «Доступное и комфортное жилье». Санкт-Петербург как один из крупнейших городов России привлекает к себе значительные массы внутренней миграции, в результате чего в городе остро ощущается дефицит доступного жилья, соответствующего современным требованиям комфорта.
За первые пять лет реализации нацпроекта (2006-2011 гг.) общий объем финансирования его реализации составил 658 млрд.рублей, однако строительство ведется и сегодня, хотя и несколько сниженными темпами. Ведется подготовка новых территорий, застраиваются новые районы, создается инфраструктура, строятся школы и детские сады. Ряд социально-значимых объектов подверглись капитальному ремонту и реконструкции.
В ближайшее время было запланировано введение новых участков, подготовка условий для строительства 9 млн. кв. метров жилья, проектирование и строительство домов для государственных нужд, строительство новых дорог, электросетей, тепло- и водоснабжения, канализации и т.д. Ожидается финансирование ряда социальных городских программ, переселение граждан из аварийного жилья и многое другое. Нацпроект «Комфортное жилье» можно по праву считать наиболее успешным в Санкт-Петербурге, хотя и реализованным со многими нарушениями и трудностями.
- Довольно неоднозначная ситуация с четвертым нацпроектом «Развитие АПК». Санкт-Петербург – крупный европейский город и немногие его жители знают о существовании в городе крупных сельскохозяйственных комплексов. Более того, они обеспечивают около 60-65% всего продовольствия города. Основные сельхозпредприятия Санкт-Петербурга – это животноводческие и перерабатывающие производства, выпускающие мясную продукцию, молоко, хлеб, овощи, картофель и т.д. Всего в городе задействовано около 80 крупных и средних предприятий, а также около 160 малых фирм.
Главные цели нацпроекта в Санкт-Петербурге состояли в повышении качества продукции, увеличении производительности, снижении расходов за счет модернизации и строительства новых производственных мощностей. Всего было выделено три направления – ускоренное развитие животноводства, развитие малых форм хозяйствования в АПК, обеспечение жильем молодых специалистов и их семей.
Было предложено снизить стоимость кредитов предпринимателям, занятым в АПК, расширить объемы поставок племенного скота, техники и оборудования, обеспечить прогнозируемую и предсказуемую таможенно-тарифную политику. В результате предпринятых мер возросли объемы и рентабельность производства молока и мяса, были реструктуризированы действующие и построены новые животноводческие комплексы, увеличился размер заработной платы, наметился поток инвестиций.
Дальнейшая работа в этой области будет продолжена в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года.
Таким образом, можно отметить, что в Санкт-Петербурге проведена значительная работа в рамках реализации национальных проектов. Реализованы значимые мероприятия, во многих сферах ситуация изменилась в лучшую сторону, однако требуется дальнейшая последовательная работа для того, чтобы уже потраченные средства не пропали в незавершенных проектах.
|