Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения реализуется на территории Санкт-Петербурга с 2006 года. В самом начале работы между Правительством Санкт-Петербурга и Министерством здравоохранения и соцразвития РФ было подписано соглашение, оговаривающее порядок и условия сотрудничества, а также составлен сетевой график реализации нацпроекта.
На основе последнего документа был разработан и утвержден План реализации национального проекта в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге. Он, в свою очередь, послужил основой для соответствующих планов в каждом административном районе города. Для контроля и координации процесса реализации нацпроекта был создан Координационный совет по реализации национального проекта в сфере здравоохранения во главе с вице-губернатором Санкт-Петербурга.
После того, как были завершены подготовительные работы, Комитет по здравоохранению провел ряд обучающих семинаров с руководителями отделов здравоохранения районов, главными врачами амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров по изучению и разъяснению материалов решения Коллегии Минздравсоцразвития России.
После этого были сформированы рабочие группы по всем направлениям нацпроекта, сформирован территориальный регистр врачей общей практики, врачей – участковых терапевтов, педиатров, медицинских сестер, работающих с перечисленными врачами, акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, акушерок и медицинских сестер женских консультаций, родильных домов (отделений) и перинатальных центров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Территориальные регистры использовались для назначения дополнительных стимулирующих и компенсирующих выплат всем обозначенным категориям медперсонала. После этого были заключены договора между территориальным Фондом обязательного медицинского страхования и амбулаторно-поликлиническими учреждениями о финансировании амбулаторно-поликлинических учреждений в части оплаты труда врачей и медицинских сестер.
Дополнительные выплаты персоналу были одним из первых и главных шагов нацпроекта. Так, уже в первом полугодии 2006 года денежные выплаты медицинским работникам составили:
1. из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – 183 694 874,00 рублей;
2. из консолидированного бюджета Санкт-Петербурга – 191 587 646,00 рублей.
Также в самом начале реализации проекта был проанализирован дефицит врачей общей практики, участковых врачей и педиатров в амбулаторно-поликлинических учреждениях города. На основе результатов этого анализа была сформирована заявка на подготовку и переподготовку необходимых специалистов на 2006-2007 гг. В цифрах потребность выглядела так: врачей – 1620 человек, медицинских сестер – 2483 человека.
В том же 2006 году был проведен анализ обеспеченности медучреждений специальным оборудованием, санитарным транспортом, необходимыми для оказания первичной медицинской помощи. Согласно отчету, полученному в результате проведенной работы, обеспеченность городских поликлиник Санкт-Петербурга диагностическим оборудованием составила только 55,5% от требуемой. Похожая картина наблюдалась и в других учреждениях первичного звена. Уже в 2006 году на закупку диагностического оборудования было выделено 193,5 млн. рублей, на закупку санитарного автотранспорта – 50 млн. рублей.
Одним из наиболее актуальных вопросов современной России, является ВИЧ-инфекция, гепатиты, их диагностика и лечение. Это направление было выделено в отдельный блок под названием «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ». Одним из первых решений в этой области было создание компьютерной базы данных пациентов с хроническими вирусными гепатитами В и С, а также отдельно база учета инфицированных ВИЧ и больных СПИДом пациентов, проживающих в Санкт-Петербурге. База данных постоянно обновляется и пополняется, позволяя оперативно отслеживать и реагировать на изменение ситуации. На ближайшее будущее было запланировано создание компьютерной сети, объединяющей базы данных всех амбулаторно-поликлинических учреждений Санкт-Петербурга. В настоящий момент база создана и находится в процессе наполнения.
Помимо создания базы данных, в 2006 году были реализованы следующие меры:
- произведена закупка 583 упаковок антиретровирусных лекарств;
- произведена закупка 98 упаковок диагностических тестов;
- проведено профилактическое обследование 292 739 человек;
- назначено лечение 806 пациентам.
Всего, за период с начала нацпроекта в 2006 году по конец 2011 года в Санкт-Петербурге лечение получили 7 120 пациентов с ВИЧ-инфекцией, что составило 94% от общего числа нуждающихся в лечении. Только в 2011 году на диспансерное наблюдение было поставлено 28 326 человек с ВИЧ-инфекцией, что на 1 744 человека больше, чем в 2010 году. Общая доля инфицированных ВИЧ и состоящих на диспансерном учете, составила 93,4%.
Около 80% беременных женщин, инфицированных ВИЧ, а также 99,5% новорожденных, получили профилактическое лечение. При этом, показатель перинатальной передачи инфекции составил менее 6%, что в полтора раза ниже, чем в целом по стране.
Кроме того, с 2007 г. по национальному проекту начали получать лечение и больные с вирусными гепатитами В и С. Противовирусную терапию в рамках нацпроекта в 2010 году получили 289 чел., в 2011 году - 891 чел., а с начала 2007 года -2 893 чел. Всего за период с 2007 по 2011 гг. на вирусные гепатиты В и С было обследовано 928 085 человек.
Большая работа проделана в области иммунизации населения Санкт-Петербурга в рамках национального календаря прививок. В первую очередь была определена численность населения Санкт-Петербурга, подлежащая дополнительной иммунизации против полиомиелита, краснухи, гепатита В, гриппа. Количество детского и взрослого населения, подлежащего дополнительной вакцинации, в Санкт-Петербурге в 2006–2007 годах составила 2 млн. 130 тыс. человек, в последующие годы порядок сохранился.
Большое внимание было уделено диспансеризации граждан, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, подлежащих дополнительной диспансеризации по каждому району Санкт-Петербурга. Так, в 2006 году численность работающего населения в возрасте 35–55 лет, подлежащего дополнительной диспансеризации, составило 164 700 человек. Работа по диспансеризации продолжалась ежегодно, вплоть до 2011 года.
На 2011 год утвержден план диспансеризации в количестве 65 000 человек. Выполнение плана дополнительной диспансеризации по оплаченным счетам составило 99,8%. При проведении диспансеризации зарегистрировано 48 401 заболевание, в том числе впервые выявленных 46 667 заболеваний.
На первом месте болезни системы кровообращения– 28,8 % , на втором болезни глаза и его придаточного аппарата -7,5 %, на третьем болезни мочеполовой системы– 5,0 %. Только 16,09% прошедших диспансеризацию здоровы, 74,68% нуждаются в дополнительном обследовании и лечении, 8,6% имеют риск дальнейшего развития болезни.
Отдельные усилия были направлены на реализацию программы «Родовые сертификаты». Идея распределенного целевого финансирования родовспомогательных государственных учреждений существовала давно, поэтому еще в 2005 году были проведены обучающие семинары для персонала государственных родовспомогательных учреждений, а 22.12.2005 года началась выдача родовых сертификатов.
В рамках реализации ПНП «Здоровье» по родовым сертификатам дополнительное финансирование учреждений службы детства и родовспоможения составило в 2011г. – 458, 616 млн. руб. На средства, полученные по родовым сертификатам, учреждения могут приобретать медикаменты, оборудование, выплачивать дополнительные средства сотрудникам.
В том же году активно осуществлялся пренатальный скрининг беременных женщин на определение различных нарушений внутриутробного развития ребенка. Охват обследования беременных женщин составил 98%.
Был организован и проводится неонатальный скрининг новорожденных с охватом обследования –100%. В 2011 году в результате скрининга выявлено 35 больных детей. Все дети получают специализированное лечение.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работает 22 центра здоровья для взрослых и 7 центров здоровья для детей. В среднем ежегодно сюда обращается около 70 000 человек, в том числе около 10 000 детей. Результаты центров здоровья можно оценить по следующим цифрам: в 2011 году по результатам обследования у 48 095 взрослых выявлены факторы риска развития заболеваний, в т.ч. у 6 828 детей, 11 406 взрослый и 3 580 детей признаны здоровыми.
Значительный объем средств потребовался на обеззараживание и утилизацию медицинских расходов. Для этих целей также приобретались автоклавы и другое специальное оборудование. Возросшая потребность в этом связана, в первую очередь, с увеличением объемов вакцинации, диспансеризацией, более широким лечением пациентов.
На сегодняшний день национальный проект «Здоровье» завершен, однако работа не остановлена. Напротив, на замену нацпроекта пришла Региональная программа Санкт-Петербурга «Развитие здравоохранения».
Согласно региональной программе «Развитие здравоохранения» структурные преобразования осуществляются на основе сформированной трехуровневой системы оказания медицинской помощи. В Санкт-Петербурге имеется основа такой системы, ее структура с указанием типов медицинских учреждений, входящих в каждый из трех уровней:
Реализация национального проекта «Здоровье» потребовала налаживания полноценного информационного обмена между административными органами и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также непосредственно между медицинскими учреждениями Санкт-Петербурга. Для подключения медицинских учреждений к единой информационной системе в 2006 году из городского бюджета было выделено 120 млн. рублей. Помимо общегородских мероприятий, средства на создание локальных сетей, приобретение компьютеров и программного обеспечения выделяются также администрациями районов. Средства идут в том числе на оборудование и приобретение техники для рентген-кабинетов и отделений.
Программа «Развитие здравоохранения», представляющая собой продолжение нацпроекта «Здоровье» в Санкт-Петербурге реализуется посредством внедрения ряда подпрограмм, направленных на развитие отдельных секторов медицинской службы. Перечислим 10 основных подпрограмм:
1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни;
2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
3. Развитие государственно-частного партнерства;
4. Охрана здоровья матери и ребенка;
5. Развитие медицинской реабилитации и сан. - курортного лечения;
6. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям;
7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения;
8. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях;
9. Развитие информатизации в здравоохранении;
10. Совершенствование системы территориального планирования Санкт-Петербурга.
Кратко рассмотрим содержание каждой из обозначенных программ.
Подпрограмма 1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
Цель подпрограммы - профилактика неинфекционных заболеваний, предупреждение и сокращение факторов их развития, внедрение здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи. Действующая подпрограмма утверждена Правительством Санкт-Петербурга на 2013-2015 гг.
В целях профилактики неинфекционных заболеваний в городе сформирована трехуровневая система первичной медико-санитарной помощи:
1-й уровень (индивидуальный) – это врачи общей практики, участковые врачи и средние медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, а также отделения и кабинеты медицинской профилактики, включая центры Здоровья, куда первично обращается гражданин.
На 1 января 2013 года отделения и кабинеты медицинской профилактики функционировали в 43 из 65 государственных поликлиник. Еще 13 кабинетов будут открыты в этом году.
2-й уровень (групповой) – это Центры и Школы зоровья.
На сегодняшний день в городе действуют 158 Школ здоровья. На индивидуальном и групповом уровне работают 29 Центров здоровья, которые посещает около 70 тысяч человек в год.
3-й уровень – это Городской центр медицинской профилактики, ведущее учреждение медицинской профилактики в регионе, координирующий работу первичного звена, обебспечивающий проведение вмассовых профилактических мероприятий.
Амбулаторная сеть Санкт-Петербурга
Первичная медико-санитарная помощь в Санкт-Петербурге представлена 103 поликлиническими отделениям и 66 отделениями общей практики. Однако в целом ситуация в городе неоднородная. Некоторые территории недостаточно обеспечены первичной медико-санитарной помощью. В их числе Выборгский, Приморский, Красносельский, Пушкинский районы.
Для повышения доступности первичной медико-санитарной помощи планируется несколько путей:
- строительство новых поликлиник (в плане их 6);
- открытие13 отделений общеврачебной практики;
- привлечение негосударственных структур на основе партнерства.
Недостаток специализированной первичной медико-санитарной помощи также может быть компенсирован привлечением врачей-специалистов: из 15 АКО городских стационаров; из 10 федеральных учреждений.
Планируется развитие стационарзамещающих технологий: открытие 16 дневных стационаров различного профиля, 65 стационаров на дому, 36 отделений медицинской реабилитации.
Подпрограмма 2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации
Цель подпрограммы соответствует ее названию, поэтому сразу перейдем к ее содержанию.
На сегодняшний день в городе имеет место выраженный дефицит коечного фонда, особенно в южной части города и частично на севере. Для восполнения запланировано строительство крупных многопрофильных стационаров в Приморском и Пушкинском районах, а также строительство терапевтического корпуса ГБ 15 в Красносельском районе.
Предстоит большая работа по перепрофилированию коечного фонда в соответствии потребностями населения. Ожидаемый избыток офтальмологических и хирургических коек, полученный в результате перехода на стационар - замещающие технологии, будет перепрофилирован в необходимые сейчас койки при ОНМК и медицинской реабилитации.
Большое значение уделяется развитию сосудистой медицины. Так, с 2010 года в Санкт-Петербурге работают региональные сосудистые центры, в которых оказывается медицинская помощь пациентам при ОКС и ОНМК. Кроме того, в 2013 году к экстренному оказанию медицинской помощи при ОКС присоединились 5 федеральных учреждений – Институт Алмазова, Университеты Мечникова и Павлова, Клиника МЧС и Военно - Медицинcкая академия.
Пациенты с ОНМК направляются в ближайшие по зонам обслуживания первичные сосудистые отделения, в которых оказывается медицинская помощь. Пациенты, которым показано эндоваскулярное вмешательство, направляются в РСЦ.
В 2011 году введены в строй сосудистые центры, созданные на базе 6 государственных учреждений здравоохранения. В год в среднем получают лечение от 7 до 10 тысяч человек с острым нарушением мозгового кровообращения, с острым коронарным синдромом - 7-8 тыс. чел., тромболитическая терапия для больных с ОНМК проводится 90-100 больным, с острым коронарным синдромом 400-500 больным.
В Санкт-Петербурге работаютают 8 травмоцентров, 2 из которых соответствуют требованиям травмоцентра первого уровня для лечения комбинированных поражений и сепсиса. Пострадавшие при ДТП и других несчастных случаях, имеющие сочетанные травмы, доставляются именно сюда.
С целью сокращения времени доезда до 20 минут в городе предполагается строительство 20 подстанций в 13 районах. Налаживаются механизмы взаимодействия с ГИБДД, проводятся кампании социальной рекламы, например «Уступи дорогу скорой». По возможности сокращается количество выездов на непрофильные вызовы. Так, например, с 1 февраля 2013 года из службы скорой медицинской помощи исключена транспортировка пациентов на гемодиализ (около 200 тыс. вызовов в год). Для компенсации предусмотрено создание службы неотложной помощи при городских поликлиниках.
Подпрограмма 3. Развитие государственно-частного партнерства
Несколько проектов в Санкт-Петербурге реализуется на основе государственно-частного партнерства. Вот основные из них:
- Проект создания лечебного корпуса на 480 коек на территории СПб ГБУЗ «Городская больница № 40».
- Проект создания и эксплуатации медицинского учреждения (взрослой и детской поликлиник) на территории района «Славянка» (взрослая и детская поликлиники мощностью 760 и 420 посещений в смену);
Кроме того, 109 медицинских негосударственных организаций участвуют в оказании медицинской помощи. Это гемодиализ, лабораторная диагностика, ЭКО, лучевая диагностика и терапия, стоматология.
Подпрограмма 4. Охрана здоровья матери и ребенка
Цель подпрограммы – развитие приоритетного направления деятельности, охрана материнства и детства.
Для создания доступной и комфортной среды предполагается строительство 8 новых детских поликлиник мощностью 2880 посещений в смену и реконструкция 2 имеющихся мощностью 800 посещений; 4 женских консультации в составе поликлиник для взрослых общей мощностью 680 посещений в смену. Планируется дополнительно ввести коечную мощность по детским стационарам на 550 коек III уровня с профилизацией по неонатологии, реабилитации и инфекционным болезням.
Основные проекты будут реализовываться в районах новой застройки. Кроме того, будут реконструированы 2 родильных дома с переходом на III уровень и увеличением мощности до 70 коек, а также введены два новых родильных домов III уровня с переездом в них родильных домов №6 и 17 и увеличением мощности до 140 коек. Общий рост составит 210 коек.
Реструктуризация детских санаториев предполагает закрытие маломощных учреждений районного подчинения (3 детских санатория) с переводом их в новые корпуса многопрофильных санаториев при сохранении общей мощности 2600-2700 коек, развитой реабилитационной базой и ежегодным получением санаторно-курортного лечения до 22 тыс. детей.
Подпрограмма 5. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения
Подпрограмма предполагает развитие реабилитационной медпомощи и санитарно-курортного лечения по всем профилям.
На сегодняшний день уже развернуто 1570 коек в реабилитационных центрах и 12 отделениях реабилитации, где пациентам оказывается стационарная помощь. Амбулаторную реабилитационную помощь оказывают 29 межрайонными центрами и поликлиниками, оснащенными необходимым оборудованием, техникой и тренажерами.
На конец 12013 года дефицит коек составляет 849 амбулаторных единиц, 1000 стационарных единиц и 1200 единиц в дневных стационарах АПУ. Дефицит предполагается закрыть путем введения нового корпуса больницы №40, а также перепрофилирования коек в многопрофильных стационарах.
Подпрограмма 6. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям
Цель подпрограммы – развитие системы паллиативной помощи детям.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действуют 4 хосписа, 4 отделения паллиативной помощи в стационарах и 20 выездных бригад «Хоспис на дому». В июне 2010 года было открыто новое хосписное учреждение для детей, включающее оказание амбулаторной и стационарной помощи с выездной службой хосписа. Дальнейшее развитие предполагает увеличение количества коек, обучение персонала, в том числе и за рубежом, создание новых кабинетов противоболевой терапии, а также привлечение негосударственных структур в рамках партнерского взаимодействия.
Подпрограмма 7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
В медицинских учреждениях города работают более 80 тыс. работников, в т.ч. 24 тыс. врачей, 35 тыс. среднего медицинского персонала и 12 тыс. младшего. На сегодняшний день этого недостаточно, поэтому решению проблемы кадрового обеспечения посвящена отдельная программа, согласованная с Минздравом.
Одним из важнейших результатов, позволяющих сохранить и мотивировать персонал, стало повышение заработной платы. Так, по итогам 2013 года средняя заработная плата врача в Санкт-Петербурге достигла 47 200 руб., среднего медицинского персонала – 29 400 руб., младшего медицинского персонала – 18 200 руб.
Подпрограмма 8. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях
Подпрограмма предполагает обеспечение лекарствами жителей Санкт-Петербурга в соответствии со Стратегией лекарственного обеспечения граждан РФ до 2025 года.
Подпрограмма 9. Развитие информатизации в здравоохранении
Подпрограмма предполагает максимальное развитие информационных технологий, информационных сетей и систем, обеспечивающих взаимодействие всех подразделений.
Так, по итогам 2012 года запись к врачу по телефону организована через 18 районных Центров. По телефону производится запись в 38% случаев обращений. По отдельным учреждениям этот показатель превышает 60%. Через интернет сегодня записывается около 10% пациентов. Около 15% записей с использованием медицинских информационных систем производится повторно на приеме у врача.
К 2015 году планируется подключение к системе электронной записи на прием к врачу 100% учреждений, ведущих амбулаторный прием. Кроме того, к этому времени будут значительно расширены возможности информационных систем. К 2020 году предполагается 100% охват граждан и полный переход на электронные медицинские карты. В результате будет значительно снижен объем бумажного документооборота на 70%.
Кроме того, предполагается значительное увеличение количество случаев оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий до 50 тыс. в год. Интенсивное развитие получит информирование граждан с использованием электронных сервисов.
Подпрограмма 10. Совершенствование системы территориального планирования Санкт-Петербурга
Подпрограмма предполагает развитие системы территориального планирования, в соответствии с отраслевой схемой развития системы учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, а также адресной инвестиционной программой. Финансирование подпрограммы будет проводится из федерального бюджета, средств ОМС, средств бюджета Санкт-Петербурга. Предполагается привлечение частных средств на правах партнерства. Главным вектором развития должно стать создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи по всем другим направлениям и внедрения маршрутизации пациентов.
|