Суббота, 11.01.2025, 22:54
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Налоговая система Швейцарии

Особенности налогообложения

 

Швейцарская система налогообложения отражает федеративное устройство страны, состоящей из 26 независимых кантонов, в которых имеется около 2650 самостоятельных муни ципальных образований. В соответствии с конституцией, все кантоны обладают полным правом налогообложения, за исключением тех налогов, сбор которых является прерогативой федерального правительства.

Как в федеральном, так и в кантональном налоговом законодательстве предусмотрена возможность использовать специальный порядок налогообложения, часто называемый аккордным налогообложением, в соответствии с которым определенные налогоплательщики, являющиеся резидентами Швейцарии, облагаются налогом на основе затрат и стоимости проживания в Швейцарии, а не в общеустановленном порядке на основе совокупного дохода и активов [8].

Налогоплательщики, имеющие право воспользоваться порядком аккордного налогообложения, – это лица, которые впервые становятся временными или постоянными резидентами Швейцарии или возвращаются в Швейцарию по прошествии не менее десяти лет и которые не осуществляют в Швейцарии никакой оплачиваемой трудовой деятельности. Граждане Швейцарии имеют право на такое налогообложение только в налоговый период, совпадающий с получением статуса резидента, в то время как иностранные граждане имеют право на такое налогообложение в течение неограниченного периода, при соблюдении установленных условий. Условия аккордного налогообложения фактически предусмотрены для независимых в финансовом отношении лиц, которые не намерены работать в Швейцарии.

В случае переезда в Швейцарию обоих супругов каждый из них должен соответствовать условиям аккордного налогообложения. Как правило, не допускается ситуация, при которой один супруг облагается аккордным налогом, а другой – в обычном порядке. Налоговая база рассчитывается ежегодно в соответствии с расходами, которые понес налогоплательщик в Швейцарии и за ее пределами. При этом учитываются расходы не только налогоплательщика, но и его супруга (супруги) и находящихся на иждивении детей в период их проживания в Швейцарии. Обычно принимаются во внимание расходы на питание, одежду и жилье, образование, развлечения, а также прочие расходы, сопряженные с обеспечением уровня жизни. Точный расчет производится совместно с соответствующими налоговыми органами того кантона, в котором лицо желает стать резидентом.

В любом случае минимальная налоговая база должна быть равна: а) сумме, составляющей не менее пятикратного размера арендной платы за арендуемое жилье или пятикратного размера условно начисленного дохода домовладельцев или б) двукратной сумме годовых затрат на проживание, если налогоплательщик проживает в гостинице или подобном месте. В случае, если налогоплательщик является владельцем или арендатором более чем одного объекта недвижимости, учитывается более дорогой из них.

Как правило, лица, избирающие аккордное налогообложение, считаются резидентами Швейцарии и также имеют право на налоговые льготы по доходам из иностранных источников в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения. Однако некоторые соглашения допускают предоставление налоговых льгот, только если весь доход из страны источника облагается налогом в Швейцарии в общеустановленном порядке.

В 2009 году в кантоне Цюрих был проведен референдум, результатом которого стало требование отмены аккордного налогообложения на кантональном/коммунальном уровне. Так как население кантона Цюрих одобрило проект, эта форма налогообложения будет отменена с 1 января 2010 года. Другие кантоны тоже могут принять подобное решение.

 

 

2.2 Классификация налогов по уровню управления

 

Как следствие, в Швейцарии приняты два уровня налогообложения – федеральный и кантональный/общинный [9].

Федеральный уровень:

- налог на прибыль корпораций

- индивидуальный подоходный налог

- налог, удерживаемый у источника

- налог на добавленную стоимость

Кантональный уровень:

- налог на прибыль корпораций

- налог на капитал

- индивидуальный подоходный налог

- налог на богатство

- налог на наследство и дарение

 

 

2.3 Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налогообложение юридических лиц

Налог на прибыль корпораций – федеральный уровень

Швейцарская Федерация взимает налог на прибыль корпораций по фиксированной ставке 8,5% от суммы дохода корпораций и кооперативов после удержания налога. Для ассоциаций, фондов и других юридических структур, а также для инвестиционных трастов, единая ставка составляет 4,25%. На федеральном уровне налог на капитал не взимается.

Компании-резиденты облагаются налогом на совокупную прибыль, полученную во всех странах, за исключением доходов, которые относятся к иностранным постоянным учреждениям (представительствам) или иностранному недвижимому имуществу. Подобная прибыль исключается из швейцарской налоговой базы и учитывается только с целью установления прогрессивной ставки в тех кантонах, в которых продолжают использоваться прогрессивные налоговые ставки.

В случае компаний-нерезидентов налогом облагается только прибыль из швейцарских источников, т.е., прибыль и доход от прироста стоимости капитала, полученные от коммерческой деятельности, постоянного учреждения (представительства) или недвижимого имущества в Швейцарии, причем к прибыли от недвижимого имущества относится прибыль от торговли недвижимостью.

В основном база для определения размера налогооблагаемой прибыли формируется из нормативной финансовой отчетности швейцарской компании, а в случае иностранной компании – из отчетности филиала. Различий между уставной и налогооблагаемой прибылью почти не имеется, за исключением различий, связанных с освобождением от уплаты налогов c доходов от дивидендов и прибыли от вложенного капитала, необходимостью корректировок некоторых статей баланса, предусмотренных налоговым законодательством, а также возможностью переноса убытков на счет следующих периодов (перенос убытков возможен в течение семи лет). Наиболее распространенными категориями допустимых налоговых вычетов являются амортизация, затраты на уплату налогов, расходы по уплате процентов, а также расходы на управление, услуги и роялти, причем последние две категории подлежат вычету в той степени, в которой они соответствуют принципу «вытянутой руки» (условия сделки между независимыми сторонами).

Налог на прибыль корпораций – кантональный/ общинный уровень

Благодаря гармонизации налогообложения на кантональном/ общинном уровне, в большинстве случаев налоговые правила идентичны или в значительной степени аналогичны перечисленным выше правилам, действующим на федеральном уровне (например, освобождение на основании доли участия акционера, правила переноса убытков на последующие периоды и, в большинстве случаев, правила недостаточной капитализации).

В отличие от федерального закона о налогообложении в Швейцарии, все налоговые законы, принятые в кантонах, предусматривают особые режимы налогообложения, которые могут применяться в случае соблюдения закона о гармонизации налогообложения. Налоговыми режимами, имеющими значение на международном уровне и преобладающими в Швейцарии, являются:

A) Холдинговая компания

Налоговый статус холдинговой компании предоставляется швейцарским компаниям (или постоянному учреждению/представительству иностранной компании), основной целью которых в соответствии с уставом является владение и управление долгосрочными инвестициями в собственный капитал аффилированных компаний. Компания также должна пройти дополнительную проверку состава активов или доходов, в соответствии с которой две трети активов компании должны состоять из существенного владения акциями или долями участия в капитале, либо две трети общего дохода компании должны состоять из прибыли от акционерного участия (дивиденды или доход от прироста стоимости капитала).

Соответствующая установленным требованиям холдинговая компания освобождается от уплаты всех кантональных/общинных подоходных налогов, за исключением дохода от недвижимости в Швейцарии, который облагается налогом после вычета стандартных ипотечных расходов, сопряженных с такой недвижимостью. В принципе, эффективная налоговая ставка, применимая к холдинговой компании, составляет 7,83% (то есть ставка федерального подоходного налога) до предоставления освобождения в отношении дивидендов и доходов от прироста стоимости капитала. На кантональном/общинном уровне действует сниженный налог на капитал.

Б) Смешанная торговая компания

В кантонах используются различные названия, однако в международном контексте такой налоговый статус, чаще всего, известен как «смешанная торговая компания».

Смешанная компания может осуществлять ограниченную коммерческую деятельность на территории Швейцарии. Как правило, не менее 80% дохода от коммерческой деятельности должно поступать из источников, расположенных за пределами Швейцарии (то есть из источников в Швейцарии должно поступать не более 20% дохода). Во многих кантонах существует дополнительное требование, согласно которому 80% затрат должно быть связано с деятельностью, осуществляемой за рубежом.

Если компания выполняет вышеназванные требования, то она может ходатайствовать о налоговом статусе в соответствии со следующими условиями:

- соответствующие определенным условиям доходы от долевого участия (включая дивиденды, доходы от прироста стоимости и прибыль от переоценки) освобождены от налогов;

- прочие доходы, полученные в Швейцарии, облагаются налогом по стандартным ставкам;

- доходы, полученные за границей, подлежат частичному налогообложению на кантональном/коммунальном уровне в зависимости от масштабов деятельности компании в Швейцарии;

- коммерчески обоснованные расходы, связанные с определенными видами доходов и поступлений, подлежат вычету. Убытки, связанные с долевым участием, засчитываются только в счет налогооблагаемых прибылей от долевого участия (т.е. прибылей, не освобожденных от налога);

- применяются льготные ставки налога на капитал.

Налог на капитал [8]

Годовой налог на капитал на кантональном/общинном уровне взимается только в кантонах. В основе расчета налога на капитал лежит, в общем случае, чистый собственный капитал компании (то есть собственный капитал, оплаченный избыточный капитал, уставные резервы, прочие резервы, нераспределенная прибыль). Налоговая база компаний также включает любые провизии, не допускаемые в качестве вычетов для целей налогообложения, любые прочие скрытые резервы, а также задолженности, которые, с экономической точки зрения, имеют характер собственного капитала компании в соответствии со швейцарскими правилами недостаточной капитализации. В некоторых кантонах также предусмотрен зачет кантонального налога на прибыль корпораций против налога на капитал. В кантонах действуют разные налоговые ставки, которые зависят от налогового статуса компании. В 2009 г. ставки были в диапазоне от 0,0010 до 0,5288% для компаний, облагаемых налогами в общем порядке, и от 0,0010% до 0,4028% для компаний, имеющих право на специальный режим налогообложения.

Налог, удерживаемый у источника

Федеральный налог, удерживаемый у источника выплаты, взимается с валовой суммы дивидендов, выплачиваемых швейцарскими компаниями, с доходов от облигаций и аналогичных долговых обязательств швейцарских эмитентов, а также с определенных выплат доходов, производимых швейцарскими инвестиционными фондами, и с процентных платежей по депозитам в швейцарских банковских учреждениях. Налог у источника также удерживается с лотерейных выигрышей и страховых выплат.

Как правило, заeмщик несет налоговые обязательства и также обязан удерживать причитающуюся сумму налога независимо от того, имеет ли получатель право на полный или частичный возврат налога. Возврат налога возможен только при условии, что соответствующие доходы задекларированы надлежащим образом для целей подоходного налогообложения. Целью такой меры является предотвращение уклонения от уплаты налогов. В случае корпоративных налогоплательщиков, являющихся резидентами Швейцарии, удерживаемый у источника налог возмещается посредством возврата, тогда как в случае физических лиц этот налог зачитывается в счет общей суммы налоговых обязательств в установленном порядке налогообложения.

Для налогоплательщиков, не являющихся резидентами Швейцарии, налог у источника представляет собой окончательное налоговое обязательство. Тем не менее частичный или полный возврат налоговых платежей может быть предоставлен на основании международного соглашения об избежании двойного налогообложения или двустороннего соглашения, заключенного между Швейцарией и страной, в которой получатель доходов является резидентом.

Также следует отметить, что в определенных случаях может применяться порядок уведомления, заменяющий удержание и возврат налога при распределении дивидендов.

Налог на добавленную стоимость

Хотя Швейцария и не является членом ЕС, принципы взимания НДС установлены здесь в соответствии с шестой директивой стран-членов Евросоюза по гармонизации правовых норм, связанных с НДС («Шестая директива ЕС о налоге на добавленную стоимость»), т.е., НДС представляет собой некумулятивный многоступенчатый налог с вычетом налога, уплаченного по приобретенным товарам (услугам). Как следствие, налог на добавленную стоимость является в Швейцарии косвенным налогом и взимается на федеральном уровне на всех этапах производства и поставок большинства товаров и услуг. Лицом, уплачивающим налог, является поставщик товаров или услуг (т.е. размер налога рассчитывается на основании стоимости, уплаченной получателем товаров/услуг).

 

 

2.4 Налоги, уплачиваемые физическими лицами

 

Индивидуальный подоходный налог

Физические лица облагаются налогом на федеральном и кантональном/общинном уровне, если они являются постоянными или временными резидентами Швейцарии. Статус временного резидента предоставляется при условии, что лицо находится на территории Швейцарии в течение а) не менее 30 дней, осуществляя профессиональную деятельность, или б) 90 и более дней без осуществления какой-либо профессиональной деятельности. В соответствии со швейцарской системой налогообложения, партнерства являются «прозрачными»; следовательно, каждый партнер облагается налогами в индивидуальном порядке.

Доход супружеских пар суммируется и облагается налогом в соответствии с принципом семейного налогообложения. Доход несовершеннолетнего ребенка добавляется к доходу взрослых, за исключением дохода ребенка, полученного от оплачиваемой занятости, которая облагается налогом отдельно. Федеральный, а также кантональный/общинный подоходные налоги взимаются налоговыми органами кантона и устанавливаются на период одного (календарного) года, на основании налоговой декларации, заполняемой налогоплательщиком.

Физические лица, являющиеся резидентами, облагаются налогом на их всемирный доход. Однако, доходы полученные от коммерческой деятельности, осуществляемой за границей, от постоянных учреждений (представительств) и недвижимого имущества, расположенного за границей, не облагаются налогом и учитываются только для определения применимой налоговой ставки (освобождение с прогрессией). Общая сумма дохода включает доход от зависимой или независимой личной деятельности, доход от компенсационных или вспомогательных выплат, а также доход от движимого и недвижимого имущества. Некоторые виды дохода, такие как наследство, дарение и права на общую собственность супругов, субсидии, выплачиваемые из частных или государственных источников, и т.п. не облагаются налогом в соответствии с законодательством. Кроме того, физическое лицо вправе вычитать расходы, сопряженные с обеспечением заработка, включая, например, расходы на проездот дома до места работы, отчисления социального страхования и отчисления из валового дохода в утвержденные сберегательные программы. Дополнительные вычеты могут быть заявлены для детей-иждивенцев и в сумме страховых взносов, а также для супружеских пар и пар с двойным доходом. При этом размер допустимых налоговых вычетов может меняться в зависимости от кантона. Далее, процентные платежи по ссудам, ипотечным кредитам и т.п. вычитаются в полном размере для коммерческих целей. Однако, допустимый размер вычета суммы процентов, связанной с частными активами, ограничен совокупным доходом от движимых и недвижимых активов плюс 50 000 швейцарских франков. В настоящее время обсуждается проект закона, предусматривающий отмену налогообложения арендной стоимости для собственников недвижимости, использующих ее для собственного проживания, что повлечет за собой и одновременное ограничение вычетов процентов по кредиту из налогооблагаемого дохода с имущества, действующих в настоящее время. Налоговые ставки для физических лиц как правило являются прогрессивными, тогда как на федеральном уровне установлена максимальная ставка налога 11,5%. Кантоны могут устанавливать собственные налоговые ставки. Максимальные применимые кантональные налоговые ставки, следовательно, весьма различаются в разных кантонах (в столицах кантонов от 12 до 30%).

Налог на богатство

Налог на богатство взимается только на кантональном/общинном уровне согласно соответствующим нормам налогообложения кантона и установленным ставкам. Налог исчисляется, исходя из суммы валовых активов, включая, среди прочего, недвижимое имущество, движимые активы, такие как ценные бумаги и банковские депозиты, выкупную стоимость страхования жизни, автомобили и т.п. Налогом также облагаются активы, не приносящие какого-либо дохода.

Налог на наследство и дарение

В связи с отсутствием гармонизации налогов на наследство и дарение, кантоны имеют право взимать подобные налоги, причем различные нормативные акты кантонов значительно отличаются друг от друга практически во всех аспектах. За исключением кантона Швиц все кантоны взимают налоги на наследство и/или дарение, если умерший или даритель являлся резидентом соответствующего кантона, либо если недвижимое имущество, расположенное в кантоне, было передано в пользу другого лица.

Ставки налога на наследство и дарение в большинстве случаев являются прогрессивными и обычно зависят от степени родства между умершим или дарителем и бенефициаром и/ или от суммы, полученной бенефициаром. Во всех кантонах супруги освобождены от налогов на наследство и дарение; в большинстве кантонов также освобождаются прямые потомки [8].

 

 

2.5 Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации и Швейцарии

В таблице 1 произведем сравнительный анализ налоговой системы Швейцарии и России

Таблица 1 - Сравнительный анализ налоговой системы Швейцарии и России по качественным и количественным критериям

Критерий сравнения

Российская Федерация

Швейцария

1

2

3

Качественные критерии

1. Наличие НДС

Взимается

Взимается

2. Наличие налогов, базой которых явля­ется выручка от реализации продукции (отчислений в дорожные фонды), кроме налога на добычу полезных ископаемых

Взимаются

Взимаются

3. Возможность применения систем ре­грессивного баланса при начислении амортизации

Отсутствует

Имеется

4. Наличие налога на богатство

Отсутствует

Имеется

5. Наличие аккордного налогообложения

Отсутствует

Имеется

6. Уровни налоговой системы

3 уровня

2 уровня

7. Налог на наследство

Отсутствует

Имеется

8. Наличие прогрессивной системы налогообложения по НДФЛ

Отсутствует

Имеется

9. Минимальные ставки по НДФЛ

9%

11,5%

10. Ставка налога на прибыль

20%

8,5

11. Транспортный налог

Имеется

Отсутствует

 

Налоговая система РФ и Швейцарии имеют довольно много различий, в основном это различия в уровнях налогообложения, системе и видах налогов, ставках налогов.

2.6 Возможность применения опыта построения налоговой системы Швейцарии в Российской Федерации

 

На наш взгляд в России можно применить отдельный опыт налогообложения Швейцарии, а именно, например применение регрессивной ставки налогообложения по НДФЛ, а так же налога на богатство. Остальные же налоги двух стран имеют идентичные свойства, но разные ставки, которые устанавливаются Правительством страны.

Налог на богатство (на роскошь) в РФ уже обсуждался на уровне Правительства, но так и не был принят, так же как и обсуждались повышения акцизов и отмена транспортного налога, но все эти обсуждения не были реализованы.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 657 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск