Несовершенная конкуренция - это такая организационная структура рынка, при которой могут быть затруднены вступления в него и ограничен выход к информации. Продукт, товар, продаваемый на таким образом организованном рынке, может быть дифференцирован или уникален, в связи с чем предприниматели могут назначать и продолжительное время удерживать монопольную, собственную, цену[1].
Теорию и инструментарий механизма рынка несовершенной конкуренции разрабатывали такие экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон[2], Дж. Хикс и др. В их научных трудах содержатся характеристики: причин нарушения механизма свободного конкурентного ценообразования; средств, с помощью которых отдельные производители получают возможность контролировать цены на рынке товаров.
Основные положения теории рынка несовершенной конкуренции: монополист обладает властью над ценой и волен повышать или понижать ее в целях управления в своих интересах спросом и предложением на рынке своих товаров. При этом он сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной; в экономике любой страны существуют естественные монополии, когда отрасль состоит всего из одной фирмы (например, снабжение газом, электроэнергией, связью и др.). Здесь средние издержки минимальные, а прибыль наибольшая; в условиях монополии существуют входные барьеры для фирм-новичков для входа на рынки, где хозяйничают фирмы-старожилы.
В числе барьеров вхождения могут быть: наделение правительством фирм исключительными правами; обладание собственностью на редкие или невосполнимые ресурсы, авторские права и патенты; эффект масштаба, когда для входа на данный рынок, например, нужен очень крупный капитал, нелегальные методы борьбы монополий с новыми конкурентами на их рынке[3].
Потери от несовершенной конкуренции (рыночное несовершенство) проявляются в нарушении механизмов свободной конкуренции.
Отличительные признаки рыночных структур и форм конкуренции в механизме рынка несовершенной конкуренции: данный продукт производится только одной, двумя или ограниченным количеством фирм.
Савельева Н.К. отмечает, что степень контроля над ценами на рынках несовершенной конкуренции такова: если это монополия - она очень высокая, если дуополия или олигополия - частичная[4].
Потери от несовершенной конкуренции вызваны следующими обстоятельствами: власть монополиста над ценой позволяет ему получать монопольно более высокую прибыль, чем при совершенной конкуренции, и в результате в целом для общества монополизм наносит ущерб; власть над ценой монополиста или несовершенного конкурента в целом для общества может быть выгодной, если он ведет политику снижения цен, техническое обновление параметров изделий, производит массовую стандартизованную продукцию.
[1] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. 4-е изд. – М.: Дело ЛТД, 2011, С. 118
[2] Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции (переиздат.). М.: Юнити 2009, С. 325
[3] Щапова К.М. Природа рыночных взаимодействий в условиях несовершенно конкуренции /Научный журнал «Вестник магистратуры» № 12(27) г. Йошкар – Ола. 2013 – С. 130
[4] Савельева Н.К. Описание целевых групп потребителей с точки зрения восприятия ценовой и неценовой конкуренции на рынке банковских услуг//Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2012. № 2. – С. 32
|