Вторник, 14.05.2024, 14:58
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Нормативно правовое регулирование образования и образовательного процесса в РФ

Нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых. Конституция РФ также предоставляет право своим гражданам обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право вой защиты.
Воронкова Е.И. отмечает, что «международно-правовые нормы играют все возрастающую роль в механизме правового регулирования образовательных отношений в условиях развития интеграционных процессов в этой сфере» [12].
В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями - Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами [8].
Ведущее место среди них занимает, безусловно, Всеобщая декларация прав человека. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано способствовать полному развитию человеческой личности; воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам; содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами; содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Говоря о внутригосударственном законодательстве РФ, закрепляющем и конкретизирующем право человека и гражданина на образование, необходимо отметить, что, по мнению Д.А. Ягофарова, образовательное законодательство России представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компетенции: акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправления.
В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования. В связи с его принятием в 2013 году прекратили свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются: «установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования» [11].
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита, принадлежащего гражданам конституционного права на образование в Российской Федерации;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Система регионального законодательства об образовании, понимаемая как совокупность законов и подзаконных актов, представляет собой огромный массив нормативных правовых актов. Прудникова А.С. утверждает, что «основная функция этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования, и, прежде всего, образовательных правоотношений, вытекающих непосредственно из естественного права человека на образование» [37].
В большинстве субъектов Федерации существуют собственные законы в области образования, например, как Закон Московской области от 30 апреля 2009 года № 41/2009-ОЗ «Об образовании». В данных законах, как и в аналогичных актах других субъектов, полномочия органов государ-ственной власти в сфере образования не только уточнены и конкретизированы, но и связаны со всей системой нормативного правового регулирования на территории субъектов Российской Федерации.
Нормы региональных законов об образовании нередко получают развитие в законах, имеющих более узкий предмет регулирования. Например, к таким нормативным правовым актам можно отнести Закон Брянской области от 13 мая 2005 года №59-З «О начальном профессиональном образовании».
Законодательство Российской Федерации по образованию разделяет компетенции органов управления образования на два уровня: федеральный, муниципальный.
Правовыми средствами обеспечения деятельности всех типов (государ-ственных и негосударственных) образовательных учреждений РФ являются следующие составляющие механизма правового регулирования системы образования [16]:
1. Конституция Российской Федерации. Это не только ст.43, которую традиционно упоминают в этом контексте, но и ст.8 о многообразии форм собственности и свободе экономической деятельности, ст.34, гарантирующая свободу предпринимательства, ст.44 о свободе научного и других видов творчества, преподавания, обеспечивающая академические свободы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, а также право студентов на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям и др.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Указы Президента Российской Федерации, оперативно разрешающие актуальные проблемы системы: «О некоторых мерах по усилению государ-ственной поддержки молодых ученых - кандидатов наук и их научных руководителей».
4. Постановления Правительства Российской Федерации, которыми утверждены такие важнейшие акты, как Положение о лицензировании образовательной деятельности, Правила оказания платных образовательных услуг,
5. Документы концептуального характера, такие, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г., Концепция государственной молодежной политики и др.
6. Ведомственные акты, издаваемые Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральным агентством по образованию (ФАО).
Кроме выше перечисленных важную роль в нормативно-правовом регулировании деятельности образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования г. Кемерово и Кемеровской области, принадлежит:
1. Административным договорам, которые заключаются между федерацией и ее субъектами по вопросам образования, между федеральным органом исполнительной власти и органами управления образованием субъекта федерации.
2. Локальным актам, принимаемым учебными заведениями в пределах их компетенции (уставу, положениям, приказам и распоряжениям). Локальные акты играют важную роль в регулировании жизнедеятельности вузов, поскольку позволяют оперативно отражать происходящие изменения в отношениях в сфере дошкольного образования.
Как отмечает Осипова Л.Б. «сегодня связь между современным, каче-ственным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна» [34]. Для стра-ны, которая ориентируется на инновационный путь развития, важно дать си-стеме образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная за-дача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи Харисова Л.А. предлагает два взаимодополняющих подхода, во-первых, «предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики - чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех» [42].
Во-вторых, «проект предполагает внедрение новых управленческих ме-ханизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием позволят сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества» [42].
Значительные измененияe уже сегодня коснулись механизмов финанси-рования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) / [Электронный источник] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 06.10.2016)
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р; г. Москва. [Электронный источник] / URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 06.10.2016)
3. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 4. С. 1-9.
4. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государ-ственно-общественного управления, практики общественной оценки деятель-ности школы//Известия Российского государственного педагогического уни-верситета им. А.И. Герцена. -2012. -№ 152 -С. 180-185.
5. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 169 с.
6. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2012. 128 с.
7. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 160 с.
8. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2013.
9. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2015. -№ 174. -С. 17-25.
10. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2011. -С. 10-37.
11. Волков, В.Н. Определение концептуальности изменений в общем образовании как научная проблема.//Социология и право. 2014. № 4 (26). -С. 29-30.
12. Воронкова, И.Е. Наука управления: основные школы и подходы / Экономическая среда. 2015. № 4 (14). С. 93-97.
13. Гарькина, И.А., Данилов, А.М. Системный подход к повышению качества образования / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – № 4. – Т. 19. – С. 4-7.
14. Гарькина, И.А., Данилов, А.М., Волкова, О.В. Формальные методы при моделировании и идентификации организационных систем // Современные проблемы науки и образования. –2013. – №6.
15. Гельмс, А.В. Реформы системы образования в Российской Федерации: концептуальный замысел, практическая реализация, общественное восприятие (1991-1999 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. М. 2012. 20 с.
16. Георгизова, Е.В., Кокоева Н.В. Основы деятельности по управле-нию современной школой / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 6-2 (86). С. 24-28.
17. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипо-ва//Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 1
18. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2016. 352 с.
19. Грибоедова, Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - № 68. - С.50-60.
20. Грушевский, С.П., Остапенко, А.А. Сгущение учебной информации в профессиональном образовании. Монография. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. 188 с.
21. Егоршин, А.П. Управление российским образованием. Н. Новгород, 2012. 384 с.
22. Зборовский, Г.Е., Костина, Н.Б. Социология управления /Г.Е. Зборовский. -М., Гадарики, 2015. -272 с.
23. Карпова, С.И. Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. -М, 2013. -45 с.
24. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и воз-можные решения / Т. Л. Клячко. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 48 с. — (Научны е доклады : образование).
25. Ковальчук, О.В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем//Человек и образование. -2013. -№ 3 (36). -С. 92-97.
26. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функ-ций.//Проблемы и перспективы развития экономики и управления. -Новосибирск: Изд. «Априори», 2011. -228 с. -С. 206 -211.
27. Косарецкий, С.Г., Моисеев, А.М. и др. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки/под общ. ред. С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной: монографический сборник. -М.: Вердана, 2014.
28. Костылёва, С. Ю. Экономические отношения субъектов образова-тельного пространства в РФ//Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 5 (97). С. 52-60.
29. Костылёва, С. Ю. Институт высшего образования в контексте эко-номического развития//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2013. № 1 (45). С. 148-154.
30. Кнорринг, В. Теория, практика и искусство управления. -М.: Издательство НОРМА -ИНФРА, 2014. -283 с
31. Ларионов, Г.В. Теоретические и методологические аспекты инновационного менеджмента в сфере управления персоналом. -М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2012.
32. Медведева, Н.В. Инновационный подход к управлению системой образования. Материалы Ивановских чтений. 2012. Т.1. № 2. -С. 96 -100.
33. Моисеев, А.М. Школа как объект управления: новые черты в понимании / Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 3. С. 3-10.
34. Осипова, Л.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС /Л.Б. Осипова//Научные исследования в сфере общественных наук: вызовы нового времени. -Екатеринбург, 2014. -С.55-59.
35. Пиддэ, А.Л. Реформы образования в России: Лекция. /А.Л. Пиддэ. -Изд-во РАГС, 2014. -267 с.
36. Попова, Н.А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования.//Современная высшая школа: инновационный аспект. -2014. -№ 2. -С. 97-101.
37. Прудникова, А.С. Муниципальное право России: учебник / под редакцией А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. Издательство: ЮНИТИ -ДАНА, Закон и право, 2012-320с
38. Рогач, О.В. Экспертная оценка качества государственного управления сферой образовательных услуг в современной России. Материалы Афанасьевских чтений. 2013. Т. 1. № 11. -С. 215 -218.
39. Рысбекова, С.Т., Рысбеков, Т.З. Информационные технологии в управлении современной школы / Знание. 2015. № 12-2 (29). С. 87-90.
40. Султанова, Т. А., Ткачева, Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией.//Молодой ученый. -2014. -№19. -С. 613 -616.
41. Тавокин, Е. П. Управление - социальное управление - социология управления. Учебное пособие., М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. -256 с
42. Харисова, Л.А. Инновационные процессы в общем образова-нии//Проблемы современного образования. -2012. -№ 1. -С. 82-87.
43. Цирульников, А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1//Управление образованием: теория и практика. 2014. -№ 4. -С. 29-56.
44. Чемоданова, О. Н. Совершенствование управления коммуникаци-онными процессами в современных организациях с использованием инновационных технологий//Вестник Финансового университета. -2011. -№ 6 (66). -С. 21-26.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (08.03.2017) W
Просмотров: 1125 | Теги: образование, нормативное регулирование образован | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск