Пятница, 10.01.2025, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Нормативное регулирование расчетов с покупателями

Учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

Методологические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками устанавливают правила документального оформления хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей. Они разработаны в соответствии:

- Гражданским кодексом РФ , принятым Государственной Думой 15.05.2001 г.,

- Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 29.07.98 г., № 34н,

- Положением от 06.07.99 г., № 43н о бухгалтерском учете организации, ПБУ 4/99,

- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н;

- Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации»,

- ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н. (в ред. от 30.03.2001 г.);

- Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации»,

- ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (в ред. От 30.03.2001 г.);

- Положением по бухгалтерскому учету № 106н «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).[23]

В целом регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель - регу­лирование учета и его развитие регламентируется законодательными ак­тами государства; британо-американская модель - доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и от­четности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные орга­низации бухгалтеров и аудиторов).

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета может быть представлена в виде нескольких уровней, в зависимости от подчи­ненности нормативных актов. При этом выделяются следующие уровни: законодательный, концептуальный, методический, уровень организация (учетная политика).

В случае возникновения противоречий в до­кументах приоритет имеет документ более высокого уровня. Система нормативного регулирования содержит также положения и рекоменда­ции, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализа­цию продукции (работ, услуг), ведения учета и отчетности, методики проведения инвентаризации. Сведения, полученные в результате учета и составления отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные документы,  не могут содержать положения, регламенти­рующие порядок ведения учета.

Предприятие в процессе хозяйственной деятельности выступает не только в качестве покупателя товарно-материальных ценностей, но и в качестве продавца производимой продукции или оказываемых услуг. В этом случае возникают расчеты с покупателями (заказчиками). Возможны два основных варианта расчетов:

1) оплата за реально выполненные работы и поставленные товары;

2) авансовые платежи (предоплата) за предстоящие поставки и еще невыполненные работы.

Соответственно, оправдательными документами для первого вида платежей являются счета, товарные накладные, акты выполненных работ либо оказанных услуг, акты о приемке выполненных работ и др. Оправдательными документами для выплаты авансов служат договора.

При продаже товаров покупателю выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Кроме того, счет-фактура составляется поставщиком также по фактам поступления любых денежных средств, связанных с расчетами по оплате товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также денежных средств, поступивших в качестве предоплаты. Данный счет-фактура регистрируется в книге продаж, но не предъявляется покупателям для регистрации в книге покупок.

Счета-фактуры, составленные по фактам полученной предоплаты, являются основанием для начисления налога на добавленную стоимость.

Для отражения информации о расчетах с покупателями и заказчикам используется активный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты следующие субсчета:[19]

  • 1 «Расчеты в порядке инкассо»;
  • 2 «Расчеты плановыми платежами»;
  • 3 «Векселя полученные»;
  • 4 «Расчеты по авансам полученным».

На субсчете 62.1 отражают расчеты по сданным в кредитную организацию документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. При этом поставщики и подрядчики чаще всего оформляют платежные требования, которые передаются в обслуживающий банк. Последний обязан востребовать платеж с покупателя или заказчика.

Технология расчета зависит от условий, предусмотренных в договоре: без акцепта (согласия) плательщика либо с предварительным его акцептом.

Безакцептное списание денежных средств со счетов плательщика может применяться на основании законодательства в случаях, предусмотренных договором, и при определенных банком условиях. В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств получатель средств проставляет слева «Без акцепта» со ссылкой на документ, на основании которого взыскивается платеж.

При расчетах за продукцию (товары, услуги) с предварительным акцептом покупателю (плательщику) предоставляется право в течение срока, который определяется договором (он должен быть не менее пяти рабочих дней), оформить полный или частичный отказ от акцепта платежных требований, т.е. от их оплаты. Ответственность за необоснованный отказ несет плательщик. Если в установленный срок плательщик не сделал заявления об отказе от акцепта, то платежные требования считаются акцептованными. На следующий рабочий день платежное требование оплачивается банком при наличии на счетах денежных средств. При их отсутствии или недостаточности платежное требование помещают в картотеку «Платежные документы, не оплаченные в срок». Наличие такой картотеки свидетельствует о неудовлетворительной на определенную дату платежеспособности плательщика.[16]

Субсчет 62.2 предназначен для учета расчетов при наличии длительных и постоянных договорных связей между партнерами, когда платеж по отдельному документу не означает завершения сделки. Он применяется при расчетах за хлебобулочные и молочные изделия и т.п.

Субсчет 62.3 используют для учета задолженности по расчетам с покупателями (заказчиками), обеспеченной полученными векселями.

Субсчет 62.4 (пассивный) необходим в тех случаях, когда поставщик (подрядчик) зачисляет на банковские счета денежные суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты предстоящей отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или выполнения капитальных работ.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

  • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок документам;
  • полученным авансам;
  • векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
  • векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
  • векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

В бухгалтерском учете необходимо иметь информацию о расчетах с покупателями и заказчиками, которым была отгружена продукция, для которых выполнены работы или услуги, также были проданы прочие активы.[31]

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по дебету корреспондирует:

  • по продажам товаров, продукции (работ, услуг), являющимся обычными видами и предметами деятельности организации, — с кредитом счета 90 «Продажи» и является в части оценки обязательств в основном производным от оценки показателя выручки от продажи продукции, работ и услуг;
  • по продажам отдельных объектов основных средств и иных активов — с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По мере отгрузки товаров и продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления к оплате расчетных документов при определении выручки от продажи по отгрузке их договорная (продажная) стоимость отражается по кредиту счета 90 в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При продаже товаров, продукции (работ, услуг) с получением в обеспечение их оплаты векселя с процентом делаются следующие записи:

Таблица 1

Бухгалтерские проводки

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Оплачена (погашена) задолженность

51

62

2

Отражен вексельный процент

51

91.1

По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств суммы оплаты, поступившие от покупателя и зачисленные на расчетный счет организации, отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:

Таблица 2

Бухгалтерские проводки

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Отражается оплата задолженности покупателями и заказчиками

51

62

Расчеты по авансам (предоплата)  — определенная система финансовых взаимоотношений, связанных с выдачей и получением авансов под поставку ценностей, выполнение работ, по оплате продукции и работ, произведенных для заказчика или принятия по частичной готовности. Условиями договора может быть предусмотрен аванс (предоплата) в определенном размере.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 536 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск