Основным нормативным документом, устанавливающим правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н (далее - ПБУ 14/2000).
Чтобы активы организации можно было принять к учету в качестве нематериальных активов, они должны, в соответствии с п. 3 ПБУ 14/2000, единовременно отвечать следующим условиям:
- не иметь материально-вещественной (физической) структуры; быть выделены или отделены от другого имущества организации;
- использоваться в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг или для управленческих нужд организации;
- использоваться в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
- не предназначены для последующей перепродажи; способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
- иметь надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование как самого актива, так и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.) [3].
Исходя из вышеуказанных условий п. 4 ПБУ 14/2000 устанавливает исчерпывающий перечень объектов интеллектуальной собственности, которые могут быть отнесены к нематериальным активам:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
Кроме того, в составе нематериальных активов учитываются деловая репутация организации и организационные расходы.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ деловая репутация определяется как нематериальное благо, принадлежащее гражданину. Однако согласно п. 7 ст. 152 ГК РФ правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридических лиц. Тем самым признается возможность наличия у юридического лица деловой репутации, т.е. нематериального блага.
ПБУ 14/2000 установлено, что деловая репутация организации — это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств [2].
|