Статус учреждений в которых осуществляется повышение квалификации (академий, институтов повышения квалификации, курсов (школ, центров) повышения квалификации, учебных центров) урегулирован типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.
Согласно указанному положению образовательное учреждение повышения квалификации или образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее именуется - образовательное учреждение повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций[18].
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Таким образом повышение квалификации выступает как один из видов дополнительного профессионального образования.
По вопросу о квалификации педагогических и иных работников следует опираться, прежде всего, на нормы ТК РФ. Согласно статье 1 ТК одной из основных задач трудового законодательства являются правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.
При этом, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст.187 ТК РФ)[27].
При этом, согласно 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он же определяет формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом мнения представительного органа работников. Условия и порядок повышения квалификации устанавливается принимаемыми на различных уровнях актами социального партнерства - коллективными договорами, соглашениями, а также трудовым договором между работодателем и работником. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (ст. 196 ТК РФ).
Важным моментом является норма статьи 196 ТК РФ о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. То есть обязанность работодателя по проведению повышения квалификации должна быть предусмотрена на федеральном уровне.
Согласно пункту 16 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников относится к компетенции субъектов Российской Федерации. При этом, статья 28 Закона РФ «Об образовании», регулирующая компетенцию Российской Федерации в области образования включает в нее организацию федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием, но не упоминает о повышении квалификации работников учреждений субъекта федерации и муниципальных учреждений. Очевидно, что статья 29 указанного закона, в части, касающейся повышения квалификации относится, прежде всего к образовательным учреждениям субъекта федерации и муниципальным образовательным учреждениям.
К компетенции образовательного учреждения отнесены подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации (статья 32 Закона РФ «Об образовании»)[4].
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 года № 196 наделяет работников общеобразовательного учреждения правом на повышение квалификации (п.64). При этом закрепляется норма о том, что администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
Тем не менее, анализ не позволяет выявить федеральные нормы, обязывающие работников общеобразовательных учреждений систематически осуществлять повышение квалификации[25, стр. 211-215].
В то же время, на уровне субъектов федерации также принимаются акты, регламентирующие повышение квалификации педагогических работников. В качестве примера на наш взгляд следует отметить два региона - Санкт-Петербург и Хабаровский край, опыт которых возможно использовать при подготовке аналогичных актов в иных субъектах федерации.
|