История экономики - наука междисциплинарная, она возникла на стыке исторических и экономических наук. Экономическая история связана с рядом конкретных экономических дисциплин (экономикой и организацией промышленности, сельского хозяйства, экономической статистикой и т.д.). Конкретно - экономические исследования часто невозможны без изучения истории той или иной хозяйственной формы или процесса. Вместе с тем некоторые результаты и выводы, полученные в ходе экономического анализа, могут быть использованы в трудах по истории народного хозяйства.
Первые произведения, посвященные отдельным сторонам развития экономики, появились еще в эпоху позднего Средневековья. Так, в 1514 г. во Франции был издан «Трактат об ассе» Гильома Бюде [4, с. 116].
Вопросы экономической истории разрабатывались в экономико-статистических произведениях У. Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662), в многочисленных трудах французских авторов XVIII в., в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смита. В XVIII в. в разных странах были осуществлены специальные исследования по истории экономики и хозяйственного быта. Поэтому XVIII век признают начальным этапом зарождения экономической истории как науки. С наступлением капитализма исследования историко-экономического направления стали более регулярными и основательными. А в середине XIX в. эта наука сформировалась в самостоятельную.
Объектом изучения истории экономики являются процессы зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений в разных странах.
Для истории национального хозяйства объектами исследования являются эволюции способов производства, исторических хозяйственных механизмов, исторических отраслей хозяйства, исторических отдельных экономических процессов и институтов.
Предмет исследования истории экономики включает изучение экономического движения общества, особенностей его изменений, трансформации закономерностей такого движения, связь с общественными сторонами жизни. Это исследование общих закономерностей становления и развития мировой экономики с учетом специфики отдельных стран и процессов развития конкретных форм общественного воспроизводства [7, с. 94-95].
В более узком смысле предметом изучения является исследование хозяйственной деятельности народов различных стран, развитие их производительных сил, смены способов производства на примере отдельных регионов в различные эпохи.
Хозяйственная жизнь многообразна, поэтому экономическая история - многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются:
- эволюция способов производства;
- история хозяйственных механизмов;
- история отраслей народного хозяйства;
-история отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция и др.);
- история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др.).
Таким образом, история экономики может изучать экономику в целом, а может - отдельные ее части (например, историю промышленности, историю сельского хозяйства, историю транспорта и т. д., то есть историю конкретных экономик).
В системе обществознания в целом экономическая история выполняет ряд важных, социально значимых функций:
1) аккумулирующая, заключающаяся в сборе, изучении и обобщении хозяйственного опыта человечества;
2) пропедевтическая (подготовительная), заключающаяся в том, что на конкретных фактах и примерах из истории мировой экономики (народного хозяйства) осваивается содержание базовых экономических терминов (производительные силы, производственные отношения, способы производства, собственность, хозяйственный механизм, формы хозяйства, формы организации производства, обмена, распределения, потребления) и т.д.;
3) мировоззренческая, заключающаяся в формировании экономической историей научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества, показывая непрерывную смену форм собственности, хозяйственных механизмов, форм производства, управления, социальной структуры общества и т. д., а также их различия по странам, регионам, эпохам;
4) формирования реализма экономического мышления. Это возможно потому, что история народного хозяйства изучает, анализирует не только положительный опыт хозяйственного развития стран и народов, но и ошибки, просчеты и несостоятельность экономической политики государств, обусловившие ухудшение жизненного уровня народа, стагнацию и снижение темпов экономического роста и в конечном итоге -- отставание той или иной страны на определенном историческом этапе;
5) методологическая, выполняемая историей народного хозяйства для экономической теории, заключающаяся в:
- иллюстративной роли - примерами из экономической истории подтверждается действие выведенных экономической теорией законов;
- критической роли - экономической историей проверяются научность, правдивость политико-экономического анализа; факты и материалы из экономической истории определяют хронологические границы действия тех или иных экономических законов;
- функции научного обоснования новых экономических теорий -- выведение «всемирных законов экономического развитая» без исторического метода невозможно (здесь он является фундаментальным).
История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности с появлением людей, которые сами уже не занимаются материальным производством, то есть, с появлением экономических отношений.
Выделяют следующие основные методы:
1) исторический. Основывается на изучении развития человеческого общества в различные периоды времени в разных странах, обеспечивает конкретность в описании изучаемой реальности и позволяет выявлять взаимосвязи между эпохами;
2) логический. Основывается на закономерностях и последовательностях развития истории мировой экономики;
3) метод классификаций. Предполагает распределение по событиям, датам, группам, классам, странам, городам;
4) хронологический. Изучает историю летоисчисления, перечень событий в их временной последовательности;
5) сравнительно - исторический. Сопоставление различных эпох и периодов времени в развитии и изучении исторических процессов, основанное на логическом разборе фактов и процессов генезиса и эволюции объектов, изучаемых наукой;
6) метод математической статистики (количественный). Показывает и обобщает количественные показатели развития общества и общественного производства, учитывает различного рода случаи и явления в цифровом значении. Применение этого метода базируется на синтезировании порядка числовых характеристик исследуемых объектов, обработке имеющихся показателей математическими методами (как то группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.);
7) синтетический подход. Структурирует и обобщает события с учетом выбранных перспектив;
8) аналитический. Основан на детализации и анализе событий и явлений;
9) логические исследования [5, с. 148-151]:
а) представление наиболее значительных ориентаций и направлений с акцентированием внимания на очень важных экономических понятиях. Это поможет обнаружить постоянные закономерности и сделать соответствующие выводы;
б) логическое сопоставление факторов экономического регулирования развития истории посредством социальных институтов и организаций. Это определяется тем, что идет изменение роли и образа государства, возрастают актуальность и значение практического направления в истории экономики;
в) разные государства имеют специфически свойства, которые должны быть объектом исследования картины экономического развития мира.
|