Под воздействием разнообразных обстоятельств в определенные промежутки времени темп миграции в разных странах то увеличивался, то снижался.
По оценкам ООН, в 2005 г. количество международных мигрантов достигло 190 млн. чел., что составило примерно 3 % численности мирового населения, причем 91 млн. чел. приходился на развитые индустриальные страны, а 51 млн. —на страны со средним уровнем доходов на душу населения. К настоящему времени в мире сложились конкретные центры, наиболее привлекательные для многочисленных мигрантов из разных стран. К ним относятся экономически развитые государства Европейского союза, США, Канада, Австралия, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, новые индустриальные «драконы» Юго-Восточной Азии. Причем, Западная Европа стала одним из основных центров притяжения международных мигрантов [13, с. 27-28].
Согласно данным, представленным комиссией Европейского Союза (далее — ЕС), на 1 января 2003 года суммарное число мигрантов, проживающих в 25 странах-членах ЕС, составило 15,2 млн. человек, что составляет 3,35 % общей численности населения региона. Положительное сальдо миграции было зафиксировано почти во всех государствах-членах ЕС, за исключением Эстонии, Латвии, Литвы, Нидерландов и Польши.
На 1 января 2012 года иностранное население ЕС-27 увеличилось до 20,7 млн., что составляет 4,1 % от общего населения ЕС. При этом в абсолютном выражении наибольшее число иностранцев, проживающих в ЕС на 1 января 2012 года, было обнаружено в Германии (7,4 млн. человек), Испании (5,5 млн.), Италии (4,8 млн.), Великобритании (4,8 млн.) и Франции (3,8 млн.). Лиц без гражданства в этих пяти государствах-членах ЕС — в общей сложности 77,1 % от общего числа неграждан, проживающих в странах ЕС-27. В относительном выражении в государствах-членах ЕС самая высокая доля неграждан отмечена в Люксембурге, на их долю пришлось 43,8 % от общей численности населения. Высокая доля неграждан (10 % или более от численности постоянного населения) наблюдался также на Кипре, в Латвии, Эстонии, Испании, Австрии и Бельгии [22, с. 147-148].
Около 3,2 млн. человек эмигрировали в одну из стран ЕС-27, в то время как, по меньшей мере, 2,3 млн. эмигрантов покинули государства-члены ЕС. Следует отметить, что эти цифры не отражают миграционные потоки в / из ЕС в целом, так как они также включают в себя потоки между различными государствами-членами ЕС. Так, в Австрии число родившихся в другой стране граждан к 2005 году составило 12,5 %, в Германии — 12,1 %, притом, что в традиционно считающихся «плавильным котлом» национальностей США эта цифра составляет 12,3 % .
Несмотря на то, что имеющиеся статистические данные не дают надежной картины о размерах и характере миграции (каждое государство-член ЕС использует различные наборы статистических категорий, разные определения, различные способы записи жителей и граждан), обобщенные сведения полезны в понимании глобальной тенденции в области миграции. Так, для последних нескольких десятилетий характерны значительные перемещения населения между регионами и в рамках европейского континента. Европейцы все чаще перемещаются с Запада на Восток и люди со всего мира все чаще мигрируют в государства-члены ЕС [25, с. 270].
Анализ иммиграционной политики европейских государств дает основание вычленить различные существующие здесь модели инициирования миграции и последующих попыток ее регулирования. Как отмечает С.В. Михайлов, при всей их условности и взаимоналожении друг на друга, эти модели обладают несомненными специфическими чертами (особенно применительно к начальным стадиям процесса) . Причем, разными авторами выделяются различные миграционные модели. Так, например, в сборнике материалов «Европейская иммиграция» 2007 года идет речь о пяти типах стран, различающихся их отношением к трудовой миграции: старые реципиенты, новые реципиенты, малые острова, страны переходной экономики, страны без иммиграции . Т.С. Кондратьева и И.С. Новоженова выделяют 3 модели: «этническая», «политическая» и «мультикультурная», которые довольно четко прослеживаются в политике интеграции иммигрантов, проводимой крупнейшими европейскими государствами — Германией, Францией и Великобританией .
Предложенная С. В. Михайловым классификация содержит четыре модели: швейцарскую, английскую, франко-германскую и итало-испанскую:
1. Швейцарский вариант. В начале послевоенного периода почти во всех европейских странах вербовка иностранных рабочих рассматривалась как явление временное; считалось, что процесс миграции поддается контролю и может быть обратимым. В наибольшей степени реализовать подобную установку на практике удалось в Швейцарии. Данная модель регулирования иммиграции оценивается исследователями как наиболее жесткой, последовательной и прагматичной. Благодаря применению такой модели Швейцарии, в отличие от других европейских стран, удалось избежать многих проблем, порождаемых иммиграцией.
Приток мигрантов и их пребывание в Швейцарии регулировались законодательством, которое предусматривало выдачу дифференцированных разрешений на въезд в страну. Если иммигранты нарушали установленные «правила игры», они подлежали немедленной депортации. Таким же образом швейцарские власти поступали и с нелегальными иммигрантами, появившимися впервые в стране в 60-х годах [25, с. 271].
2. Особенностью Английской модели является ее ориентация на привлечение иностранной рабочей силы главным образом из стран Британского содружества. Если поначалу среди иммигрантов преобладали жители английских владений в зоне Карибского бассейна (так называемая Вест Индия), прежде всего, из Барбадоса и Ямайки, то с конца 50-х годов на роль ведущего поставщика иностранной рабочей силы в Великобританию выдвигается новый регион — полуостров Индостан (Индия, Восточный и Западный Пакистан).
Великобритании суждено было стать первой европейской страной, столкнувшейся с феноменом «второго поколения» иммигрантов из неевропейских стран как с массовым явлением. Другими словами, английская модель являет собой вариант прямолинейного, форсированного и скоротечного перенесения очень большой массы людей, сильно различающихся в расовом, конфессиональном и социокультурном отношении, в принципиально иные условия существования.
Сегодня иммигранты участвуют и в организациях гражданского общества, создают разного рода ассоциации, формируемые по региональному, религиозному, этническому принципам, издают свою «этническую» прессу.
Последнее время исследователи все чаще стали говорить о том, что британская «мультикультурная модель» переживает кризис. Эта модель позволяет создавать на территории Великобритании крупные анклавы выходцев из стран Третьего мира с чуждой европейцам культурой, не разделяющих и зачастую отторгающих ценности западного общества. Замкнутый характер этнических общин, в первую очередь мусульманских, непроницаемость их для контроля со стороны государственных структур облегчают распространение здесь исламского экстремизма, о чем и свидетельствуют теракты, совершенные в Великобритании в 2005 г. [7, с. 61-62].
3. Франко-германская миграционная модель названа так условно, поскольку с поправками на определенную национальную специфику, она применяется и в Бельгии, Голландии, Люксембурге, а также в скандинавских странах. Ее суть состоит в своеобразной комбинации двух предыдущих моделей, точнее, в постепенной трансформации одной в другую.
В первые послевоенные годы все эти страны активно использовали излишки рабочих рук, имевшихся в странах Южной и отчасти Восточной Европы. Обращение к этим источникам шло по уже отработанным в предвоенные десятилетия схемам. Дальнейшее развитие иммиграции идет по «типовому» сценарию. Потребности в дополнительной рабочей силе быстро иссякают, но желающих из стран третьего мира предложить свои услуги в этой области становится все больше, при этом они не проявляют желания возвращаться на родину, даже если у них нет работы и шансов ее отыскать. В отличие от «английского варианта», на континенте процесс превращения временных иностранных рабочих из неевропейских стран в новые, «навечно» обосновавшиеся здесь национальные меньшинства проходил не столь быстро и прямолинейно, но конечные результаты в принципе оказались одинаковыми .
Германскую модель выстраивания политики в отношении иммигрантов скорее можно назвать не моделью интеграции, а моделью противодействия включению иностранцев в германскую нацию.
Комплекс мер по регулированию миграционных процессов в основном сводился к трем составляющим, главной из которых был неоднократный пересмотр миграционного законодательства в сторону его ужесточения. В ФРГ, например, с 1960 г. «подготовка иностранцев к возвращению на родину» стала одной из официальных целей федерального правительства. Новый курс предусматривал введение ограничений на въезд новых рабочих-иммигрантов; на вызов семей (в частности, снижалась возрастная планка для детей, которых можно было привозить с собой); на подготовку к возвращению на родину части из осевших в стране иммигрантов; а также оказание помощи в интеграции определенных категорий иностранцев, проживающих в немецком обществе.
Другим направлением политики «выдавливания» осевших в стране иностранцев, не подпадающих под разрешительные статьи миграционного законодательства, была практика групповых депортаций. Большого распространения, однако, она не получила, поскольку поиск потенциальных объектов высылки в уже сложившихся и солидарных общинах был крайне затруднен, сама депортация вызывала шумный резонанс в средствах массовой информации, и главное, ее результаты в общенациональном масштабе были невелики.
Столь же неэффективным на поверку оказался и метод «пряника». Финансовые выплаты, которые практиковались в 80-х годах во Франции, Бельгии и ФРГ и были адресованы каждому согласившемуся вернуться на родину, сколько-нибудь заметного воздействия на динамику роста иммигрантских общин не оказали. Развитие же этих общин явственно шло по «английской модели».
4. Итало-испанская миграционная модель претерпела еще более разительную эволюцию. Италия и Испания, выступив как крупнейшие поставщики рабочих рук в сопредельные европейские страны, в последние 10—15 лет сами превратились в объекты притяжения мигрантов.
Возрастающий интерес к перемещению в Италию или Испанию стали проявлять представители тех этнических групп, которые уже «освоили» другие европейские страны. Речь идет, в первую очередь, о выходцах из близлежащих государств Магриба. Особой активностью отличались марокканцы, которым было достаточно пересечь Гибралтарский пролив, чтобы оказаться в Испании. Североафриканский (арабский) компонент на Пиренейском и Аппенинском полуостровах уже превысил полумиллионную отметку. Подобно арабам, часть сенегальцев, в прошлом однозначно ориентированных на Францию, стала обосновываться в Испании. Как в Италии, так и в Испании очень быстро стали расти общины филиппинцев, центром притяжения которых издавна являлись США [1, с. 35-38].
Другой компонент миграции более традиционен. Это выходцы из бывших колониальных или зависимых территорий тех или иных стран. В эту схему полностью вписывается, например, возникновение и рост общин эритрейцев или ливийцев в Италии. Даже в Португалии основу небольшой по нынешним европейским меркам иммигрантской общины составляют выходцы из колониальных владений этой страны — из Анголы и с островов Зеленого Мыса.
Таким образом, все рассмотренные выше модели (за исключением разве что швейцарской) обнаруживают эволюцию к усилению (вплоть до полного преобладания) в миграционных этнических потоках представительства неевропейских стран, с одной стороны, и становлению на базе общин временных иностранных рабочих новых национальных меньшинств — с другой.
Следует отметить, что сама по себе международная миграция населения не является чем-то новым, присущим исключительно нынешнему этапу глобальной трансформации мировой системы. Многие исследователи указывают на циклический характер миграционных процессов.
Так, A.M. Мессина выделяет три волны послевоенной миграции: 1945—1979 гг., 1973—2007 гг. и 1989—2007 гг. .
Первая волна послевоенной иммиграции характеризовалась массовыми перемещениями избыточной рабочей силой из менее развитых стран в более развитые. Основным катализатором этой волны было начало послевоенного экономического бума, который создал острый дефицит рабочей силы и негибкость рынка труда. Для решения этих экономически проблем частные работодатели и правительства активно вербуют и создают условия для прибытия в страны легионы иностранных работников.
Рост миграции был связан с концентрацией инвестиций и расширением производства в высокоразвитых странах. В результате большое количество трудовых мигрантов из развивающихся стран приехали на работу в индустриальные страны Западной Европы, в США, Канаду и Австралию. Конец этого этапа был отмечен кризисом 1973 г. Последовавший за ним спад в экономике дал толчок к реструктурированию мировой экономики, к вовлечению капиталовложений в новые индустриальные области и внедрению новых технологий, изменил направления торговли. Результатом этих экономических сдвигов стал второй этап международного перемещения, начавшийся в середине 1970-х гг. На этом этапе появились новые формы перемещения, затронувшие старые и новые страны получения. При этом до середины 1970-х годов мигрировали в основном рабочие, а после этого стали мигрировать и их семьи, что привело к образованию диаспор и ухудшению экономического положения.
Отрицательные последствия иммиграции для принимающей страны очевидны: это и дополнительная нагрузка на бюджет, и социокультурные конфликты, и убежденность большей части общества (в том числе многих политических и профсоюзных деятелей) в том, что иммиграция — источник безработицы [4, с. 47-52].
Учитывая в целом неоднозначные последствия внешней миграции для экономики и общества, все государства, так или иначе, регулируют этот процесс. Причем любопытно, что, в отличие от международной торговли, где в последние годы снимаются многие ограничения и политика становится более либеральной, в сфере миграции ограничительные меры, наоборот, ужесточаются. Даже беглое рассмотрение исторических и современных моделей миграции для иммигрантов в принимающих странах приводит к неизбежному выводу о том, что основные усилия государств направлены на ограничение числа лиц, въезжающих на их территорию . Правительства, вынужденные считаться с этими обстоятельствами, разрабатывают внутригосударственные и межгосударственные соглашения, ограничивающие въезд иностранных работников.
Тем не менее, введение нового законодательства неодинаково по различным странам. В целом, если попытаться классифицировать экономически развитые страны по типу государственной иммиграционной политики, можно условно выделить три группы государств:
1. «Классические» с точки зрения иммиграции страны — США, Канада, Австралия, — которые поощряют постоянную, а не временную миграцию, разрешают воссоединение семей, предоставляют постоянным мигрантам гражданство. К той же группе сегодня можно отнести и Швецию. Эта политика «открытых дверей» предполагает, тем не менее, определенную селекцию качества рабочей силы, четкое планирование необходимых объемов и профессионально-квалификационной структуры миграционных потоков.
2. Другая группа, куда входят, например, Франция, Нидерланды и Великобритания. Здесь правила приема иммигрантов строже, предпочтение отдается жителям бывших колоний, хотя разрешается воссоединение семей и есть возможность получить постоянное гражданство, но часто этого нужно ждать несколько лет.
3. Страны, которые пытаются реализовать строго «гостевую» модель миграции), — Германия, Швейцария, Бельгия — здесь поощряется только временная иммиграция, запрещается практика «воссоединения семей», используются очень строгие критерии натурализации. Иностранец, получивший рабочую визу, после окончания работы обязан выехать из страны и в следующий раз может обращаться за разрешением на въезд только после истечения установленного срока. Такую политику можно характеризовать как «запретительную» .
Что касается особенностей трудовой миграции в России, то развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения и в России , на данный момент в стране проживает около 10 млн. граждан других государств. «Это целая Португалия, если брать европейские аналоги», — заявил глава Комитета Госдумы РФ по международным делам К. Косачев. По его словам, иностранных мигрантов в России становится все больше, и к 2050 году их число может превысить треть населения страны .
При этом Россия столкнулась с другой проблемой: возвращением русских из стран, которые теперь объявили о своем суверенитете. Таких было около 25 миллионов, 3 из которых вернулись почти сразу [6, с. 286-289]. За десять лет с момента распада СССР из стран СНГ и Прибалтики в Россию прибыло около 4,4 млн. человек. В большинстве своем они не были беженцами или вынужденными переселенцами в строгом смысле этих понятий. Так, миграция из Прибалтики, Украины и Белоруссии формально не являлась вынужденной, и поэтому статус вынужденного переселенца получил очень небольшой процент мигрантов.
К сожалению, данные по миграции не всегда легко поддаются интерпретации и не могут точно оценить нелегальную иммиграцию. Так, 100 % граждан, обратившихся за гражданством в ФОМС в 2010 году, его получили. Из 14 миллионов человек, которые посетили Россию в 2011 году, по мнению руководителя ФМС, 3 миллиона нарушили сроки пребывания. В приложении 1 представлены данные о миграции населения в РФ.
В целом можно сказать, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира. Среди общих особенностей миграционных процессов можно назвать следующие: преобладание экономических побуждений; расширение диапазона областей происхождения миграционных потоков; различия в культуре между иммигрантами и населением принимающих стран; маргинализация не имеющих гражданства иммигрантов, объясняющаяся их положением на рынке труда и как этнического меньшинства.
Таким образом, трудовая миграция становится актуальным вопросом не только для европейских стран, но и для России. Отметим, что даже в рамках Европы выделяются пять различных типов стран, в зависимости от их отношения к трудовой миграции: старые реципиенты, новые реципиенты, малые острова, станы переходной экономики, страны без иммиграции. Россия, обладая своими культурными особенностями, отличающими ее от европейских стран, имеет также свои особенности в области трудовой миграции. Тем не менее, и у России, и у стран Запада есть общие проблемы, связанные с трудовой миграцией, а именно незаконная трудовая миграция и образование национальных диаспор, что мешает мигрантам ассимилировать в странах-реципиентах.
|