Пятница, 25.09.2020, 22:50
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Общественные советы (палаты) Федеральных округов

Базовой организационно-правовой основой учреждения и деятельности общественных советов (палат) федеральных округов является Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (с посл. изм. и доп.), наделивший полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах правом создавать консультативные и совещательные органы [33, с. 19]. В детализацию данного положения изданы соответствующие распоряжения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, утвердившие положения об общественных советах (палатах) федеральных округов, определившие их составы и иные составляющие.

В разных федеральных округах общественные советы (палаты) зачастую в значительной мере различаются по порядку образования, структуре, основным целям и задачам функционирования, структуре, составу и т.д. [5, с. 178]. Данное обстоятельство можно объяснить кругом специфических проблем, существующих в тех или иных федеральных округах, а также в немалой степени собственным видением полномочных представителей Президента Российской Федерации способов и направлений их решения. Вместе с тем анализ общественных советов (палат) разных федеральных округов позволил сформулировать и общие положения, определяющие их правовой статус.

Общественные советы (палаты) федеральных округов представляю собой постоянно действующие консультативные (совещательные) органы при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах, чья работа обеспечивается соответствующим департаментами их аппаратов. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах самостоятельно принимают решение как об их создании и ликвидации, так и о персональном составе. Основными целями деятельности общественных советов (палат) федеральных округов являются: анализ и поддержка общественных инициатив; широкое привлечение различных общественных институтов, авторитетных представителей научных, творческих и деловых кругов к обсуждению и решению наиболее актуальных задач; информирование полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о позиции гражданского общества по вопросам деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; содействие развитию принципов и институтов гражданского общества, формированию нравственных и патриотических ценностей, совершенствованию политической системы в регионах; осуществление взаимодействия с общественными организациями и политическими партиями; учет потребностей и интересов граждан России, защита их прав и свобод; достижение гражданского, межнационального и межрелигиозного согласия, диалога между представителями разных культур и народностей, сохранение этнического разнообразия и традиций; противодействие коррупции, экстремизму и терроризму; содействие в развитии добровольческого движения и благотворительности, в организации взаимодействия институтов гражданского общества с органами публичной власти; выработка рекомендаций для подготовки решений органами государственной власти и местного само управления.

Среди основных задач, стоящих перед общественными советами (палатами) федеральных округов, следует выделить: содействие укреплению институтов гражданского общества и координация их работы; определение вопросов, связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина, проблем в социально-экономической и культурной сферах, сфере безопасности, и выработка конкретных предложений по их преодолению; информирование полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах об общественно значимых процессах и гражданских инициативах, подготовка соответствующих рекомендаций и предложений; взаимодействие с общественными институтами и властными структурами в интересах поддержки инициатив и развития гражданского общества; содействие формированию у граждан системы нравственных и патриотических ценностей, развитию межконфессионального и межнационального диалога, взаимодействию между государственными и не государственными структурами; участие в разработке социальных программ, проектов правовых актов, проведении общественных экспертиз; подготовка рекомендаций для органов государственной власти и органов местного самоуправления; содействие мерам по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства; организация и проведение мероприятий, способствующих консолидации общественных сил, достижению общественного согласия, обеспечению гласности и открытости гражданского общества; определение общественных проектов и инициатив, нуждающихся в финансовой поддержке, участие в организации и проведении конкурсов на оказание государственной поддержки структурам гражданского общества, выдвижение и поддержка гражданских инициатив; участие в осуществлении общественного контроля над деятельностью органов публичной власти, информирование общественности об их работе.

Для осуществления своей деятельности, к примеру, Общественный совет по развитию институтов гражданского общества Приволжского федерального округа имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для его работы информацию от органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и должностных лиц; приглашать на свои заседания специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений; представлять по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе свою позицию в части вопросов развития гражданского общества и прав человека на конференциях, семинарах и форумах.

Обнаруживаются существенные различия в порядке формирования и, соответственно, в персональных составах советов (палат) федеральных округов.

Так, в Северо-Западном федеральном округе Общественный совет формируется из представителей общественных палат (советов) субъектов Российской Федерации. Общественный Совет Приволжского федерального округа по развитию институтов гражданского общества формируется из числа членов Общественной Палаты России и руководителей региональных Общественных палат (советов) субъектов Российской Федерации, представителей политических партий, а также руководителей (координаторов) общественных объединений, представителей общественных объединений, поддержанных Конференцией по выборам в члены Общественной Палаты России и других общественных объединений [8, с. 21-23].

Общественная палата Центрального федерального округа состоит из 54 членов и формируется из: граждан России, имеющих особые заслуги перед государством и обществом (18 человек); представителей общественных палат субъектов Российской Федерации (18 человек); представителей региональных отделений общероссийских общественных объединений, межрегиональных и региональных общественных объединений (18 человек). При этом, в частности, политические партии не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты; членами Общественной палаты не могут быть члены и Совета Федерации Федерального Собрания России, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания России, члены Правительства России, судьи, иные лица, замещающие государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, за исключением депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутатов представительных органов местного самоуправления.

В состав Общественной палаты Дальневосточного федерального округа входят: руководители (представители) федераций профсоюзных организаций субъектов России Федерации независимых профсоюзов России; представители Российского союза промышленников и предпринимателей (2 человека); руководители (представители) Советов ветеранов войны, военной службы и правоохранительных органов субъектов Российской Федерации; руководители (представители) ассоциаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока субъектов Российской Федерации; по решению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (20 человек); по представлению высшего должностного лица субъекта России (1 человек от субъекта Российской Федерации); по представлению законодательного (представительного) органа субъекта России (1 человек от субъекта Российской Федерации). Общественный совет Северо-Кавказского федерального округа формируется из 14 представителей общественности федерального уровня, представленных Общественной палатой Российской Федерации, 14 граждан России, определяемых полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, 14 представителей общественности от субъектов Российской Федерации. В его состав могут быть выдвинуты члены Общественной палаты России, руководители региональных общественных палат, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, представители общественных организаций и объединений, научных, творческих и деловых кругов, религиозных конфессий, внесшие значительный вклад в развитие институтов гражданского общества, в создание научного и экономического потенциала. В любом случае персональные составы советов (палат) федеральных округов утверждаются полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Порядок работы советов (палат) федеральных округов зафиксирован в регламентах их работы, а отчасти и иных актах. Первые утверждаются полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, либо принимаются советами (палатами) федеральных округов и устанавливают последовательность участия членов советов (палат) федеральных округов в их работе; сроки и порядок проведения заседаний; полномочия, порядок формирования, деятельности комиссий, рабочих и экспертных групп, а равно принятия решений; иные вопросы. Ко вторым можно отнести Кодекс этики членов Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа, устанавливающий обязательные для каждого его члена правила поведения при осуществлении своих полномочий, основанные на морально-нравственных  нормах, уважении к обществу и к своим коллегам.

Срок деятельности составов советов (палат) федеральных округов ограничен трехлетним сроком. Интересно, что по аналогии с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, в Центральном федеральном округе Общественная палата нового состава собирается на первое пленарное заседание не позднее чем через 30 дней со дня его формирования, до избрания ее секретаря заседание ведет старейший по возрасту. Функционирование советов (палат) федеральных округов осуществляется посредством проведения конференций (собраний, заседаний), заседаний президиумов (советов) и комиссий. Заседания созываются полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, проводятся открыто и в большинстве случаев раз в полугодие, но не реже одного раза в год. Они правомочны при участии в них не менее половины, а иногда и двух третей от установленного состава. Решения советов (палат) федеральных округов носят рекомендательный характер и оформляются в форме рекомендаций, заявлений, а также решений по процедурным вопросам. По итогам работы, как правило, раз в год полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах представляются соответствующие доклады. Члены советов (палат) федеральных округов осуществляют свою деятельность на общественных началах и не могут быть отозваны. При этом предусмотрены случаи досрочного приостановления и прекращения их полномочий [2, с. 127-131].

Функции по руководству деятельностью советов (палат) федеральных округов возложены на полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах как на их председателей. Не исключено учреждение должности сопредседателя. Некоторые особенности усматриваются в Приволжском федеральном округе, где координацию деятельности Общественного Совета по развитию институтов гражданского общества осуществляет назначаемый на должность и освобождаемый от нее полномочным представителем

В заключение отметим, проведенный анализ правового статуса общественных советов (палат) федеральных округов позволяет говорить о большей или меньшей степени их организационной зависимости от полномочных представителей Президента Российской Федерации в разных федеральных округах и о необходимости унификации правовой основы их функционирования. Думается, речь должна идти о разработке на основе накопленного опыта единого акта, конкретно определяющего вопросы организации и деятельности общественных советов (палат) федеральных округов. Такой документ мог бы быть обличен в форму типового положения, утверждаемого распоряжением Администрации Президента Российской Федерации.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск