Понедельник, 06.01.2025, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Оценка эффективности государственного регулирования рыночной экономики

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Можно вспомнить ключевой момент недавней истории, когда от упований на всесилие «невидимой руки рынка» западный мир вынужден был перейти к государственному регулированию экономики. Это экономический кризис 30-х годов, когда Дж. М. Кейнс обосновал, а Ф. Рузвельт (и не он один) реализовал тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (и рыночная экономика) исчез и был заменен смешанной экономикой. В ней всегда есть и планомерное вмешательства государства, и элементы рыночной стихии. Следует установить эту пропорцию как основное противоречие, и тогда можно о многом рассуждать не на пальцах, а как о политической линии.

Целью государственного регулирования в рыночном хозяйстве является целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики прежде всего в целях поддержания ее стабильности.

Можно поговорить и о возможностях государства по изменению экономики в нужном обществу направлении, но это всегда требует обсуждения идеологии. Примерами такого рода действий являются Япония и Китай, чья экономика в принципе смешанная, но идеологии прямо противоположны. Обе страны продемонстрировали способность быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности и т.д. Интересно, что опыт этих двух «азиатских тигров» привел их к одной и той же модели с двух противоположных сторон – от капитализма и от социализма. Поэтому китайцы нередко говорят нашим политикам – у нас социализм скорее на вывеске, а внутри скорее капитализм; а вот у вас в России – наоборот: на вывеске капитализм, а внутри все еще социализм. С точки зрения ментальности они абсолютно правы.

Для реализации целей своей экономической политики государство использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. В целом это законодательные и правовые документы, издаваемые государством. На первом месте тут находится промышленное и банковское законодательство (регулирующее степень монополизации рынка), тарифно-таможенные механизмы, трудовое законодательство и государственные стандарты по окружающей среде [4, с. 63].

Важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство.

Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства как государства-собственника в рыночной экономике, в качестве особого субъекта. В ряде стран этот субъект даже доминирует в экономике, чем и задает ее особый климат.

Инструментами государственного регулирования выступает финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая разновидности экономической политики. С помощью этих направлений обеспечивается стимулирование и достижение макроэкономической сбалансированности и роста.

Что касается эффективности регулирования государства как выразителя общенациональных интересов, то здесь отсутствуют какие-либо явные критерии, позволяющие вычленить его вклад в экономику. Универсального критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе нет. Каждая страна ведет поиск решения этой проблемы по-своему.

Вопрос об эффективности государственного регулирования остро стоит и в России. Необходимо установить хотя бы качест­венные критерии, по которым определяется успех или неуспех экономической политики государства.

Главная цель государства в экономике – обеспечение высокого уровня жизни граждан. Пути достижения цели и его результаты отражаются в показателях государственного регулирования [2, с. 54-55].

К критериям эффективности можно отнести выбранные непротиворечивые средства осущест­вления рыночных преобразований и соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену.

В качестве критерия эффективности государственного регулирования экономики примени­тельно к России может быть избрано развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния. Если конкретизировать этот обобщенный критерий, то к критериям можно отнести: спад производства (отсутствие экономического роста), потерю управляемости эконо­микой и социальными процессами. Необходимо также включить в критерии эффективности повы­шение эффективности производства (рост производительности труда, ресурсосбережение и т.п.). В последнее время часто подчеркиваются возрастание угрозы для экономической безопасности государства, особая важность выполнения государством своих функций по обеспечению экономи­ческой безопасности.

Учитывая изложенное, эффективность государственного регулирования можно оценить по следующим основным критериям:

• сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;

• международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;

• соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; в частности, в число показателей экономической безопасности входит возможность страны осуще­ствлять расширенное воспроизводство и др.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (26.10.2018)
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск