Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Можно вспомнить ключевой момент недавней истории, когда от упований на всесилие «невидимой руки рынка» западный мир вынужден был перейти к государственному регулированию экономики. Это экономический кризис 30-х годов, когда Дж. М. Кейнс обосновал, а Ф. Рузвельт (и не он один) реализовал тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (и рыночная экономика) исчез и был заменен смешанной экономикой. В ней всегда есть и планомерное вмешательства государства, и элементы рыночной стихии. Следует установить эту пропорцию как основное противоречие, и тогда можно о многом рассуждать не на пальцах, а как о политической линии.
Целью государственного регулирования в рыночном хозяйстве является целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики прежде всего в целях поддержания ее стабильности.
Можно поговорить и о возможностях государства по изменению экономики в нужном обществу направлении, но это всегда требует обсуждения идеологии. Примерами такого рода действий являются Япония и Китай, чья экономика в принципе смешанная, но идеологии прямо противоположны. Обе страны продемонстрировали способность быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности и т.д. Интересно, что опыт этих двух «азиатских тигров» привел их к одной и той же модели с двух противоположных сторон – от капитализма и от социализма. Поэтому китайцы нередко говорят нашим политикам – у нас социализм скорее на вывеске, а внутри скорее капитализм; а вот у вас в России – наоборот: на вывеске капитализм, а внутри все еще социализм. С точки зрения ментальности они абсолютно правы.
Для реализации целей своей экономической политики государство использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. В целом это законодательные и правовые документы, издаваемые государством. На первом месте тут находится промышленное и банковское законодательство (регулирующее степень монополизации рынка), тарифно-таможенные механизмы, трудовое законодательство и государственные стандарты по окружающей среде [4, с. 63].
Важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство.
Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства как государства-собственника в рыночной экономике, в качестве особого субъекта. В ряде стран этот субъект даже доминирует в экономике, чем и задает ее особый климат.
Инструментами государственного регулирования выступает финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая разновидности экономической политики. С помощью этих направлений обеспечивается стимулирование и достижение макроэкономической сбалансированности и роста.
Что касается эффективности регулирования государства как выразителя общенациональных интересов, то здесь отсутствуют какие-либо явные критерии, позволяющие вычленить его вклад в экономику. Универсального критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе нет. Каждая страна ведет поиск решения этой проблемы по-своему.
Вопрос об эффективности государственного регулирования остро стоит и в России. Необходимо установить хотя бы качественные критерии, по которым определяется успех или неуспех экономической политики государства.
Главная цель государства в экономике – обеспечение высокого уровня жизни граждан. Пути достижения цели и его результаты отражаются в показателях государственного регулирования [2, с. 54-55].
К критериям эффективности можно отнести выбранные непротиворечивые средства осуществления рыночных преобразований и соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену.
В качестве критерия эффективности государственного регулирования экономики применительно к России может быть избрано развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния. Если конкретизировать этот обобщенный критерий, то к критериям можно отнести: спад производства (отсутствие экономического роста), потерю управляемости экономикой и социальными процессами. Необходимо также включить в критерии эффективности повышение эффективности производства (рост производительности труда, ресурсосбережение и т.п.). В последнее время часто подчеркиваются возрастание угрозы для экономической безопасности государства, особая важность выполнения государством своих функций по обеспечению экономической безопасности.
Учитывая изложенное, эффективность государственного регулирования можно оценить по следующим основным критериям:
• сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;
• международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;
• соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; в частности, в число показателей экономической безопасности входит возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство и др.
|