Дж. Кейнс отрицал систему, основанную на максимизации прибыли, предлагал заменить ее государственным регулированием на основе макроэкономического и долгосрочного подхода. Плодотворность такого подхода была подтверждена эффективностью советской экономики в годы высокого уровня ее централизации, которая стала быстро снижаться после гарантирования нормальной рентабельности каждому предприятию (начало 1960-х гг.). Поэтому представляется крайне важным до завершения модернизации, неоиндустриализации, развертывания процесса вертикальной интеграции в России нацелить механизм управления на учет на всех его уровнях народнохозяйственных интересов, для чего должны быть внесены изменения в налоговую, кредитную политику, систему оплаты труда, введены различные нормы и ограничения, стимулирующие достижение определенного уровня соответствующих показателей.
С этих позиций рассмотрим основные показатели, необходимые для управления факторами конкурентоспособности.
Ключевая роль в процессе повышения конкурентоспособности принадлежит человеческому капиталу, использование которого обычно характеризуется такими показателями как: производительность труда работающих, качество жизни, удельный вес инженерно-технических работников и специалистов в общей численности работающих.
Показатели производительности труда, призванные характеризовать уровень и динамику развития экономики, по существу выпали из поля зрения в системе управления экономикой России, по поводу чего многие исследователи выражают обоснованную обеспокоенность. Рост производительности означает повышение результативности труда, что находит выражение в высвобождении работников, снижении затрат на их содержание на предприятии. Вместе с тем, для общества это означает получение дополнительного эффекта от снижения затрат на создание новых рабочих мест, социальной инфраструктуры, для учета которого должны быть рассчитаны нормативы удельного эффекта от высвобождения работающих, а для учета конкурентоспособности человеческого капитала на предприятии следует определить суммарный эффект, получаемый обществом от роста производительности труда на этом предприятии [32, с. 411-413].
Согласно мнению Селезневой Н.Н. [29, с. 169-170] конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:
1. Экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:
-
- - основной капитал;
- - собственный и заемный капитал;
- - объем продаж;
- - доля на рынке;
2. Производственный и сбытовой потенциал:
-
- - производственные и сбытовые мощности;
- - наличие сырьевой базы;
3. Научно-исследовательский потенциал:
-
- - число исследовательских центров;
- - ежегодные расходы на НИОКР;
4. Финансовое положение:
-
- - платежеспособность;
- - кредитоспособность.
Цель анализа конкурентоспособности фирмы — установить, какого конкурентного преимущества может добиться фирма и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.
Для оценки конкурентоспособности сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять научные подходы, которые подробно рассмотрены в работах Н.А. Русака и В.А. Русака [26, с. 234-235]. Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или простых продаж нового товара. Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организаций (предприятий) и ее конкурентов исходные данные должны собираться по формам, пример одной из которых приведен в работе.
Специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае, исходя из сложности, особенности и важности объекта.
Так, в основу измерения конкурентоспособности персонала могут быть положены методы экспертной оценки. Конкурентоспособность организации Р.А. Фатхутдинов рекомендует оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации.
Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем.
Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам [18, с. 82]:
– времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов);
– качества объекта;
– масштаба (объема) производства объекта;
– освоенности объекта в производстве;
– получения информации для принятия управленческого решения;
– условия применения (эксплуатации) объекта;
– инфляции;
– риска и неопределенности.
Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара, его цены, качества сервиса, сферы потребления и других факторов конкурентоспособности объектов.
Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для разработки конкурентной стратегии, максимально эффективной для конкретного предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей этого предприятия. Конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ, то есть способностью предприятия положительно выделяться среди конкурентов.
Рассматривая конкурентоспособность как свойство продукции (товара, услуги), ее количественной характеристикой являются различные показатели конкурентоспособности. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности – это интегральный показатель качества, который был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., а затем стандартизован [20, с. 155].
Интегральный показатель (I) качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.
I = ПэЗп+Зэ (1)
Интегральному показателю в работе придается более широкий смысл, понимая под ним относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества U, отражающего полезность продукции, к цене потребления СΣ, складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации:
I = UC∑ (2)
Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров, исходя из их конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара в общем случае определяется, как это было показано выше, тремя необходимыми элементами:
- свойствами данного товара;
- свойствами конкурирующих товаров;
- особенностями потребителей.
М.Портер несколько расширяет список составляющих конкурентоспособности товара: В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:
- угрозой появления новых конкурентов;
- угрозой появления товаров или услуг - заменителей;
- способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;
- способностью покупателей торговаться;
- соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. <Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты.
|