Суббота, 28.06.2025, 19:14
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Охарактеризуйте место и роль партий при различных политических системах

Главную роль в политической системе любого общества безусловно играет государство. Однако когда речь заходит о тоталитарном государстве, нужно иметь в виду его принципиальное отличие от всех иных типов государств, существующих и существовавших в истории человечества. Важнейшая его особенность заключается в том, что при тоталитарном режиме структура государства тесно слита со структурами тоталитарной партии, а само государство фактически поглощено партией. В результате слияния партийных структур с государственными при тоталитарном режиме возникает феномен, который может быть назван "партия/государство". Именно поэтому исследование государства при тоталитарном режиме можно вести только вместе с исследованием тоталитарной партии. Поскольку партия является становым хребтом тоталитарной политической системы, именно ее вначале мы и рассмотрим.

Большевистская партия после захвата власти в октябре 1917 г. стремительно превратилась в иерархически организованную партию, управляемую из единого центра. Хотя формально верховным органом партии был провозглашен ее съезд, избиравший ЦК, на практике управление партией сосредоточивалось в руках нескольких человек. Уже на VIII съезде РКП(б) (март 1919 г.) Н. Осинский заявлял: "Деятельность партии была перенесена в ЦК. В ЦК устанавливалась политическая линия. Что делалось в самом ЦК, об этом местные органы не осведомлялись, и сам ЦК, как коллегиальный орган, в сущности говоря, не существовал. Ленин и Свердлов решали очередные вопросы путем разговоров друг с другом". В.И. Ленин и не скрывал своих намерений единолично руководить партией и страной: "Советский социалистический централизм единоличен и диктатуре нисколько не противоречит..., - писал большевистский лидер. - Волю класса тогда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим". Руководящую роль ЦК подчеркивали как Ленин, так и главный партийный теоретик Н. Бухарин. "...Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, - говорил Бухарин на одном из пленумов ЦК РКП(б) в 1924 г., - необходимо поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как властного учреждения". Таким образом, на практике власть принадлежала даже не партии, а ее руководству [1, с. 166].

Очевидно, что такого рода внутрипартийная диктатура могла возникнуть только в "партии нового типа", план организации которой Ленин изложил еще в работе "Что делать?" (1902). В соответствии со взглядами Ленина, большевистская партия должна была быть не массовой партией, напоминающей социал-демократические партии Западной Европы, но "партией нового типа" - узкой и конспиративной организацией "профессиональных революционеров", четко отграниченной от рабочего класса. Ленин настаивал на создании жестко централизованной монолитной организации, в которой рядовые социал-демократы должны беспрекословно подчиняться партийному центру. Ведущим принципом построения такой партии был "демократический централизм", т.е. - на практике - бюрократический и диктаторский централизм, означающий:

а) руководство партией из одного центра, неограниченная

власть вождя партии;

б) безусловное подчинение низшей инстанции высшей;

в) назначение низших функционеров высшими, низших органов - высшими;

г) ответственность нижестоящих звеньев перед вышестоящими;

д) военная дисциплина.

 

 

 

В современных демократических обществах, в частности в западной Европе, гражданское общество и государство интегрированы в единое целое посредством трех основных политических институций: представительной системы государственной власти, всеобщего избирательного права и политических партий. Метафора «суверенной власти народа» означает сегодня, что власть в государстве исходит от народа и осуществляется им посредством его представителей, выбираемых на строго фиксированный срок на основе всеобщих, равных и тайных выборов. Поэтому политические партии играют исключительную роль в функционировании современных представительных систем. Именно они, прежде всего, обеспечивают связь политической системы и окружающей среды, выполняя функции артикуляции (лат. аrticuiatio; articu-lare - расчленять; членораздельно, ясно произносить) и агрегации (объединять, суммировать какие-л. однородные показатели с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей) социальных интересов.

Современная демократия – это демократия, основанная на принципе представительства. Требование создания многопартийной системы вытекает из стремления привести партийную структуру в соответствие с плюралистической общественной структурой современных государств. Без признания партийного плюрализма и оппозиции любая политическая система не может быть названа ни демократической, ни представительной. Однако роль представительного органа власти как выразителя «общей воли» в отличие от «воли всех» означает, что в парламенте должны быть представлены не интересы отдельных социальных групп или личностей, а общезначимые политические интересы. Именно поэтому в демократических странах основными коллективными акторами избирательного процесса и парламентского представительства являются политические партии, которые, в отличие от иных общественных объединений, предназначены не для выражения отдельных корпоративных интересов, а для выявления и учета в групповых интересах общезначимого начала и перевода их на общегосударственных уровень [3, с. 34-35].

Интересна в данной связи мнение немецкого политолога Клауса фон Бейме, который среди приоритетных функции партий выделяет: определение цели, разработка идеологии и программы, стратегии действий; выражение и объединение общественных интересов; мобилизация и социализация граждан; формирование правящей элиты и состава правительства. Именно поэтому политические партии берут на себя и формулирование коллективных целей для социума, предлагая различные цели и стратегии общественного развития. Трансформируя требования и чувства социальной неудовлетворенности в позитивные политические цели, партии направляют стихийную энергию социального протеста в русло конституционной борьбы за их достижение через участие в государственном управлении. Расширяя пространство публичного политического процесса, партии стремятся преодолеть отчуждение маргинальных групп общества от политики, то есть выполняют функцию политической мобилизации. Соперничество за голоса масс подразумевает, как правило, опору на организованные массовые партии и такие партии обычно организованы иерархически и бюрократически. Партии приобретают голоса избирателей, поощряя последних идентифицировать себя с политическим имиджем партии и с ее руководством. Они упрощают стоящий перед избирателями выбор. Отсюда следующая констатация: политические партии и регулярные выборы это тесно взаимосвязанные и взаимозависимые институт демократической системы.

Отмечая особую роль и значение партий в функционировании представительной демократии, многие исследователи (причем и те, кто позитивно, и те, кто негативно оценивают данный институт) называют современное государство «партийным государством». «Партийное государство» в этом случае необходимо понимать как тип современной демократии, в которой парламент утратил свое значение в качестве института выражения суверенной воли народа: парламенты в основном лишь ратифицируют те решения, которые, в другом месте, уже приняли партии, входящие в коалицию большинство.

 

Современные правительства, как правило, партийные правительства, а партийные фракции определяют «лицо» современных парламентов, поскольку через партии реализуются еще две важнейшие политические функции – политического представительства и рекрутирования политической элиты.

Выступая универсальным посредником между обществом и государством, партии становятся инструментом легитимации власти и одновременно решают одну из важнейших проблем – проблем защиты прав и свобод граждан от вмешательства государства. В сложной системе с внутренними механизмами самореформирования, каковой является общество, партии, поддерживая непрерывность политического процесса, объективно обеспечивают устойчивость обратных связей органов управления с управляемым обществом, обеспечивают гомеостазис системы. Благодаря им система обретает эластичность, допускающую любые изменения, кроме тех, что представляют опасность для ее идентичности. Работая над преодолением отчуждения «периферийных» групп общества, партии увеличивают гибкость и маневренность политической системы.

Политические партии выступают в качестве субъекта политической социализации. Социализирующая функция партий осуществляется как в ходе избирательных компаний, в повседневной партийной деятельности, так и в процессе регулярного общения политиков с потенциальными сторонниками.

В современной России роль партии имеет не маловажное значение, т.к. партии государственной Думы является основным законодательным органом нашей страны, но уровень коррупции чиновников, предвзятое отношение к народу, мало эффективные законы ведут к наращиванию народного недовольствия к современным партиям.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 519 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск