1. Понятие аудита
Согласно действующей редакции Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307 ФЗ аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [1].
Веснин В.Р. дает следующее определение аудиту, по его мнению аудит это прежде всего предпринимательская деятельность, направленная на достоверное выражение мнения об организации системы бухгалтерского учета и отчетности на предприятии [3].
Зарубежные авторы, такие как Блэйк, Р.Р., Мутон Д.С. считают, что аудит это целенаправленная проверка правильности организации отдельных участков бухгалтерского учета, из взаимосвязи и конечных результатов формирования отчетных показателей соответствию нормативно правовым нормам организации бухгалтерского учета определенной страны [2].
2. Правовые основы аудиторской деятельности
В России систему нормативного регулирования аудиторской деятельности принято рассматривать на четырех уровневом аспекте.
К первому уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности в России относится Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности», который является определяющим основ аудиторской деятельности на территории нашей страны.
Ко второму уровню нормативно – правового регулирования аудита в России относятся подзаконные и правовые акты федеральных органов. К третьему уровню относятся правила и стандарты аудиторской деятельности, а к четвертому уровню внутренние документы саморегулируемых организаций. Организационно – правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена на рисунке 1.
Министерство финансов Российской Федерации
|
Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
|
Департамент организации аудиторской деятельности МФ РФ
|
ФЗ «Об аудиторской деятельности»
|
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения (ст. 20ФЗ)
|
Совет по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе (ст. 19 ФЗ)
|
Ведет разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности, разрабатывает различные нормативные документы и осуществляет другие виды работ
|
Участвуют в общественном регулировании аудиторский деятельности в РФ
|
Уполномоченный федеральный орган госрегулирования аудиторской деятельности (ст. 18 ФЗ)
|
Разработка федеральных стандартов (ст. 9 ФЗ)
|
Аттестация аудиторов (ст. 15, 16 ФЗ)
|
Лицензирование аудиторской деятельности (ст. 17 ФЗ)
|
Аккредитация профессиональных аудиторских объединений (ст. 18,20 ФЗ)
|
Контроль аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (ст. 14 ФЗ)
|
Индивидуальные аудиторы (ст. 3, 5, 12, 14 ФЗ)
|
Сопутствующие аудиту услуги
|
Разработка внутренних стандартов
|
Аудиторские организации (ст. 5,12,14 ФЗ)
|
Сопутствующие аудиту услуги
|
Разработка внутренних стандартов
|
Рисунок 1 - Организационно – правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации
3. Виды аудиторских заключений
Существует два вида аудиторских заключений:
1. Безоговорочно положительное аудиторское заключение – данное заключение подготавливается аудитором в том случае если в ходе проведения аудиторской проверки было выявлено что организация ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии соответствует нормативному законодательству в полном объеме.
2. Модифицированное аудиторское заключение – данное заключение подготавливается в том случае, если в ходе проведения аудиторской проверки были выявлены факты влияющие на положительное заключение, либо не влияющие но требующее определенного внимания со стороны аудируемого субъекта.
|