Пятница, 16.11.2018, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
По каким направлениям вам нужны задачи?
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Оснащение рабочих мест. Планировка рабочих мест (медсестры, врача: терапевта, хирурга и д.р.). Паспорт рабочего места

Под рабочим местом следует понимать зону трудовых действий работника или группы работников, оснащенную и оборудованную всем необходимым для выполнения своих служебных обязанностей. При организации рабочих мест медицинских работников прежде всего учитывается тип учреждения и профиль специалиста, то есть рабочее место должно быть специализированным [5].

Рациональная организация любого рабочего места в лечебно-профилактическом учреждении должна предусматривать оснащение, рациональную планировку, организацию обслуживания рабочего места, соблюдение эргономических, эстетических и санитарно-гигиенических требований.

Оснащение рабочих мест является одним из основных условий рационального использования труда медицинских работников и предполагает обеспечение каждого рабочего места набором мебели, специальными приборами и оборудованием, средствами оргтехники, стандартными бланками и т.д. При оснащении необходимо учитывать характер трудовой деятельности работающих.

Важное значение в организации рабочего места имеет рациональное размещение медицинской мебели и оборудования во врачебном кабинете. В соответствии с эргономическими требованиями (см. ниже), а также исходя из наблюдений за действиями врача и медицинской сестры мебель и оборудование врачебного кабинета рекомендуется размещать, руководствуясь следующими правилами:

- рабочий стол врача и медицинской сестры должен находиться в наиболее освещенной части кабинета;

- вокруг стола необходимо иметь пространство, обеспечивающее свободное передвижение врача и медицинской сестры от стола к любому предмету в кабинете;

- кушетка для обследования пациента должна располагаться таким образом, чтобы правая половина тела пациента находилась со стороны врача; кушетку необходимо отгородить от входной двери ширмой и вплотную к ней поставить стул для пациента;

- расположение каждого предмета должно быть продумано, чтобы свести до минимума затраты на передвижения и обеспечить соблюдение эстетических требований в оформлении кабинета;

- дверь кабинета должна быть доступна обозрению, чтобы врач мог видеть входящего пациента.

Эргономические требования к организации рабочих мест определяют соответствие конструктивных данных и габаритов рабочей мебели, оргоснастки антропометрическим, биомеханическим и психофизиологическим возможностям организма человека. Соблюдение их позволяет обеспечить медицинскому работнику в процессе трудовой деятельности физиологически рациональную позу, соответствующую критериям функционального комфорта.

Гигиенические требования к организации рабочих мест врачебных кабинетов предусматривают соблюдение в них основных санитарно-гигиенических нормативов: достаточных площади, кубатуры, метража на одного работающего, параметров микроклимата, освещенности, шума и т.д.

Эстетические требования к организации рабочих мест предусматривают выполнение комплекса рекомендаций по художественному оформлению рабочих помещений, интерьеров кабинетов, учреждения в целом.

Эргономические, гигиенические и эстетические требования к организации рабочих мест изложены в соответствующих нормативных и методических материалах [4].

Обслуживание рабочих мест включает организацию документооборота, обеспечение медикаментами, стандартными бланками и инструментарием, организацию вызова больных, подготовку рабочих мест и уборку помещений. В последние годы во многих лечебно-профилактических учреждениях получило широкое распространение централизованное обеспечение рабочих мест всем необходимым.

При рациональной организации обслуживания рабочих мест важное место должно отводиться использованию стандартных бланков-направлений на исследование и лечение. Как показали наблюдения, частота выписки направлений, например, в кабинете участкового врача-терапевта составляет в среднем 23 раза врачом и 46 раз медицинской сестрой на 100 посещений, а в ЛОР-кабинете - 21 и 31 соответственно. На выписку одного направления затрачивается в среднем 1,4 м. С учетом того, что пациенту необходимо разъяснить, куда и в какой кабинет необходимо явиться, как подготовиться к исследованию, непроизводительные затраты рабочего времени значительно возрастают. Поэтому рационализация данного элемента труда медицинского персонала оказывает существенную пользу в работе специалистов поликлиник. Стандартные бланки-направления рекомендуется использовать по определенным видам исследования. Лицевая сторона каждого бланка-направления состоит из двух разделов. В первый раздел медицинская сестра вносит фамилию, инициалы, номер медицинской карты и адрес больного, а также фамилию врача и дату назначения. Вторая часть предназначена для заполнения результатов исследования вспомогательно-диагностических служб. Обратная сторона бланка имеет памятку для больного, включающую сведения о правилах подготовки к исследованию, месте и времени его проведения. Наличие таких бланков полностью освобождает врача от написания направлений, экономит рабочее время медсестры. Бланки-направления необходимо размещать в бланкотеке стола, только в этом случае ими удобно пользоваться [8].

Значительно экономит рабочее время врача использование заранее заготовленных рецептурных прописей. Установлено, что частота их выписки составляет, например, у врача-отоларинголога в среднем 100 - 150 на 100 посещений, у участкового врача-терапевта соответственно 200 - 250. Специально проведенные исследования показали, что врач-отоларинголог оперирует в своей работе примерно 100, а участковый врач 140 - 160 рецептурными прописями, большая часть из которых используется неоднократно в течение рабочего дня и недели. С учетом изложенного оптимальный объем рецептотеки должен быть рассчитан на 40 - 60 рецептурных прописей.

При рациональной организации рабочего места требуют решения вопросы сокращения затрат времени на ведение медицинской карты амбулаторного больного, которые занимают в работе врачей основных специальностей не менее 25 - 30% рабочего времени на приеме. С указанной целью в настоящее время в поликлиниках рекомендуется применять клишированные вкладыши в медицинскую карту (разработаны во ВНИИ СГ и ОЗ им. Н.А. Семашко), позволяющие путем подчеркивания перечисленных в них признаков и вписывания недостающих в специально отведенные строки заметно сократить (на 15 - 20%) затраты врачей на заполнение медицинской карты. Образцы таких вкладышей для участкового врача-терапевта и врача-отоларинголога приведены в приложении 3 (не приводится). Вкладыши могут печататься типографским способом или путем изготовления резинового клише. В последнем случае они отпечатываются по мере необходимости непосредственно в кабинете врача.

Поддержание функциональных связей врачей на амбулаторном приеме обеспечивается оборудованием рабочих мест средствами связи со всеми основными подразделениями и службами поликлиники: регистратурой, кабинетами врачей-специалистов, заведующими отделением, вспомогательными лечебно-диагностическими кабинетами.

Для вызова пациента в кабинет врача целесообразно применять световую или звуковую сигнализацию. При использовании световой сигнализации у дверей кабинета устанавливается световое табло с надписью "Не входить", которое освещается во время приема пациента, и "Входите", когда врач принял больного и вызывает следующего. На рабочем месте врача в этом случае оборудуется включатель светового сигнала. При втором варианте используется любое переговорное устройство связи, работающее в громкоговорящем режиме (например, ПУ-1).

Таким образом, продуманная организация и обслуживание рабочего места, его оснащение и оборудование с учетом требований эргономики и эстетики, рациональная планировка кабинета должны быть направлены на создание условий для эффективной и качественной работы врача и медицинской сестры, ведущих амбулаторный прием.

У врача, ведущего амбулаторный прием, рабочим местом является его письменный стол. В настоящее время, учитывая недостатки, связанные с использованием обычных канцелярских столов в работе участковых врачей-терапевтов, предложен ряд функциональных столов.

Хорошо себя зарекомендовал рабочий стол амбулаторного врача, разработанный П.Е. Бейлиным. Он состоит из четырех прямоугольных досок, три из которых вертикальные, установленные Н-образно, четвертая покрывает их горизонтально. Приборы: магнитофон, микрофон, аппарат Рива-Роччи, стаканы со шпателями и термометрами - "утоплены" в крышку стола, так же размещены стаканы с дезсредствами для хранения термометров, шпателей. Медицинские принадлежности размещены в столе в специально отведенных рабочих зонах. Стол оборудован портативной рецептотекой на 24 кассеты, вмонтированной в передний ящик стола. Для организации рабочего места медицинской сестры предусмотрена откидная доска. Стол может быть рекомендован для использования в поликлиниках, в которых внедрен магнитофонный метод ведения записей медицинской документации.

Республиканским центром НОТ и управлением здравоохранения МЗ Латвийской ССР предложен унифицированный стол участкового врача-терапевта, который используется в ряде поликлиник г. Москва. На горизонтальной плоскости стола имеется углубление для тонометра, закрепленного специальной скобой. В ящиках столешницы размещаются направления на обследования и лечение, предметы индивидуального пользования врача и медицинской сестры. Верхний ящик опорной тумбы стола предназначен для кратковременного размещения медицинских карт амбулаторных больных. Доставка медицинских карт в кабинет врача осуществляется с помощью контейнеров, которые комплектуются в регистратуре в порядке очередности приема больных врачом. В качестве контейнера используются настольные картотеки для карт формата А-5, выпускаемые промышленностью. Нижний ящик опорной тумбы указанного стола предназначен для личных вещей врача и медицинской сестры. Данный стол рекомендуется внедрять в работу участкового врача-терапевта, организация труда которого предусматривает использование стандартных направлений на обследования и лечение, доставку медицинских карт в специальных контейнерах [6].

Следовательно, выбор рекомендуемых рабочих столов для участкового врача и медицинской сестры поликлиник зависит от форм и методов организации труда и обслуживания рабочих мест на амбулаторном приеме.

Эстетические и гигиенические требования к оформлению кабинета участкового врача-терапевта устанавливаются в соответствии со СНиП II-69-78 "Лечебно-профилактические учреждения. Нормы проектирования", согласно которым площадь кабинета должна составлять 12 - 16 кв. м (при ширине помещения не менее 2,4 м и глубине 4 - 6 м в условиях одностороннего освещения). Отношение глубины помещения к его ширине должно быть равно не более двум.

Окраска стен может оказывать влияние на восприятие цвета патологических тканей, подчеркивая или, наоборот, маскируя их бледность, цианотичность и т.д. В связи с этим окрашивать стены помещения предпочтительнее в нейтральные тона, например, светло-серый. Потолок окрашивается в белый цвет, пол в темный. Занавеси на окнах целесообразно иметь желтоватых оттенков, покрытия письменного стола - зеленой гаммы цветов.

Общие санитарно-гигиенические требования" в холодные и переходные периоды года должна находиться в пределах 20 - 23 °С, в теплый период года - 20 - 25 °С при относительной влажности 60 - 40% и скорости движения воздуха не более 0,2 м/с во все периоды года. Во избежание нарушения теплового равновесия и охлаждения пациентов при физикальном обследовании необходимо, чтобы разница температур воздуха по горизонтали (от наружных стен до любой точки внутри помещения) и вертикали (между полом и высотой 1,5 - 2 м) не превышали 1 - 2 °С. Кратность воздухообмена в кабинете не менее 1 раза в час обеспечивается использованием естественного проветривания.

Согласно ГОСТу 12.1.003-76 "Шум. Общие требования безопасности" уровень шума в кабинетах не должен превышать 30 дБ, а в помещениях для приема больных на шумных производствах уровни шума не должны превышать 50 дБ.

Бактериальная обсемененность воздуха рабочих помещений должна составлять не выше 4000 колоний на куб. м бактерий и 50 колоний на куб. м представителей гемолитической микрофлоры.

Гигиенический режим помещений предусматривает двухкратную в течение дня влажную уборку.

Характер работы участковых терапевтов требует высоких уровней как естественного, так и искусственного освещения. При этом согласно СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования" нормируемые значения коэффициента естественного освещения (КЕО) составляют 1,5 - 2,0; искусственная освещенность на уровне поверхности стола должна составлять не менее 300 лк и обеспечивается за счет общего освещения. Учитывая высокие требования к цветоразличению в работе участкового врача-терапевта, в качестве источника света следует отдать предпочтение люминесцентным лампам, имеющим оптимальные цветовые характеристики. Для освещения кабинетов могут быть использованы светильники типа ЛХЕ, ЛДЦ.

С целью создания эстетики рабочих мест в кабинете участкового врача-терапевта необходимо предусматривать озеленение, выполняющее также роль фактора, улучшающего микроклимат.

Паспорт (типовой проект) рабочего места рабочих и служащих включает следующие разделы:

  • назначение и общие характеристики;
  • планировка рабочего места;
  • мебель, оборудование и технические средства;
  • функциональные обязанности (основные элементы работы);
  • методы и приемы труда;
  • условия труда;
  • оплата труда;
  • организация обслуживания;
  • регламентирующая документация;
  • загрузка рабочего места (нормирование);
  • охрана труда;
  • техника безопасности.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (07.11.2018)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск