Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:
1. Экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:
-
- - основной капитал;
- - собственный и заемный капитал;
- - объем продаж;
- - доля на рынке;
2. Производственный и сбытовой потенциал:
-
- - производственные и сбытовые мощности;
- - наличие сырьевой базы;
3. Научно-исследовательский потенциал:
-
- - число исследовательских центров;
- - ежегодные расходы на НИОКР;
4. Финансовое положение:
-
- - платежеспособность;
- - кредитоспособность.
Цель анализа конкурентоспособности фирмы — установить, какого конкурентного преимущества может добиться фирма и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.
Для оценки конкурентоспособности сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять научные подходы, которые подробно рассмотрены в работах Р.А. Фатхутдинова [30]. Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или простых продаж нового товара. Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организаций (предприятий) и ее конкурентов исходные данные должны собираться по формам, пример одной из которых приведен в работе [60].
Специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае, исходя из сложности, особенности и важности объекта.
Так, в основу измерения конкурентоспособности персонала могут быть положены методы экспертной оценки. Конкурентоспособность организации Р.А. Фатхутдинов [21] рекомендует оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации.
Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем.
Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам [18, с. 82]:
– времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов);
– качества объекта;
– масштаба (объема) производства объекта;
– освоенности объекта в производстве;
– получения информации для принятия управленческого решения;
– условия применения (эксплуатации) объекта;
– инфляции;
– риска и неопределенности.
Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара, его цены, качества сервиса, сферы потребления и других факторов конкурентоспособности объектов.
Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для разработки конкурентной стратегии, максимально эффективной для конкретного предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей этого предприятия. Конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ, то есть способностью предприятия положительно выделяться среди конкурентов.
Оценка конкурентоспособности предприятия начинается с оценки отрасли, на которой конкурирует предприятие.
Основные экономические показатели, характеризующие отрасль:
- Размеры рынка
- Доходность отрасли
- Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок
- Масштабы конкуренции
- Число конкурентов и их относительные размеры
- Количество покупателей и их финансовые возможности
- Количество поставщиков и их уникальность
- Легкость вхождения в отрасль и выхода из отрасли
- Необходимость и масштаб капиталовложений
- Загруженность мощностей
- Дифференцированность продуктов компаний-конкурентов
- Технологические изменения, их темп и направленность
- Значимость для потребителей брендов и торговых марок
Оценив отрасль, следующим шагом нужно оценить основных конкурентов и конкурентоспособность изучаемого предприятия по следующим критериям:
- Доля рынка
- Конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг
- Уникальность предлагаемых товаров и услуг
- Финансовое положение
- Финансовые, производственные, технологические, инновационные возможности
- Эффективность управления
- Известность бренда, торговой марки
Конкурентоспособность предприятия определяется ответами на вопросы:
- Насколько сильна конкурентная позиция компании по сравнению со своими основными конкурентами?
- Что является основным конкурентным преимуществом предприятия?
- С какими стратегическими проблемами предприятие сталкивается сейчас и может столкнуться в будущем?
- Насколько соответствует положение компании будущим ключевым факторам успеха в отрасли?
- В каких областях предприятие является уязвимым?
Доля рынка является ключевым параметром при оценке конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия с большей долей рынка, как правило, выше.
Классические направления достижения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности предприятия:
- низкие издержки (конкурентное преимущество в цене)
- дифференциация (конкурентное преимущество в качестве)
Низкие издержки позволяют предприятию экономить на масштабе и привлекать больше покупателей, для которых цена является определяющим фактором при покупке.
Дифференциация означает способность предприятия предложить покупателю товар или услугу, обладающие большей ценностью с точки зрения потребителя. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что обеспечивает предприятию большую прибыль.
Конкурентоспособность демонстрируют как крупные предприятия с большой долей рынка, так и небольшие специализированные предприятия, имеющие конкурентное преимущество в узком сегменте. Предприятия, не обладающие финансовыми и производственными мощностями лидеров рынка, концентрируют свои усилия на повышении качественных характеристик товаров и услуг, и достигают устойчивого конкурентного преимущества в своем сегменте.
Конкурентные преимущества предприятия нужно оценивать по следующим критериям [19, с. 102-105]:
1. Достигнутый уровень конкурентных преимуществ (низкий, средний, высокий)
2. Степень устойчивости конкурентных преимуществ (низкая, средняя, высокая)
Чтобы выявить возможности для создания конкурентного преимущества, нужно проанализировать весь цикл покупки и потребления товаров и услуг, совершаемый потребителями:
- Как потребители приходят к необходимости совершить покупку?
- Как формулируется эта потребность?
- Как покупатель идентифицирует альтернативные варианты?
- Каким образом потребитель выбирает продавца?
- Как размещает заказ?
- Как оплачивает заказ?
- Каким образом доставляются товары и услуги?
- Как хранятся доставленные товары?
- Как используются доставленные товары и услуги?
- Как обслуживаются доставленные товары и услуги?
- Как потребители принимают решение о необходимости заменить товар или услугу?
- Как потребители избавляются от старых товаров?
Необходимо четко знать, в чем состоит конкурентное преимущество исследуемого предприятия, а в чем оно отстает от конкурентов. В основе решения о покупке лежит обобщенная оценка товаров или услуг конкретного предприятия по сравнению с аналогичными товарами или услугами других предприятий. Потребитель оценивает итоговое конкурентное преимущество, то есть баланс между относительными преимуществами и недостатками по сравнению с преимуществами конкурентов.
Рассматривая конкурентоспособность как свойство продукции (товара, услуги), ее количественной характеристикой являются различные показатели конкурентоспособности. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности – это интегральный показатель качества, который был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., а затем стандартизован.
Интегральный показатель (I) качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.
I = ПэЗп+Зэ (1)
Интегральному показателю в работе [40] придается более широкий смысл, понимая под ним относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества U, отражающего полезность продукции, к цене потребления СΣ, складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации:
I = UC∑ (2)
Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров, исходя из их конкурентоспособности.
|