Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг продукции соответствующего вида подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста. Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании всевозрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции [32, с. 87].
Резервы увеличения прибыли
|
Снижение себестоимости товарной продукции
|
Увеличение объема реализации продукции
|
Повышение качества товарной продукции
|
Реализация в более оптимальные сроки
|
Поиск более выгодных рынков сбыта
|
Рисунок 1 - Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. [19, с. 124].
Во-первых, резервы в значении запаса материальных ценностей (кормов, семян, топлива и т.д.) как условия обеспечения производства. Кроме материальных, предприятия имеют определенный запас трудовых ресурсов и денежных средств.
Во-вторых, резервы как возможность увеличения производства продукции, повышения ее качества, снижения себестоимости, более полного и рационального использования всех видов ресурсов: трудовых, материальных, земельных, денежных. Они могут быть включены в производство путем ликвидации потерь рабочего времени, укрепления трудовой дисциплины, повышения квалификации работников, снижения простоев техники и оборудования, экономного расходования материальных и денежных средств и т.д.
В экономической литературе понятие резервов часто сводится к снижению потерь в использовании ресурсов. Правильнее под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат - это один путь использования резервов. Другой путь связан с большими возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.
На основании выше изложенного материала можно сделать следующие выводы: прибыль предприятия это чистый доход, созданный в сфере материального производства какой-то продукции. прибыль также выполняет определенные функции: характеризует экономический эффект, который следует из результатов деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что доходы предприятия превышают расходы. Так же прибыль - это стимулирующая функция. Финансовый результат и основной финансовый ресурс предприятия. Какая-то часть чистой прибыли, которая осталась после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, социального развития, поощрения работников. Основными факторами, влияющими на величину финансовых результатов деятельности предприятия являются: объем производства и реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы.
|