Понедельник, 19.11.2018, 00:08
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
По каким направлениям вам нужны задачи?
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Основы правового регулирования валютных операций и валютного контроля

Валютное законодательство в современной правовой системе России является одной из самых динамично развивающихся отраслей законодательства. Государственную валютную монополию, существовавшую в советский период, заменило более либеральное законодательство, признающее и гарантирующее право собственности на иностранную валюту и иные валютные ценности за гражданами и юридическими лицами, но устанавливающее открытый перечень валютных операций, связанных с движением капитала, которые могли осуществляться исключительно в разрешительном порядке. После вступления в силу 17 июня 2004 г. большинства статей Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты получили право совершать между собой без ограничений любую валютную операцию, если только такая операция Законом о валютном регулировании прямо не отнесена к категории валютных операций движения капитала или не связана с куплей-продажей иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации [6].

Кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, в силу своего особого статуса в валютных правоотношениях, который также будет рассмотрен в настоящей главе, участвуют в значительном количестве осуществляемых в Российской Федерации валютных операций, выступая при осуществлении валютных операций со своими клиентами не только как частноправовые, но и как публично-правовые субъекты, наделенные властными полномочиями. В связи этим подавляющее большинство норм валютного законодательства имеют непосредственное отношение к правовому регулированию деятельности кредитных организаций.

Правовые источники регулирования валютных операций и валютного контроля. Действующий Закон о валютном регулировании подразделяет все акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля на три группы: собственно акты валютного законодательства, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о валютном регулировании валютное законодательство Российской Федерации состоит из указанного закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства). Из диспозиции указанной нормы следует, что, во-первых, вопросы валютного регулирования относятся к исключительной прерогативе Российской Федерации, что соответствует п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, а во-вторых, иные федеральные законы, затрагивающие вопросы валютного регулирования и валютного контроля, могут приниматься исключительно по вопросам, прямо установленным Законом о валютном регулировании. Принятые в соответствии с Законом о валютном регулировании федеральные законы могут регулировать следующие вопросы [4]:

  • действие актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования во времени (ч. 3 ст. 4 Закона о валютном регулировании);
  • осуществление валютного контроля и компетенции органов валютного контроля при издании актов валютного контроля (ч. 1 ст. 22 и ч. 5 ст. 4 вышеназванного закона);
  • порядок идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (абз. 2 ч. 2 ст. 11 того же закона);
  • открытие счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на указанный счет (вклад), вывоза из Российской Федерации валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. 7 ч. 7 ст. 18 Закона).

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что те или иные нормы валютного законодательства могут содержаться в федеральных законах, регулирующих банковские, налоговые, таможенные правоотношения, в федеральных законах, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности, оборота ценных бумаг, борьбы с отмыванием доходов, добытых преступным путем и финансированием терроризма, и т.д.

При этом такие нормы, содержащиеся в иных федеральных законах, не могут противоречить Закону о валютном регулировании.

К числу органов валютного регулирования, которые имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, Закон о валютном регулировании относит Банк России и Правительство РФ. Часть 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании устанавливает, что акты органов валютного регулирования обязательны для всех участников валютных операций. В то же время указанный Закон жестко регламентирует круг вопросов, по которым органы валютного регулирования могут издавать нормативные правовые акты [7].

Правительство как орган валютного регулирования вправе в пределах, установленных Законом о валютном регулировании, издавать акты валютного регулирования по вопросам валютных операций движения капитала (ст. 7 Закона о валютном регулировании), представления физическими лицами по месту своего налогового учета отчета о движении денежных средств по банковским счетам (вкладам), открытым в иностранных государствах, и предварительной регистрации таких счетов (вкладов) (ч. 7 ст. 12 и ч. 1 ст. 18 того же Закона соответственно).

Компетенция Банка России как органа валютного регулирования более широкая и предполагает право регулирования порядка проведения биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании); валютных операций движения капитала (ст. 8 данного Закона); сделок с валютными ценностями, включая сделки, в которых валютные ценности используются в качестве средства расчетов между уполномоченными банками, совершаемых ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 того же Закона); валютных операций нерезидентов между собой с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации, порядка открытия и ведения банковских счетов нерезидентов в уполномоченных банках и режима указанных счетов, а также порядка открытия и ведения специальных брокерских счетов нерезидентов (ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 13 и ч. 8 ст. 14 Закона о валютном регулировании соответственно); купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами (ч. 3 ст. 11 того же Закона); открытия резидентами счетов в банках за пределами Российской Федерации и перевода ими на такие счета средств со своих счетов в уполномоченных банках (п. 3 ст. 12 и п. 4 ст. 12 данного Закона); открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также перевода физическими лицами - резидентами валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета (ч. 2, 3, 5 ст. 14 Закона о валютном регулировании) и т.д.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании). Таким органом в настоящее время является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора *(370) . Следует обратить внимание, что Закон о валютном регулировании в отличие от актов органов валютного регулирования прямо не именует акты органов валютного контроля нормативными, в связи с чем, вероятно, законодатель имел в виду индивидуальные акты. В любом случае данный вопрос, скорее всего, станет предметов судебных толкований и разъяснений [4].

Исследование правовых источников валютного регулирования и валютного контроля не может обойтись без упоминания о международных договорах. Этому вопросу посвящена ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании, нормы которой полностью соответствуют ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что нормы международных договоров Российской Федерации являются составной частью правовой системы России, а в случае коллизии между ними применяются нормы международного права. Следует иметь в виду, что рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет не только декларативный характер, но и может подлежать частому применению, так как Российская Федерация является участницей многих международных договоров, нормы которых регулируют валютные операции. При этом в специальной литературе, посвященной валютному законодательству, такие договоры упоминаются крайне редко. В связи с этим следует подробно остановиться на некоторых из них.

Международно-правовые источники, в которых затрагиваются те или иные аспекты валютных операций, можно разделить на три группы.

К числу многосторонних международных соглашений следует отнести "Соглашение о создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств", подписанное в г. Москве 21 октября 1994 г. (ратифицировано Российской Федерации 8 января 1997 г.), Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанное на о. Корфу 24 июня 1994 г. (ратифицировано Российской Федерации 25 ноября 1996 г.) (далее - Соглашение между Российской Федерации и ЕС), статьи Соглашения Международного валютного фонда, принятые 22 июля 1944 г. участниками международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в г. Бреттон-Вудс (США) (далее - Устав МВФ).

Соглашением государств - участников СНГ предусмотрено создание Платежного союза "с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют". Платежный союз был создан на основании таких принципов, как недопущение на территории каждой из Сторон каких-либо ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям, обеспечение гарантированной конвертации национальной валюты в валюты других Сторон по социально значимым платежам, недопущение административных ограничений в части определения валюты платежей при заключении контрактов между хозяйствующими субъектами Сторон, предоставление нерезидентам возможности владения национальной валютой и ее использования для оплаты товаров и услуг, платежей неторгового характера и т.д.

Согласно п. 1 ст. 52 Соглашения между Российской Федерации и ЕС "стороны обязуются разрешить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между резидентами России и Сообщества, связанных с движением товаров, услуг или физических лиц".

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (07.11.2018)
Просмотров: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск