Пятница, 18.09.2020, 22:26
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности менеджмента в современной России

Сегодня в России произошли значительные изменения во многих общественных областях, в том числе и в экономической сфере.

Особо важны именно те преобразования в управленческих сферах, которые случились благодаря изменениям социально-экономической системы, возникновению новых требований к управлению организациями, обусловленных рыночными отношениями.

При этом грамотное и квалифицированное управление является основой успешности работы предприятия. С позиции менеджмента сегодня в России выделено три подхода к его применению и пониманию. В основание первого подхода заложена интуиция предпринимателей, так как большинство руководителей достаточно крупных компаний ранее работали программистами, учителями, врачами или инженерами [14].

Такими руководителями не изучалась теория менеджмента с последующим применением ее на практике.

Именно поэтому все управленческие решения принимаются, исходя из собственной смекалки и интуиции. Поэтому такие особенности российского менеджмента характерны для малого и среднего бизнеса, которым свойственны простые финансовые и хозяйственные операции.

Абсолютно все инновации в этом случае сводятся лишь к оптимизации или даже к минимизации налогообложения.

Также в таких предприятиях существует быстрое принятие управленческих решений, высокая гибкость хозяйственной политики, при которой маркетинг сводится к поиску единственного правильного хода.

Сегодня существует огромное количество определений данного термина, и все они верны.

Менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности человека, который направлен на достижение поставленных целей.

Менеджмент – определенная направленная на получение прибыли в будущем система прогнозирования, планирования, организации производства товаров или услуг .

Как и любой другой вид деятельности, менеджмент имеет свои особенности. Российская система управления, несомненно, отличается от европейской.

Обусловлено это множеством факторов. В России менеджмент появился сравнительно недавно, с зарождением рыночных отношений и развитием предпринимательства.

Основой его являются человеческие ресурсы (работники) и предпринимательская деятельность

Сегодня в мире происходят бурные изменения, обусловленные научно-техни­ческой революцией и внедрением ее достижений в жизнь. Это порождает новые явления и тенденции в социально-экономической жизни общества.

Во-первых, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде он воспринимался лишь как один из факторов последнего наряду с маши­нами и оборудованием; сегодня же превратился в главный стратегический ресурс организации. Поэтому ХХI-й век и будет веком человеческого измерения эконо­мики [14].

Люди теперь рассматриваются не как «винтики», а как главное достояние ком­пании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это связано с их способностью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой дея­тельности.

Поэтому и затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в «человеческий капитал». Их объектами являются организация медицинского обслуживания, отды­ха, занятий спортом; создание условий творчества; развитие личных способ­ностей и пр.

Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду.

В связи с этим в 60-х гг. XX столетия сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед об­ществом, то есть принесения ему пользы через использование прибыли и участие в решении широкого спектра социальных проблем.

До 30-х гг. XX века считалось, что руководство фирм вправе принимать во вни­мание только собственные интересы, что оправдывало его стремление к макси­мизации доходов [7, с.3].

Затем под давлением профсоюзов менеджмент стал занимать­ся проблемами своих работников: вопросами заработной платы, условиями тру­да, пенсионным обеспечением, социальными выплатами. С 60-х гг. социальная ответственность начала распространяться на все общество.

В современное понятие социальной ответственности входит: ориентировка организации на перспективные социальные интересы; возмещение издержек об­щества в долгосрочном периоде (например, экологических) и оптимизация перс­пективной прибыли; сохранение капитала фирмы как элемента общественного богатства.

Выделяются следующие виды социальной ответственности: Во-первых, экономическая, за максимизацию доходов (а следовательно, налогов, поступающих в бюджет), предоставление обществу по разумным цена товаров и услуг, создание хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Во-вторых, правовая, выражающая обязательства фирмы по соблюдению
законодательства, выполнение которых в сфере экономики служит её долгосрочным интересам.

В-третьих, этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, соблюдении ею принятых норм, которые могут не только соответствовать имеющегося официальным стандартам, но и превышать их.

В 1980-х гг. стала проявляться ограниченность традиционного «рационально го менеджмента», успех которого связывался с возможностью предельно упорядочить и регламентировать организацию, достичь стабильности и устойчивости деятельности с помощью планирования, администрирования, снижения затрат т.п., то есть добиться успеха за счет внутренних факторов [16].

Такой рационализм соответствовал стабильной индустриальной эпохе. Но сегодня нормой экономической жизни становится неопределенность, постоянная изменчивость условий производства и сбыта.

Поэтому современный менеджмент характеризуется отказом от рационализм прежних школ, считавших фирму закрытой системой с заданными и стабильными течение длительного времени целями, глубокой специализацией, функциональным построением организационной структуры, централизацией управления классических принципов. Он выдвигает на первый план задачу обеспечения гибкости и адаптивности к изменениям в окружающей среде.

В результате произошла смена самой парадигмы (греч. — пример, образец) менеджмента, то есть его исходной, основополагающей концептуальной схемы, целостного комплекса положений, идей, принципов, подходов, в соответствии с которыми строится и осуществляется управление в течение определенного периода.

Суть перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуационном подходе, состоит в следующем:

Во-первых, фирма рассматривается как открытая система, главные предпосылки успеха которой находятся вне ее. В связи с этим, первостепенной задаче менеджмента является адекватное реагирование, прежде всего, на внешние события, позволяющее не только предотвращать вред, но и извлекать пользу из складывающейся ситуации. В то же время должное внимание уделяется технологии и ресурсам, в том числе и человеческим, что позволяет обеспечивать организации: кость и адаптивность.

Во-вторых, на смену имевшей место централизации управленческих процессов, когда все крупные и мелкие решения принимались высшим руководством (управление по вертикали), пришла более действенная децентрализация, предоставляющая большие права низовым уровням (управление по горизонтали).

В-третьих, обусловленный централизацией вождизм руководства по степени заменяется максимально возможным равноправием участников управленческого процесса.

В-четвертых, порожденное тяжелыми условиями труда, бесправием безраз­личное или негативное отношение работников к своим обязанностям, пассивность, отчужденность сменяются заинтересованностью, приобщенностью к делам орга­низации, стремлением проявить себя.

В-пятых, ориентация менеджеров на обеспечение бесперебойности осуществ­ления технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение конкретного результата, необходимого потребителю [16].

В-шестых, произошло принципиальное изменение характера внутренних вза­имоотношений в организации. Агрессивность, эмоциональность, конфронтация, конкуренция постепенно заменяются спокойным рационализмом, поиском комп­ромиссов, консенсуса, сотрудничеством.

В-седьмых, постепенно меняется подход к разработке и принятию управлен­ческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, поощ­рение конформизма, исполнительности, неприятие риска постепенно сменяются устремлённостью в будущее, рационализмом, развитием творчества, в том числе и коллективного, допущением разумного риска.

В-восьмых, рассмотрение материальных и организационных факторов дея­тельности как основы успеха сменяется вниманием, прежде всего к персоналу, спо­собному решать сложные научно-технические задачи.

В-девятых, прежний акцент исключительно на количественные результаты постепенно дополняется стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации.

Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается.

Элементы командного управления используются в экстремальных ситуациях, ког­да требуется быстрая концентрация и оперативная координация ресурсов.

Особенностями современного российского менеджмента являются высокий интеллектуальный потенциал управленцев, наличие большого опыта государствен­ного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста, и качественные резуль­таты его пока мало интересуют.

Использование опыта западных фирм, которые функционируют на российском рынке, представляет собой второй подход к пониманию и применению отечественного менеджмента.

Особенности российского менеджмента могут быть представлены в рамках данного подхода в виде наличия дизайнерских и технологических изысков (специфический вид интерьеров офисов, средств связи и компьютеров, подчеркнуто вежливое обращение со стороны менеджеров).

Есть такое определение как  «советский» менеджмент.  Под таким названием принято понимать менеджмент, используемый в управлении достаточно крупными предприятиями России, которые были созданы еще в советское время.

Особенности российского менеджмента при таком подходе заключаются в точном копировании методов и процедур принятия решений для предприятий промышленных отраслей, аналогично Германии и США. Они остаются неизменными и сегодня (например, акционерные общества).

Особенности российского менеджмента заключаются в:

  • чрезвычайно высокой скорости протекания политических и социально-экономических процессов в стране, которые не могут не оказать значительного влияния на все сферы человеческой деятельности;
  • сочетании факторов, способствующих развитию и укреплению системы менеджмента или, наоборот, ей препятствующих;
  • особых чертах менталитета русского человека.

Особенности российского менеджмента заключаются еще и в том, что само понятие «менеджер» у нас в стране весьма размыто. В узком смысле этого слова менеджер – управленец, руководитель предприятия, крупной компании. В нашей стране сегодня данным термином обозначается разный вид деятельности.

В российских компаниях секретарь, администратор, отвечающий за мелкую бумажную работу, также называется менеджером, что не совсем верно. По уровню развития рыночных отношений Россия отстает от западных стран как минимум на полвека.

Сегодня наша страна проходит тот этап развития рыночных отношений, который Европа прошла несколько десятилетий назад. В России нет такого богатого опыта управления предприятиями в условиях свободной конкуренции, какой имеется на Западе, в связи с чем отмечаются такие проблемы российского менеджмента, как:

  • недостаточная изученность спроса. Спрос на тот или иной продукт определяется только по достижению конечного результата деятельности;
  • отсутствие долгосрочных целей развития бизнеса;
  • отсутствие независимой оценки деятельности российских менеджеров;
  • отсутствие школы руководящего резерва, коррупция, невозможность добиться желаемого результата своей предпринимательской деятельности без наличия связей в высоких кругах, денежных средств и т.п. [10].

Особенности современного российского менеджмента более всего проявляются в четырех основных факторах:

  • инфраструктура управления, политические и социально-экономические условия его существования; расстановка приоритетных задач и направление усилий на их выполнение;
  • комплекс мер, направленных на развитие сферы управления в России;
  • особенность общественного сознания, для изменения которого требуется очень длительный период времени.

 Сегодня многие руководители российских предприятий стараются перенять опыт управления западных фирм, что не всегда заканчивается благополучно [10].

Некоторые успешно работающие в Европе законы и правила управления совершенно не пригодны для работы в российских условиях.

Особенности российского менеджмента рассматриваются в качестве основного отличительного признака в управлении фирмой в России и на Западе.

Человек, выросший в нашей стране и получивший российское образование, имеет свой подход к решению той или иной проблемы, по-своему реагирует на различные ситуации, что создает определенные трудности в следовании западной модели управления. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от опыта развитых стран в области управления и искать его новые пути с нуля.

Учитывая все основные особенности российского менеджмента, досконально изучая опыт страны, вырвавшейся в сфере управления далеко вперед, можно весьма преуспеть во многих сферах деятельности, доступных российскому предпринимателю и управленцу.-

Одна из наиболее острых проблем современности – менеджмент невысокого качества, а также отсутствие высококвалифицированных управленцев.

Поэтому в современных условиях целесообразно для России использовать фундаментальную подготовку и переподготовку кадров.

Также немаловажное значение необходимо уделять разработке и реализации на практике специализированных программ, направленных на антикризисное хозяйствование, что позволит не доводить деятельность предприятия до банкротства.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (02.11.2018)
Просмотров: 391 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск