Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают:
- бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
- компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
- выплату пособия по безработице;
- возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.
Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.
Приоритетными направлениями государственной политики в отношении потенциальных безработных должны быть:
а. опережающее переобучение, переподготовка и повышение квалификации работников,
б. использование общественных работ для решения проблемы занятости лиц, высвобожденных с предприятий в результате структурной перестройки экономики,
в. усиление работ по профессиональной ориентации и психологической поддержке потенциальных безработных.
При разработке государственного бюджета (его расходных статей) необходимо придать ему социальную направленность, для чего целесообразно защитить весь блок затрат на социальные нужды в рамках обеспечения минимальных потребностей беднейшей части населения защитить от секвестирования и несвоевременной реализации. Помощь населению должна быть адресной и своевременной. Нельзя расходовать государственные средства на поддержку слоев населения, которые способны и должны обеспечивать себя сами [2].
|