Среда, 21.11.2018, 03:44
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
По каким направлениям вам нужны задачи?
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Планирование объема продаж торгового предприятия

План розничного объема продаж состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

А.М. Фридман, верно, отмечает, что все разделы плана розничного объема продаж взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Так показатели на начало (З1) + поступление (П) = реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из этого баланса, можно рассчитать и спрогнозировать любой показатель товарооборота [16, с. 204].

Первая стадия планирования розничного объема продаж.(особенно нового предприятия) - определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.

Расчет минимально необходимого объема продаж можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

Таким образом, имеем:

Т р.ц. = Тп.ц. + ТН,                                              (23)

где Т р.ц. - объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Т п.ц. - объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН - сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь:

ТН = ИО + П                                                 (24)

где П сумма прибыли, руб.;

ИО - сумма издержек обращения, руб

ИО = И Опер +ИО пост                                      (25)

где И опер - сумма переменных издержек обращения, руб.;

Ио пост - сумма постоянных издержек обращения;

Тогда:

Т р.ц = Тп.ц. + И Опер +ИОпост +П.                          (26)

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

Ткр. = Тп.ц. +ИОпер+ ИО пост                               (27)

Где Ткр - критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

Ткр =Зпер +ИОпост,                                           (28)

Где Зпер - переменные затраты.

Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

Ткр/Ткр =Зпер/Ткр +ИОпост/Ткр                                (29)

Обозначив: Зпер/Ткр = Д - для переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

1 =Д+ИО пост /Ткр                                           (30)

отсюда:

Ткр =ИО пост /(1-д).                                        (31)

Для сравнения, данная формула критического объема продаж или точки безубыточности в учебнике «Экономика общественного питания» Ефимова О.П. имеет следующий вид:

Тб =Ипос / (УВД - УИпер)х 100                              (32)

Где Ипост - сумма постоянных издержек;

Уипер - уровень переменных издержек, %.

УВД - уровень валового дохода, %

Чем выше разность между плановой (или фактической) выручкой предприятия и точкой безубыточности, тем выше запаса финансовой прочности и устойчивости предприятия. Запас финансовой прочности, в %, рассчитывается по формуле:

(Тплан (факт) -Тб)х100                                           (33)

Зфп = Тплан(факт)                                               (34)

 

Вторая стадия - прогноз общего объема товарооборота.

Анализ товарооборота начинают с определения его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

На основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступления товаров. Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров в широком ассортименте. Объем розничного товарооборота и его структура должны обеспечить удовлетворение потребностей населения в разнообразных товарах в соответствии с его спросом. Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планируемого периода.

По мнению Швецовой Т.А. в отсутствии необходимой информации  для планирования структуры объема продаж используют статистические методы, в частности [47]:

  1. Экономико-статистический – основан на сглаживании удельных весов реализации  отдельных товаров в общем объеме товарооборота за ряд лет (3-5 лет). Методика расчета аналогична планированию общего объема товарооборота методом скользящей средней.
  2. Основан на расчете коэффициентов эластичности по товарным группам. Коэффициент эластичности показывает, насколько изменяется товарооборот по i-той товарной группе при изменении общего объема товарооборота на 1%.

Последовательность расчетов:

  • определяем сложившиеся среднегодовые темпы изменения товарооборота по i-ой товарной группе и общего объема товарооборота за предшествующий плановому период по формуле:

 

,                                                 (35)

где:                             

 и  - последнее, и первое в ряду фактических значений общего товарооборота и товарооборота по конкретной товарной группе;

- n – количество принимаемых в расчет значений соответствующего товарооборота.

  • определяем коэффициент эластичности :

 

;                                                           (36)

 

  • затем определяем плановое изменение объема товарооборота по соответствующей товарной группе. Для этого соответствующий коэффициент эластичности умножаем на плановое изменение товарооборота в целом по предприятию, рассчитанный на предшествующих этапах.
  •  с учетом этого показателя определяется плановый товарооборот по конкретным товарным группам на базе товарооборота отчетного периода. Рассчитанные на такой основе плановые объемы товарооборота в целом и по отдельным товарным группам должны быть скорректированы с учетом  изменения экономических условий деятельности предприятия в плановом периоде. После утверждения план принимается к реализации и намечаются меры. В частности, определяются плановые размеры товарных запасов, их нормы и нормативы, объем закупки товаров, источники поступления и заключаются договора на поставку [11, с. 48-49].

Таким образом, перспективное планирование объема продаж связано с многовариантным характером расчетов на основе прогнозов с применением программно-целевого метода и научно обоснованных норм потребления и нормативов использования ресурсов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (07.11.2018)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск