В системе управления прибылью торгового предприятия и её планированию принадлежит главная роль.
1. Анализ прибыли предприятия в предплановом периоде [18]
Главной целью анализа является выявление основных тенденций формирования и распределения прибыли в предплановом периоде, а также основных факторов, вызвавших ее динамику.
На первой стадии анализа рассматривается динамика общей суммы прибыли предприятия и ее уровня к товарообороту в предплановом периоде, определяются отклонения фактически достигнутых размеров этих показателей от их значений, предусмотренных планом.
На второй стадии анализа рассматривается состав прибыли предприятия по основным ее видам. При этом основное внимание уделяется анализу динамики общей суммы, уровня и удельного веса прибыли от продажи товаров на предприятии.
На третьей стадии анализа рассматриваются показатели формирования прибыли в разрезе отдельных центров ответственности предприятия. В процессе этого анализа устанавливается степень отклонения фактически достигнутых показателей суммы и уровня отдельных видов прибыли (по торговой и неторговой деятельности) от плановых.
На четвертой стадии анализа изучаются основные факторы, обусловившие изменение суммы прибыли от продажи товаров в предплановом периоде. Предметом такого анализа являются в первую очередь факторы ранее рассмотренной системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяющие выявить размеры возможного увеличения прибыли от продажи товаров в предстоящем периоде.
На пятой стадии анализа рассматриваются основные направления использования прибыли на предприятии. В этих целях сумма прибыли от продажи «очищается» от налоговых платежей, осуществленных за счет этого источника их формирования с тем, чтобы определить сумму прибыли, оставшуюся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). В составе чистой прибыли рассматриваются основные формы, суммы и удельный вес отдельных направлений использования прибыли в предплановом периоде, оценивается достаточность этих сумм с позиций финансового обеспечения развития предприятия[12].
Результаты анализа служат основной предпосылкой определения плановых показателей прибыли в предстоящем периоде.
2. Планирование формирования прибыли
Расчет плановой суммы прибыли является наиболее ответственным этапом ее планирования. Планирование этого показателя осуществляется лишь по тем видам прибыли, которая связана с продажей товаров и другого имущества — сумма прибыли от внереализационных операций на предприятиях торговли не планируется.
Основное внимание в процессе планирования уделяется сумме прибыли от продажи товаров. Расчет этого показателя основывается на использовании следующих основных методов: а) на основе ранее сформированных плановых показателей суммы доходов и издержек обращения; б) на основе ранее сформированного показателя товарооборота; в) на основе среднего уровня рентабельности товарооборота; г) на основе формирования плановой суммы прибыли.
а) На основе ранее сформулированных плановых показателей суммы доходов и издержек обращения- этот метод применяется в тех случаях, когда при расчете суммы доходов от торговой деятельности не использовался показатель плановой суммы прибыли. Модель расчета прибыли в этом случае имеет вид [14]:
БПп = ДТп * (100-Снд) \ 100 –Иоп, (18)
где БПп- плановая сумма прибыли от продажи товаров (от торговой деятельности);
ДТп - плановая сумма доходов от торговой деятельности;
ИОп- плановая сумма издержек обращения;
Сндс- ставка налога на добавленную стоимость (и других налогов, уплачиваемых за счет доходов торгового предприятия), в %.
б) На основе сформированного планового показателя объема товарооборота - данный метод основан на системе “взаимосвязь издержек, объема товарооборота и прибыли”. Модель расчета прибыли в этом случае имеет вид:
БПп = (Т\О пл – Vтб) * (Учд-Уипер) \ 100 , (19)
где БПп- плановая сумма прибыли от продажи товаров (от торговой деятельности);
Т\Опл- плановый товарооборот;
Vтб- обьем товарооборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности (формула расчета этого показателя рассмотрена ранее);
Учд- уровень чистого дохода от реализации товаров к товарообороту, в %;
Уипер- уровень переменных издержек обращения к товарообороту, в %.
Так как в процессе этого расчета определяется объем товарооборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности, то параллельно могут быть определены показатели предела и коэффициента финансовой прочности.
в) На основе среднего уровня рентабельности товарооборота- данный метод является одним из наиболее простых и широко используемых на предприятиях торговли. Он предполагает использование всего лишь двух показателей- планового объема товарооборота и планируемого уровня рентабельности товарооборота.
Последний определяется на основе его значения в предплановом периоде, скорректированного с учетом предстоящих изменений уровней доходности и издержкоемкости.
Модель расчета прибыли в этом случае имеет вид [26]:
БПп= Т\Опл * Урт /100, (20)
где БПп- плановая сумма прибыли от продажи товаров (от торговой деятельности);
Т\Опл- плановый товарооборот;
Урт- средний уровень рентабельности товарооборота в плановом периоде, в %.
г) На основе формирования планового ее размера- этот метод позволяет обеспечить наибольшую ее увязку со стратегическими целями развития торгового предприятия в предстоящем периоде. Основой этого метода расчета является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). Расчет ведется по каждому элементу этой потребности; выплаты дохода владельцам имущества; дополнительное материальное стимулирование персонала и т.п.
Суммарная потребность в средствах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представляет собой плановый размер чистой прибыли предприятия в плановом периоде. Модель расчета плановой суммы прибыли от продажи товаров в этом случае имеет вид:
КПп = ЧПц * 100 / 100 - Снп (21)
где БПц —плановая сумма прибыли от продажи товаров в плановом периоде;
ЧПц—плановая сумма чистой прибыли предприятия в плановом периоде;
Снп — ставка налога на прибыль (и других налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли), в %.
Особая роль этого метода расчета заключается в том, что полученный на его основе показатель прибыли рассматривается как один из важнейших плановых ориентиров развития торгового предприятия и служит базовым элементом планирования других важнейших экономических показателей — объема товарооборота, суммы доходов от продажи товаров, суммы основных налоговых платежей и т.п. Иными словами, задачи планирования стратегического развития торгового предприятия в предстоящем периоде через плановую сумму прибыли получают наиболее полное отражение во всей системе основных плановых показателей.
Таким образом, в зависимости от избранного метода расчетов планирование формирования суммы прибыли от продажи товаров может рассматриваться как завершающий или как начальный этап планирования всей экономической деятельности торгового предприятия.
3. Планирование распределения прибыли
Распределение прибыли предприятия осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач торгового менеджмента. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития торгового предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы владельцев и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать две противоположные мотивации владельцев предприятия (вкладчиков, акционеров) — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.
Основной целью планирования распределения прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом реализации стратегии его развития и обеспечения роста его рыночной стоимости. В рамках этих основных пропорций в процессе планирования обеспечивается формирование различных целевых фондов[6, с.197].
В процессе оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой частями прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, и планированием конкретных направлений ее использования необходимо учитывать значительное количество факторов, основными из которых являются [13]:
а) стадия жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях жизненного цикла торговое предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие.
б) необходимость расширения предприятием своих инвестиционных программ. В периоды региональной диверсификации торговой деятельности, перехода на новые торговые технологии, обновления состава основных фондов и т.п. потребность в капитализации прибыли возрастает;
в) степень готовности к реализации отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности;
г) возможности формирования финансовых ресурсов за счет альтернативных источников;
д) уровень риска осуществляемых хозяйственных операций и степень его страхования и т.д.
Оценка этих факторов позволяет оптимизировать направления использования прибыли в процессе планирования ее распределения.
4. Доведение плановых заданий по прибыли до центров ответственности
Формирование плановых заданий по прибыли в разрезе отдельных центров ответственности торгового предприятия осуществляется в соответствии с видами и объемами их деятельности, ожидаемыми доходами и ранее сформированными плановыми бюджетами расходования средств по отдельным статьям издержек обращения. В составе плановых заданий центрам ответственности доводятся обычно показатели общей суммы плановой прибыли; ее уровня к планируемому основному показателю объема деятельности; размера и направлений использования средств; расходуемых из полученной плановой прибыли на материальное стимулирование и обеспечение социального развития персонала соответствующих структурных единиц торгового предприятия [6, с. 204].
Прибыль от реализации товаров находится под влиянием таких факторов как:
- изменение объема продаж товаров;
- структуры ассортимента;
- отпускных цен;
- уровня затрат трудовых ресурсов и т.д.
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
- увеличение товарооборота,
- оказание дополнительных услуг,
- увеличение торговой наценки,
- снижение себестоимости,
- снижение издержек обращения,
- увеличение объема продаж,
- улучшение качества обслуживания,
- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду (если такое имеется),
- увеличения объема продаж за счет более рационального использования материальных ресурсов и площадей, рабочей силы и рабочего времени.
- расширение рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек обращения, улучшения качества обслуживания и т.д.
Таким образом, конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от прочих финансовых результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
В следующих главах дипломной работы рассмотрим особенности учета и произведем анализ финансовых результатов деятельности ООО «Арттехстрой», а так же определим основные направления повышения прибыльности предприятия.
|