Четверг, 09.01.2025, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Планирование прибыли и пути её увеличения на предприятии

В системе управления прибылью торгового предприятия и её планированию принадлежит главная роль.

 

1. Анализ прибыли предприятия в предплановом пе­риоде [18]

Главной целью анализа является выявление основных тенденций формирования и распределения прибыли в пред­плановом периоде, а также основных факторов, вызвавших ее динамику.

На первой стадии анализа рассматривается динамика общей суммы прибыли предприятия и ее уровня к товарообороту в предплановом периоде, определяются от­клонения фактически достигнутых размеров этих показате­лей от их значений, предусмотренных планом.

На второй стадии анализа рассматривается состав прибыли предприятия по основным ее видам. При этом основное внимание уделяется анализу динамики общей суммы, уровня и удельного веса прибыли от продажи то­варов на предприятии.

На третьей стадии анализа рассматриваются показате­ли формирования прибыли в разрезе отдельных центров ответственности предприятия. В процессе этого анализа уста­навливается степень отклонения фактически достигнутых по­казателей суммы и уровня отдельных видов прибыли (по торговой и неторговой деятельности) от плановых.

На четвертой стадии анализа изучаются основные факторы, обусловившие изменение суммы прибыли от продажи товаров в предплановом периоде. Предметом такого анализа являются в первую очередь факторы ранее рассмот­ренной системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяющие выявить размеры возможного увеличения прибыли от продажи товаров в предстоящем периоде.

На пятой стадии анализа рассматриваются основные направления использования прибыли на предприятии. В этих целях сумма прибыли от продажи  «очищается» от нало­говых платежей, осуществленных за счет этого источника их формирования с тем, чтобы определить сумму прибыли, ос­тавшуюся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). В составе чистой прибыли рассматриваются основные формы, суммы и удельный вес отдельных направлений использова­ния прибыли в предплановом периоде, оценивается доста­точность этих сумм с позиций финансового обеспечения раз­вития предприятия[12].

Результаты анализа служат основной предпосылкой оп­ределения плановых показателей прибыли в предстоящем периоде.

2. Планирование формирования прибыли

Расчет пла­новой суммы прибыли является наиболее ответственным эта­пом ее планирования. Планирование этого показателя осуще­ствляется лишь по тем видам прибыли, которая связана с продажей товаров и другого имущест­ва — сумма прибыли от внереализационных операций на предприятиях торговли не планируется.

Основное внимание в процессе планирования уделяется сумме прибыли от продажи товаров. Расчет этого показа­теля основывается на использовании следующих основных методов: а) на основе ранее сформированных плановых по­казателей суммы доходов и издержек обращения; б) на основе ранее сформированного показателя товарооборота; в) на основе среднего уровня рентабельности товарооборота; г) на основе формирования плановой суммы прибыли.

а)  На основе ранее сформулированных плановых показателей суммы доходов и издержек обращения- этот метод применяется в тех случаях, когда при расчете суммы доходов от торговой деятельности не использовался показатель плановой суммы прибыли. Модель расчета прибыли в этом случае имеет вид [14]:

 

                       БПп =  ДТп * (100-Снд) \ 100 –Иоп,                             (18)

 

где БПп- плановая сумма прибыли от продажи товаров (от торговой деятельности);

ДТп -  плановая сумма доходов от торговой деятельности;

ИОп-  плановая сумма издержек обращения;

Сндс- ставка налога на добавленную стоимость (и других налогов, уплачиваемых за счет доходов торгового предприятия), в %.

б) На основе сформированного планового показателя объема товарооборота - данный метод основан на системе “взаимосвязь издержек, объема товарооборота и прибыли”. Модель расчета прибыли в этом случае имеет вид:

 

                  БПп = (Т\О пл – Vтб) * (Учд-Уипер) \ 100 ,                      (19)

 

где БПп- плановая сумма прибыли от продажи товаров (от торговой деятельности);

Т\Опл- плановый товарооборот;

Vтб- обьем товарооборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности (формула расчета этого показателя рассмотрена ранее);

Учд- уровень чистого дохода от реализации товаров к товарообороту, в %;

Уипер- уровень переменных издержек обращения к товарообороту, в %.

Так как в процессе этого расчета определяется объем товарооборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности, то параллельно могут быть определены показатели предела и коэффициента финансовой прочности.

в) На основе среднего уровня рентабельности товарооборота- данный метод является одним из наиболее простых и широко используемых на предприятиях торговли. Он предполагает использование всего лишь двух показателей- планового объема товарооборота и планируемого уровня рентабельности товарооборота.

Последний определяется на основе его значения в предплановом периоде, скорректированного с учетом предстоящих изменений уровней доходности и издержкоемкости.

Модель расчета прибыли в этом случае имеет вид [26]:

 

                                   БПп= Т\Опл * Урт /100,                                          (20)

 

где БПп- плановая сумма прибыли от продажи товаров (от торговой деятельности);

Т\Опл- плановый товарооборот;

Урт- средний уровень рентабельности товарооборота в плановом периоде, в %.

г) На основе формирования планового ее размера- этот метод позволяет обеспечить наибольшую ее увязку со стратегическими целями развития торгового предприятия в предстоящем периоде. Основой этого метода расчета является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). Расчет ведется по каждому элементу этой потребности; выплаты дохода владельцам имущества; дополнительное материальное стимулирование персонала и т.п.

Суммарная потребность в средствах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, пред­ставляет собой плановый размер чистой прибыли предприятия в плановом периоде. Модель расчета плановой суммы  прибыли от продажи товаров в этом случае имеет вид:

 

                                    КПп = ЧПц * 100 /  100 - Снп                                (21)            

где БПц —плановая сумма прибыли от продажи товаров в плановом перио­де;

ЧПц—плановая сумма чистой прибыли предприятия в плановом периоде;

Снп — ставка налога на прибыль (и других налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли), в %.

Особая роль этого метода расчета заключается в том, что полученный на его основе показатель прибыли рассматрива­ется как один из важнейших плановых ориентиров развития торгового предприятия и служит базовым элементом планирования других важнейших экономических показателей — объема товарооборота, суммы доходов от продажи товаров, суммы основных налоговых платежей и т.п. Иными словами, задачи планирования стратегического развития тор­гового предприятия в предстоящем периоде через плановую сумму прибыли получают наиболее полное отражение во всей системе основных плановых показателей.

Таким образом, в зависимости от избранного метода расчетов планирование формирования суммы прибыли от продажи товаров может рассматриваться как завершаю­щий или как начальный этап планирования всей экономиче­ской деятельности торгового предприятия.

3. Планирование распределения прибыли

Распределе­ние прибыли предприятия осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, формирование кото­рой представляет собой одну из наиболее сложных задач торгового менеджмента. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития торгового предпри­ятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы владельцев и персона­ла. При этом в процессе формирования политики распреде­ления прибыли необходимо учитывать две противоположные мотивации владельцев предприятия (вкладчиков, акционе­ров) — получение высоких текущих доходов или значитель­ное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Основной целью планирования распределения прибы­ли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, яв­ляется оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом реализации стратегии его развития и обеспечения роста его рыночной стоимости. В рамках этих основных пропорций в процессе планирования обеспечивается формирование различных целевых фондов[6, с.197].

В процессе оптимизации пропорций между капитализи­руемой и потребляемой частями прибыли, остающейся в рас­поряжении торгового предприятия, и планированием кон­кретных направлений ее использования необходимо учиты­вать значительное количество факторов, основными из которых являются [13]:

а)      стадия жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях жизненного цикла торговое предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие.

б)      необходимость расширения предприятием своих ин­вестиционных программ. В периоды региональной диверсификации торговой деятельности, перехода на новые торговые технологии, обновления состава основных фондов и т.п. по­требность в капитализации прибыли возрастает;

в)      степень готовности к реализации отдельных инве­стиционных проектов с высоким уровнем эффективности;

г)       возможности формирования финансовых ресурсов за счет альтернативных источников;

д)      уровень риска осуществляемых хозяйственных опе­раций и степень его страхования и т.д.

Оценка этих факторов позволяет оптимизировать на­правления использования прибыли в процессе планирования ее распределения.

4. Доведение плановых заданий по прибыли до центров ответственности

Формирование плановых заданий по прибыли в разрезе отдельных центров ответственности торгового предприятия осуществляется в соответствии с видами и объемами их деятельности, ожидаемыми доходами и ранее сформированными плановыми бюджетами расходования средств по отдельным статьям издержек обращения. В составе плановых заданий центрам ответственности доводятся обычно показатели общей суммы плановой прибыли; ее уровня к планируемому основному показателю объема деятельности; размера и направлений использования средств; расходуемых из полученной плановой прибыли на материальное стимулирование и обеспечение социального развития персонала соответствующих структурных единиц торгового предприятия [6, с. 204].  

  Прибыль от реализации товаров находится под влиянием таких факторов как:

   - изменение объема продаж товаров;

   - структуры ассортимента;

   - отпускных цен;

   - уровня затрат трудовых ресурсов и т.д.          

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение товарооборота,
  • оказание дополнительных услуг,
  • увеличение торговой наценки,
  • снижение себестоимости,
  • снижение издержек обращения,
  • увеличение объема продаж,
  • улучшение качества обслуживания,
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду (если такое имеется),
  • увеличения объема продаж за счет более рационального использования материальных ресурсов и площадей, рабочей силы и рабочего времени.
  • расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек обращения, улучшения качества обслуживания и т.д.

Таким образом, конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от прочих финансовых результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск