Четверг, 25.04.2024, 15:25
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие, цели и содержание современного менеджмента

Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [2, с.5]. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [3, с. 54]. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [2, с.12].

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

7) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

8) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия [3, с.87].

Приравнивая по значению термины «менеджмент» и «управление», необходимо учитывать организационную основу управления. Не может быть управления без организации. Любое дело необходимо прежде организовать, а затем им управлять.

По своей сути менеджмент представляет область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей хозяйственных субъектов путем разумно обоснованного использования людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Менеджмент представляет вид управления, полностью отвечающий потребностям рыночной экономики.

Менеджмент – это умное, умелое, рассудительное ведение хозяйства, заведование, руководство, управление, умение добиваться целей посредством труда, интеллекта, мотивов поведения людей.

Организация рассматривается как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могут сделать индивидуально[4, с.5].

Основной целью менеджмента является достижение конечных состояний, намеченных результатов посредством прогнозирования, планирования и реализации планов организации.

Цели менеджмента осуществляются с помощью решения задач.

Важнейшими задачами менеджмента являются организация и управление выполнением работ, производством товаров, оказанием услуг, ориентируясь на удовлетворение потребностей и запросов потребителей на основе имеющихся людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов и получение максимальной прибыли.

В ходе деятельности организации менеджментом решаются следующие ключевые вопросы:

  • установление целей функционирования организации;
  • определение приоритетных задач, их очередности и последовательности решения;
  • разработка стратегии достижения целей;
  • обеспечение необходимыми ресурсами;
  • создание системы качества, отвечающей международным стандартам;
  • эффективное управление людьми и организацией в целом.

Содержание менеджмента включает:

  • науку и искусство управления;
  • вид деятельности по руководству людьми в организациях, управлению организациями;
  • категорию людей, осуществляющих работу по руководству и управлению.

Менеджмент выступает самостоятельной областью знаний, отдельной дисциплиной, точнее – междисциплинарной областью, сочетающей науку и практику. Он имеет свой предмет исследования, свои специфические проблемы и подходы к их решению [6, с.1].

Научную основу менеджмента составляют все накопленные знания об управлении организациями за историю человечества.

Менеджмент как наука направлен на объяснение природы управленческого труда, выявление факторов, позволяющих реализовать процесс воздействия на сотрудников организаций наиболее эффективно.

Основой современной методологии менеджмента, деятельности по управлению организациями является адаптация (приспособление). Менеджмент базируется на мотивации, причинно-следственных зависимостях, влиянии множества переменных внешней и внутренней среды организаций, принятии управленческих решений, определяющих успех организации. В этой связи очень сложно и затруднительно управлять организациями хорошо.

Вместе с тем, чтобы эффективно управлять организациями и сотрудниками, недостаточно использовать только научные знания. Необходимо владеть умением, мастерством, искусством применения знаний в практической деятельности. Умение, мастерство, искусство управления носит субъективный характер и отражает накопленный опыт и способности решения хозяйственных проблем, вносит творческое начало в деятельность менеджмента.

Менеджмент является особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, ограниченной в ресурсах, оптимальных результатов хозяйственной деятельности, основываясь на принципах, реализуя функции, методы и формы руководства.

Для современного менеджмента характерны:

  • постоянное стремление к повышению эффективности деятельности организации;
  • изменение целей в зависимости от состояния внешней и внутренней среды;
  • ориентация на достижение намеченных результатов;
  • использование новейших информационных технологий;
  • максимальное применение экономико-математических методов для решения стоящих задач;
  • использование нововведений в работе подразделений и организации в целом;
  • возрастание роли маркетинга до критической;
  • различные риски и управление рисками;
  • участие всех работников организации в управлении (партисипативные методы управления).

С учетом изложенного, менеджмент – это комплексная система целевого управления на основе решения задач, прогнозирования, стратегического и текущего планирования деятельности организации с целью удовлет-ворения потребностей и запросов потребителей и получения организацией максимальной прибыли.

В качестве вида деятельности менеджмент предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации, координации и контроля, т.е. совокупности задач, которые он призван решать.

Функции менеджмента были сформулированы в начале прошлого века одним из его основоположников Анри Файолем. Главной функцией менеджмента является планирование. Ее реализация основана на глубоком и всестороннем анализе хозяйственной ситуации, в которой находится организация, и ее перспектив развития. Формулируются цели и задачи, разрабатывается стратегия, составляются планы для их осуществления. Планирование выполняется для того, чтобы установить, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Организационная функция реализуется посредством создания самой организации, формирования ее структуры, системы управления, обеспечения деятельности организации необ-ходимыми процедурами. Она берет на себя практическое исполнение стратегий и тактик.

Одна из важнейших функций менеджмента – мотивационная. Ни одна цель не будет достигнута, если работники в этом не будут заинтересованы. Мотивационная функция заключается в установлении потребностей работников, выборе наиболее оптимального в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную активность в процессе достижения целей организации.  Чтобы сознательная деятельность работников организации достигла своей цели, ее необходимо координировать, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия. В этом суть функции менеджмента – координации. Критически важная в менеджменте – функция контроля. Без контроля невозможно оценивать результаты деятельности организации и ее работников. Контроль позволяет заблаговременно выявлять опасности, обнаруживать отклонения от установленных стандартов.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (02.11.2018)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск