Изучение места и роли интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики следует начать с анализа сущности понятия "инновация". Существует мнение, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова "innovation". Для целей данного исследования будем считать данные понятия тождественными. Известны различные определения понятия "инновация". Оксфордский толковый словарь определяет инновацию как "любой новый подход к конструированию, производству и сбыту товара, в результате чего новатор получает преимущество перед конкурентами". Ю.Б. Леонтьев и В.М. Кресс дают следующее определение инновации: "продукт творческого труда, имеющий завершенный вид товара, готового к применению и распространению на рынке" [16, с. 113].
По мнению А Ренкеля [30, с. 123-124], "инновация представляет собой чрезвычайно сложный, неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданными ситуациями на промежуточных участках, труднопрогнозируемый процесс". Б. Твисс определяет инновацию как процесс, "в котором идея приобретает экономическое содержание". "Нововведение является инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность осуществления своих замыслов в сфере бизнеса".
Первые попытки систематического осмысления инновационных процессов относятся к работам Й. Шумпетера, предложившего наиболее известную классификацию инноваций:
- новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо, либо новое качество известного блага;
- новый, более эффективный метод производства известной продукции;
- открытие новых возможностей сбыта известной продукции;
- открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;
- реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-либо установившейся в ней монополии.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как "конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности".
Экономическая природа интеллектуальной собственности взаимосвязана с экономическими потребностями – одной из основополагающих категорией экономической теории. Экономические потребности выражаются в желании субъекта экономических отношений обладать различными экономическими благами. В свою очередь экономические блага – это свойства материальных и нематериальных продуктов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности растут более высокими темпами, чем производство экономических благ. Недостаточность экономических благ для удовлетворения экономических потребностей связывается с ограниченностью экономических ресурсов. К экономическим ресурсам в экономической теории относятся [10, с.332]:
- природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные, биологические, рекреационные ресурсы);
- трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);
- капитал (денежный – в форме денег, реальный – в форме средств производства);
- предпринимательские способности (способности людей к организации производства);
- знания (интеллектуальный ресурс).
Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители, считал труд одним из важнейших экономических ресурсов, что впоследствии нашло отражение в теориях первой мировой экономической школы – меркантилизма. Школа физиократов особое значение придает природным ресурсам. Адам Смит в качестве экономических ресурсов подробно рассматривал труд, природные ресурсы и капитал. Теорию трех факторов производства развил позднее Жан Батист Сэй. Альфред Маршалл предложил добавить четвертый фактор – предпринимательские способности. Современные экономисты выделяют особую значимость "интеллектуального фактора", используя различные его определения: знания, информацию, интеллектуальную собственность, научно-технический прогресс и т.п.
Значимость научно-технического фактора подчеркивали Д.Креймс, Дж. Кендрик. Э. Денисон разработал классификацию факторов экономического роста, включающую 23 фактора, из которых 4 относятся к труду, 4 – к капиталу, 1 – земля, остальные 14 характеризуют вклад научно-технического прогресса, значимость интеллектуального потенциала экономики. Обеспечение условий для создания и развития интеллектуального потенциала – важнейшая экономическая задача государства [12, с. 7-8].
"Потенциал (лат. potentia – сила) – средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть использованными, приведенными в действие для достижения определенной цели какой-либо социальной системы в определенной области". Движение как неотъемлемое свойство материи выступает в виде перехода от одного ее состояния к другому, от потенции к осуществлению (энтелехии), от потенции бытия к бытию осуществленному. Именно в форме потенциала материя обретает способность к изменениям, заложенную в самой материи. Каждая вещь содержит две потенции – переход в иное состояние и сохранение своего состояния неизменным. Современное экономическое знание заимствовало понятие "потенциал" из физики, где оно определяет количество энергии, которую накопила система и которую она способна реализовать в работе. В экономической литературе понятие "интеллектуальный потенциал" зачастую отождествляют с понятиями научного, инновационного, творческого, научно-технического потенциала [28, с. 2].
В соответствии с определением В.И. Мухина, научный потенциал – это единство качественной (научные ресурсы) и количественной определенности (уровень развития науки), мера единства действительного (достигнутого наукой) и возможного (достижимого при условии полного использования качественного и количественной параметров науки). Понятие "интеллектуальный потенциал" стало концептуальным отражением феномена интеллектуальной деятельности, оно развертывалось и уточнялось в ходе исследований. Отечественные ученые рассматривают интеллектуальный потенциал экономики как "системное единство средств и предметов труда, самих работников и отношений между ними, их навыков, мотивов и стимулов, сложившихся за многие годы трудовых традиций". Интеллектуальная собственность – составляющая интеллектуального потенциала, которая отражает количественную его определенность, его объективно выраженная действительная составляющая [25, с. 107-108].
В процессе накопления и использования интеллектуального потенциала экономики ресурсы являются материально-вещественной и информационной базой хозяйственной деятельности и одновременно объектом управления. В общественном производстве и научной сфере закладываются параметры интеллектуального потенциала. Существующие методологические оценки интеллектуального потенциала основываются на анализе его ресурсных и результативных показателей. Ресурсный подход, рассмотренный в трудах Г.С. Хачатурова, основывается на предположении, что потенциал – это скрытая возможность использования производительной силы ресурса, он содержится в самом "наличном ресурсе". Ресурсный подход на макроуровне предполагает анализ ресурсного обеспечения сферы интеллектуальной собственности. В данном случае интеллектуальный потенциал отражает способность национальной экономики технологически и коммерчески использовать научно-технические знания. Результативный подход, основанный на анализе "выхода" интеллектуальной деятельности, использовали в своих трудах Л.С. Бляхман, Ф.Л. Мерсон, Э.М. Торф. На макроуровне результативный подход анализирует финансовые результаты, полученные национальной экономикой от реализации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на внешних рынках. Другие авторы (А.Я. Яновский и Р.Е. Лещинер) комбинируют ресурсный и результативный подходы, оценивая одновременно ресурсообеспеченность и результативность сферы интеллектуальной собственности. Оценка интеллектуального потенциала определяется объемом освоенных новшеств (или реализованных нововведений), затратоемкостью реализованной продукции инновационной сферы, (износом основных фондов, оборачиваемостью оборотных фондов, фондоотдачей, долей заработной платы научно-исследовательского персонала в себестоимости продукции, способностью государства к обеспечению прав и интересов создателей интеллектуальной собственности [40, с. 3-4].
Состояние интеллектуального потенциала характеризует возможности национальной экономики создавать и рационально использовать накопленные богатства, живой и овеществленный труд, их оптимальное сочетание в производственном процессе. Масштаб и степень использования интеллектуального потенциала, темпы его роста, уровень использования позволяют оценить положение страны в мировом сообществе и определить вектор будущего экономического развития общества и государства. Особенности экономической системы национальной экономики обусловливают характер экономических факторов, воздействующих на интеллектуальный потенциал. В группе факторов первостепенное значение имеет активность экономики, хозяйственная конъюнктура, социально-экономическая обстановка, качество защиты интеллектуальной собственности.
Экономическая природа интеллектуальной собственности обусловливает приоритетное значение рыночной новизны над научно-технической новизной. В условиях рынка нововведение как способ удовлетворения социального заказа посредством создания нового товара (услуги) или технологии их производства доказывает свое преимущество перед иными аналогичными способами удовлетворения общественных потребностей. Нововведение обеспечивает экономию издержек при производстве интеллектуального продукта или новый уровень его качества, стимулирует спрос. Интеллектуальная собственность может обладать рыночной новизной и одновременно не обладать научно-технической и наоборот. В настоящее время доля объектов интеллектуальной собственности, обладающих одновременно рыночной и научно-технической новизной, растет. Это связано с научно-техническим прогрессом современного мирового сообщества и общей тенденцией усилению характера клиентоориентированности мирового бизнеса.
Функции интеллектуальной собственности [7, с. 10]:
- инновационная
- товарная – заключается в том, что качество товаров и услуг, в основе которых лежат товары интеллектуальной собственности определяется новизной и интеллектуальным совершенством, что создает конкурентоспособность товаров
- технологическая – обеспечивает технологическое производство
- правовая – означает безусловное обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности от не правомерного использования
- экономическая – реализуется с целью извлечения прибыли и наращивания капитала интеллектуальной собственности
- рекламная – реализуется в том, что благодаря средствам реализации товар делается узнаваемым
- идеологическая – состоит в формировании новой корпоративной культуры, в основе которой лежит признание автора, признание права частной собственности, признание равенства объектов интеллектуальной собственности и материальных объектов в формировании активов предприятия
Создание объекта интеллектуальной собственности, пользующегося рыночным спросом, является высокозатратным процессом. Каждый из этапов инновационного процесса на микроэкономическом уровне требует ресурсных затрат. Как проявление редких свойств способность к интеллектуальной и предпринимательской деятельности не продается и не покупается. Продаваться могут только услуги, создаваемые человеческим трудом. Поэтому использование способностей к интеллектуальной деятельности контролируется их владельцем. Одной из актуальных макрозадач управления, стоящих перед государством, является задача обеспечения справедливого вознаграждения создателю объекта интеллектуальной собственности в целях дальнейшего стимулирования интеллектуальной деятельности.
Развитие экономических отношений в сфере интеллектуальной собственности сопряжено с разрешением ряда противоречий. Кроме основного противоречия, связанного с распределением эффекта от реализации интеллектуальной собственности в интересах государства, общества и частных интересах, имеют место второстепенные (порожденные качественными различиями между разными видами объектов интеллектуальной собственности и сложностью системного регулирования связанных с ними отношений) противоречия [21, с. 138].
Эффективным механизмом распределения вновь произведенного шага является рыночный механизм.
Следовательно, важной функцией государства является обеспечение таких условий рыночного взаимодействия, при которых обладатель интеллектуальной собственности имел бы достаточное (для его мотивации на продолжение инновационных и инвестиционных процессов) вознаграждение, а общество получило возможность использовать результаты интеллектуальной деятельности. Субъекты рыночной экономики осуществляют свою деятельность, направленную на получение дохода, в условиях конкуренции.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами.
|