Воскресенье, 22.12.2024, 18:12
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие и сущность деловой активности предприятия

Термин «деловая активность» начал использоваться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может быть различной. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия; в этом случае словосочетание «деловая активность» представляет собой, возможно, не вполне удачный перевод англоязычного термина «business activity», как раз и характеризующего соответствующую группу коэффициентов из системы показателей [24].                   

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной коммерческой организации и родственных по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиентами и др. [13]

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям:

- степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

- уровень эффективности использования ресурсов коммерческой организации.

Текущая деятельность любой коммерческой организации может быть охарактеризована с различных сторон. В нашей стране основными оценочными показателями традиционно считаются объем реализации и прибыль. Помимо них в анализе применяют показатели, отражающие специфику производственной деятельности коммерческой организации. По каждому из этих показателей, в принципе, может устанавливаться плановое значение или внутрипроизводственный норматив (ориентир), с которым и производится сравнение по истечении отчетного периода. Что касается динамики основных показателей, то наиболее информативные аналитические выводы формулируются в результате сопоставления темпов их изменения [9].

Одни авторы под деловой активностью понимают экономическую деятельность, которая заключается в организации и развитии производства или оказании услуг. Деловая активность является необходимым условием успешной предпринимательской деятельности.

Относительно конкретного человека, под деловой активностью понимаются свойства человеческой личности, заключающиеся в предприимчивости, инициативе, активности, подвижности.

В современном экономическом словаре под деловой активностью подразумевается свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе. Подобные качества особенно важны для бизнесменов, деловых людей. [11]

Обобщая представленный выше материал, можно сделать вывод о том, что относительно организации, деловая активность – это в первую очередь экономическая деятельность, которая направлена на развитие производства или сферы услуг. При этом под развитием понимается не просто выпуск какой-то продукции, а активная деятельность, направленная на сохранение товарных позиций на рынке или на его расширение. В этой связи деловая активность тесно связана с результатами предпринимательской деятельности в целом.

С другой стороны, под деловой активностью необходимо понимать проявление инициативных действий со стороны отдельных работников организации, которые способствуют её общему развитию и процветанию. В этой связи деловая активность должна рассматриваться как объект общей заинтересованности в организации. Другими словами, нельзя добиться деловой активности со стороны предприятия в целом, если на нём отсутствуют инициативные работники, обладающие свойством деловой активности. И чем таких работников больше – тем больше шансов у предприятия завоевать рынок и сохранить на нём свои позиции. В любом случае свойство деловой активности должно быть присуще руководителю предприятия. [7]

Деловая активность, как объект экономического анализа, обладает определёнными свойствами, которые затрудняют применение математических методов анализа и оценки. Другими словами, очень трудно выработать показатели, которые с большой степенью точности характеризуют уровень деловой активности предприятия. Если рентабельность деятельности предприятия является точным показателем, который характеризует уровень прибыльности финансово-хозяйственной деятельности, то применительно деловой активности показателей, подобных рентабельности, нет. Невозможно измерить то, что включает в себя психологическую составляющую. Деловая активность, проявляясь в деятельности, является одним из основных объектов изучения в психологии. [2]

Тем не менее, деловая активность, как уже отмечалось выше, является необходимым условием успешной предпринимательской деятельности. Исходя из обратного, можно сделать вывод о том, что об уровне деловой активности может свидетельствовать успех предпринимательской деятельности. И действительно, в условиях рынка невозможно получить положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности, если не проявлять активность. Таким образом, деловая активность, в первую очередь, характеризуется степенью устойчивости экономического развития или роста организации. Исходя из этого, можно определить следующие основные качественные и количественные критерии деловой активности организации[13]:

а) размеры рынков сбыта продукции;

б) репутация организации;

в) степень выполнения плана основных показателей хозяйственной деятельности и обеспечение заданных темпов их роста;

г) уровень использования ресурсов (капитала);

д) устойчивость экономического роста.

Анализ деловой активности часто называют анализом качества управления фирмой. Подобный анализ очень трудно формализовать, свести к набору каких-либо количественных показателей. Здесь важно заглянуть «за цифры», оценить надежность и угадать истинные намерения руководства фирмы. В самых общих чертах такой анализ предполагает как качественную оценку (репутации фирмы и ее руководства, ее деловой истории, конкурентоспособности, широты рынков сбыта, наличия стабильных клиентов, потребителей), так и количественную оценку, включающую расчет абсолютных и относительных показателей[14].

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (07.11.2018)
Просмотров: 592 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск