Арсеньян А.З. [2] считает, что международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.
К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.
Нормы международного права, по мнению Боженко В.А.[4] – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:
1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);
2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);
3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);
4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).
Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.
Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям [5]:
1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;
2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;
3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;
4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.
Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.
В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.
Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:
1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;
2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;
3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;
4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.
Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.
В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.
Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.
Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.
Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.
Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.
К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.
Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.
Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.
Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.
Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.
Международная правосубьекность государств.
Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.
Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.
Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.
Основные принципы международного права выражают важнейшие закономерности современной системы международных отношений и международного права [2].
Основные принципы оформляются в правовую форму, если «императивная норма общего международного права является нормой, принимается и признается международным сообществом государств в целом…». Устав ООН, в ст.2 определяет основные принципы и меры их обеспечения. Кроме того, содержание основных принципов раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 г. В 1975 г. Хельсинское Совещание развивает содержание основных принципов в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Конкретное воплощение основных принципов имеется в договорной практике государств.
Принцип международного сотрудничества характеризуется, во-первых, суверенным равенством государств; во-вторых, невмешательством во внутренние дела; в-третьих, – сотрудничеством государств в различных сферах; в-четвертых, – уважением государственного суверенитета; в-пятых, - добросовестным выполнением взятых на себя обязательств.
Для определения механизма защиты прав человека, важны такие принципы как принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип самоопределения народов и наций.
Определяя специфические черты международного публичного права необходимо отдельно остановиться на системе источников, субъектном составе международного публичного права, особенностях института ответственности.
Таким образом, международному праву присущи все основные признаки права такие как:
1. Право - это государственно-волевое явление;
2. система юридических норм, регулирующих общественные отношения;
3. применение государственного принуждения для соблюдения стандарта поведения.
Функционирование международного права – это постоянное взаимодействие между системой международного права и средой, т.е. компонентами международной системы. Такой подход позволяет способствовать дальнейшему признанию роли международного права, прогнозированию его развития, повышению его действенности как средства укрепления мира и международного сотрудничества. Вместе с тем, функционирование это процесс реализации функций международного права.
Главные функции международного права проявляются в его взаимодействии с основными участниками межгосударственных отношений. При этом субъекты правоотношений используют различные средства.
Для функционирования международного публичного права актуально следующее:
во-первых, международное право, обязывая государства следовать общепризнанным нормам и принципам, ограничивает их внешнюю политику и дипломатию;
во-вторых, вместе с тем, международное право имеет основания для развития внешней политики и дипломатии;
в-третьих, международное право регламентирует деятельность органов, участвующих во внешней политике и дипломатических отношениях.
Понятие «принуждение» в международном праве самым тесным образом связано с понятием «сила», но не тождественно ему. Только дозволенное нормами международного права применение силы является принуждением в юридическом смысле. Недозволенное международным правом применение силы представляет собой насильственный произвол.
- ООН установил основополагающие начала регламентации принуждения в сфере межгосударственных отношений (п.п. 3 и 4 ст. 2 и ст. 51), содержащие четкие запреты прибегать к произвольному применению силы. Положения Устава ООН являются взаимосвязанными, и каждое из них должно рассматриваться в контексте со всеми другими. После принятия Устава ООН был установлен не запрет применения силы вообще, а ликвидированы лишь юридические основания прибегать к насильственному произволу. Предписания п.п. 3 и 4 ст. 2 Устава ООН следует поэтому понимать только как абсолютный и безусловный для каждого государства запрет первым прибегать к силе для урегулирования любых споров.
Обязанность государства воздерживаться от угрозы силой или ее применения, закрепленная в Уставе ООН, вместе с тем предписывает «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира» (п. 1 ст. 1). Устав также «не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную и коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности» (ст. 51).
Наиболее распространенными традиционными формами реторсии являются такие меры, как [7]:
- установление ограничений на импорт из государства, совершившего недружественный акт;
- повышение таможенных пошлин на товары, происходящие из этого государства;
- установление ограничительных квот на ввоз товаров;
- предъявление завышенных требований к качеству импортируемой продукции;
- изъятие вкладов из банков государств;
- всевозможные ограничения, устанавливаемые одним государством для дипломатов или граждан другого государства в ответ на предпринятые им подобные же ограничения;
- отзыв посла из государства, объявление дипломатов этого государства persona non grata;
- запрещение въезда в страну или отмена запланированных визитов государственных деятелей и т.д.
Пример
Нередки случаи применения санкций в случаях нарушения и иных обязанностей члена, например финансовых. Так, 1969 г. Гаити было лишено права голоса в ООН за неуплату членских взносов. За нарушение финансовых обязательств ИКАО лишала права голоса и приостанавливала оказание помощи целому ряду государств. На основе Устава Всемирного почтового союза и Всемирной почтовой конвенции 1972 г. принимаются санкции в форме прекращения почтовых связей в отношении государств, нарушающих свободу транзита почтовых сношений (см. ст. 2 Конвенции).
Наиболее в данный момент обсуждаемым и актуальным примером может являться то что, 16 декабря Россия выступила в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) с новым проектом резолюции по Сирии. В нем Москва призывает "все стороны конфликта в Сирии немедленно остановить кровопролитие", а правительство Сирии – "прекратить нарушать права граждан на собрания, подавлять свободу слова и прессы". В тексте резолюции нет положений о введении санкций. Стоит отметить, что Китай поддержал российские инициативы. [7]
В современном международном праве важнейшим проявлением принуждения в межгосударственных отношениях выступают международно-правовые санкции, которые играют первостепенную роль в охране международного правопорядка.
|