Среда, 08.01.2025, 18:38
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие. Содержание и объем понятия и отношения между ними

Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

Существенные - это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия "человек" является наличие сознания.

Несущественные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия "человек" является цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные. Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются[4, стр. 84-85].

Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.

Таким образом, понятие - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: "вечный двигатель", "мировой эфир".

Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Представление служит необходимой предпосылкой перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Однако даже общие представления по своему содержанию и познавательному значению отличаются от понятия. Такое отличие в сжатой форме сводится к следующему.

Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком[2, стр. 154].

Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.

Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.

Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальная действительность в ее существенных свойствах и закономерностях.

Всякое понятие имеет содержание и объем.

Содержанием понятия называется совокупность основных существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.

Содержанием понятия «ромб» является совокупность 2-х существенных признаков: « быть параллелограмом», и «иметь равные стороны».

Объемом понятия называют класс обобщаемых в нем предметов.

Под объемом понятия «животное» подразумевается множество всех животных которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс, или множество, состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество планет солнечной системы конечно, а множество натуральных чисел бесконечно.

Объем данного понятия может входить в объем другого понятия, составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия 2моторная лодка» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «лодка». При этом содержание перового понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Виды понятий.

Понятие можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные и общие.

Объем единичного понятия составляет один элемент ( великий русский писатель А.Н. Толстой).

Объем общего понятия включает число элементов, больше единицы (автомобиль, портфель, государство)

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т.е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений. ( например, натуральные числа в арифметике, растения - в ботанике).

Еще выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т.е. такие, объем которых представляет пустое множество. Например, «баба-яга», «снегурочка», «дед мороз», персонажи сказок и др.

По содержанию можно выделить следующие 4 пары понятий:

 конкретные и абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, в которых отражены отдельные предметы или классы предметов. К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель» и др.

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета. Взятый отдельно от самого предмета (несправедливость, доброта, свобода). Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (неравенство, подобие, сходство и др.)

Относительные и безотносительные понятия.

Относительные такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого (дети- родители, ученик- учитель, начальник- подчиненный).

Безотносительные такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (дом, человек, деревня).

Положительные и отрицательные понятия.

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок.

Если частица 2не2 или 2без» (бес) слилась со словом и слово без них не употребляется (ненастье), то такие понятия так же называются положительными, т.к. не выполняют функцию отрицания.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах. Например, неграмотный человек, некрасивый поступок, бескорыстная помощь.

Собирательные и не собирательные понятия.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, полк, стадо, стая, созвездие.

Содержание не собирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии (ручка, река, река).

Примеры :Дать логическую характеристику понятиям «коллектив», «недобросовестность», «стихотворение».

«коллектив» - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, не собирательное.

«недобросовестность» - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, не собирательное.

«стихотворение» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, не собирательное [3, стр. 76-77].

Подводя итоги по вышесказанному, можно отметить, что:

1. всякое понятие имеет содержание и объем.

2. существует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

3. была выделена классификация видов понятий.

Группа предметов, составляющая вид данного класса предметов, изображается в виде меньшего круга, нарисованного внутри большего круга

Такое отношение существует между объемами понятий «целое» (А) и «часть» (B). Объему понятия «целое» соответствует больший круг, а объему понятия «часть» — меньший круг. Это означает, что все части являются целыми. Весь объем понятия «часть» входит в объем понятия «целое»[1, стр. 186-187].

Практические примеры:

Определите отношения между объемами следующих понятий и выразите их на кругах Эйлера:

Юрист (А) – прокурор (В) – адвокат (С).

А

 

В

  С

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красивый (А)– безобразный (В)– сильный (С).

 

 

А              В                 С

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институт – часть института – факультет – декан.

Институт

 

Часть института

Факультет

Декан

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Моряк (А) – офицер (В)– адмирал (С) – спортсмен (D).

А

 

В

      D

   С

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год (A)– високосный год (B) – месяц (C)– январь (D)– неделя января (E).

 

 А

 

B

C

D

E

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Море (A) – океан (B) – вода (C) – морская вода (D) – морская вода в банке (E) – банка морской воды (K)– банка с морской водой (L).

   A

 

   B

      C

D

E,K,L

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика (A) – рыночная экономика (B) – экономика России (C)– экономические отношения (D)– предприятие(E).

 

 

A

 

      B

       C

D

E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец (A) – сын (B) – племянник (C) – брат(D).

 

A

 

B

C

D

 

 

 

 

 

 

 

Родственники (A)– родственные отношения (B)– супружеские отношения (C) – жена (D)– муж (E) – сын (K).

 

 

 

                                   A

 

 

 

 

 

D

E

K

B

C

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мать (A) – бабушка (B) – дочка (C) – внучка (D) – сестра (E).

A

 

B

C

D

E

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожар (A)– причина пожара (B)– поджег (C) – замыкание проводки (D).

A

 

 

 

                     B

C

D

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Пожар (A) – стихийное бедствие (B) – молния (C) – явление природы (D).

A

 

B

C

D

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Населенный пункт (A) – город (B) – город России (C)– город на Оби (D) – столица(E).

 

B

 

A

C

D

E

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Животное (A) – организм (B) – вирус (C) – растение (D).

A                                  D

 

B

C

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ромб (A)– квадрат (B)– прямоугольник (C)– параллелограмм (D).

 

A

 

B

C

D

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Европеец (A) – горожанин (B) – крестьянин (C) – феодал (D).

 

 

A

 

B

C

D

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия(A) – Австралия (B)– Франция (C)– Италия (D)– страны Европы(E).

 

 

                          E        B

 

C

B

A

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Спутник планеты (A) – естественный спутник (B) – искусственные спутник (C) – спутник юпитера (D) – планета Юпитер (E) – спутник Земли (K).

A,B,С

 

D

E

K

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Животное (A) – Растение (B)– хищник (C)– плотоядное животное (D).

A                                    B

C

D

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменный дом (A) – трехэтажный дом (B) – одноэтажный дом (C) – не достроенный дом (D) – фундамент дома (E) – квартира в трехэтажном доме (K).

                       A

 

B

C

D

K

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Деньги (A) – бумажные деньги (B) – монеты (C) – фальшивые деньги (D) – российские деньги (E).

 

 

 

                    A              D

 

B

C

E

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Первопроходец (A) – казак (B) – путешественник (C)– мореплаватель (D).

C

 

A

D

B

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Студент сдавший экзамен по философии  (A)– студент не сдавший экзамен по истории экономики (B) – студент не сдавший экзамен по философии (C) – неуспевающий студент (D) – студент отличник (E).

 

A                                    C

B

E

D

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрист (A) – юридическое лицо (B) - член суда (C).

A

 

C

B

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 536 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск