Традиционно категория взаимодействия спроса и предложения встречается только в условиях экономики рынка, механизм которого, сводит вместе предъявителей спроса и продавцов — отдельных физических и юридических лиц, обеспечивающих предложение необходимой массы товаров и услуг. Иными словами, как на рынке любого государства, так и в на российском рынке покупатели формируют спрос на товар, способный удовлетворять потребительские потребности.
Изучение потребительского спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (т.е. гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.
Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.
Основой организации спроса на товар является потребности, для удовлетворения которых требуется разнообразные товары и услуги. Между тем, субъектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их равноправные цели, встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг. Российская рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие классифицировать рыночную систему. Иными словами, структура рынка — это внутреннее строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность, обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.
Таблица 1 – Анализ понятийного аппарата категории спроса
Автор
|
Характеристика понятия
|
Котлер Ф [21]
|
Рыночный спрос – это количество товара, который покупатели купят на конкретном рынке в течение известного периода времени (день, год, десятилетия) по определенной цене. Закон спроса гласит: “количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены”
|
Давыдянц Д.Е. [9]
|
Под спросом автор понимает не подкрепленную платежеспособностью потребность, а субъективную оценку ценности товара покупателем
|
Райцкий К.А. [28]
|
Закон спроса: зависимость количества покупаемого товара от цены на него
|
Вечканов Г.С. [6]
|
Количество товаров и услуг, которое покупатели желают приобрести. Функция спроса устанавливает зависимость между объемом спроса и определяющими его факторами
|
Артеменко В.Г. [1]
|
Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
|
Таким образом, спрос является характеристикой покупательской способности населения, т.е. способности в определенный период и при определенных условиях приобрести определенное количество товаров и услуг.
В современных экономических условиях именно цена является основополагающим фактором, определяющим спрос и предложение. Зависимость между ценой и спросом выражена обратной функцией. Кроме цен на спрос влияют: вкусы и предпочтения покупателей, уровень их доходов и материального благосостояния, цены на товары аналоги, ожидание покупателей. Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Эластичность спроса - этот показатель используется для измерения реакции покупателя на изменение ценовых характеристик. Главным расчетным элементом является коэффициент эластичности.
|