Пятница, 10.01.2025, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие, сущность и критерии банкротства

Понятие банкротства определено Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. №127-ФЗ». Банкротство определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате других обязательных платежей. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам отнесены налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации[3].

Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. К факторам внутренней среды относятся неэффективное управление предприятием, низкий уровень техники и технологии производства, дефицит собственных оборотных средств, нерациональное использование производственных ресурсов, неэффективный маркетинг и другие причины. К внешним факторам, способным повлиять на реализацию вероятности банкротства, относятся стихийные бедствия, военные действия, резкие макроэкономические и политические изменения, особенности социально-культурной среды, в которой работает фирма, и др.

Признаком банкротства является необходимая и достаточная совокупность формальных и материальных правовых фактов, дающих возможность суду признать лицо банкротом. Признаки банкротства определены Законом по-разному для граждан и юридических лиц.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Таким образом, в основу признаков банкротства гражданина положен принцип неоплатности, т.е. превышение кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам над стоимостью его имущества.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Определение признаков банкротства юридических лиц базируется на принципе неплатежеспособности. Его суть состоит в презумпции невозможности должника удовлетворить требования кредиторов или произвести обязательные платежи в бюджет либо внебюджетные фонды, если он не выполняет это в течение длительного (свыше трех месяцев) времени.

Банкротство представляет собой сложный процесс, который включает в себя последовательные этапы рассмотрения ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявляется несостоятельным; юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги; а также совокупность процедур, направленных на определение ответственности сторон в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане. [4, стр. 131-134]

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

- наблюдение - состоит в осуществлении мер по обеспечению сохранности имущества должника;

финансовое оздоровление - состоит в осуществлении мер по восстановлению платежеспособности согласно принятому плану финансового оздоровления и графику погашения задолженности;

- внешнее управление - состоит в осуществлении мер по непосредственному управлению имуществом должника согласно плану внешнего управления;

- конкурсное производство - состоит в осуществлении мер по реализации имущества должника в условиях ликвидации предприятия;

мировое соглашение - добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок.

На практике встречается множество разнообразных видов и причин банкротства, таких как[13, стр. 62-63]:

- банкротство бизнеса - связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.;

- банкротство собственника - вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;

- банкротство производства - когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства; а также «несчастное», «ложное», «умышленное», «неосторожное», «хроническое», «текущее» и другие виды банкротства[2].

Одной из основных задач анализа ликвидности является оценка степени близости предприятия к банкротству. Существуют критерии формального и неформального характера, по которым предприятие может быть признано несостоятельным.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены[14, стр. 172-175].

Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства.

Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Принципиальным является вопрос о том, что включается в состав задолженности предприятия-должника. Согласно Закону в ее состав включаются непогашенные обязательства за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займов с процентами. При этом не включаются в расчет подлежащие уплате штрафы, неустойка и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

По результатам рассмотрения дела арбитражным судом может быть принято одно из четырех решений[11, стр. 228-229]:

- об отказе в признании должника банкротом (при установлении отсутствия у должника признаков банкротства, или удовлетворении должником требований кредиторов, или установлении фиктивного банкротства);

- о введении внешнего управления;

- о прекращении производства по делу о банкротстве в случае восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления или мирового соглашения;

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления).

Новой процедурой, введенной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", является наблюдение. Наблюдение становится обязательной стадией разбирательства дела о банкротстве. Наблюдение осуществляет назначенный арбитражным судом временный управляющий, в задачи которого входят: обеспечение сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния предприятия-должника, позволяющего исключить случаи фиктивного банкротства, определить имеющиеся активы, объем требований кредиторов и возможность восстановления платежеспособности[12].

После проведенного анализа финансового положения должника и выявления перспектив восстановления платежеспособности временный управляющий извещает кредиторов о возбуждении дела о банкротстве и созывает кредиторов на первое собрание. Важнейшим вопросом, который должен согласно Закону быть решен на первом собрании кредиторов, является решение о целесообразности введения внешнего управления.

Наблюдение прекращается при введении внешнего управления или утверждения судом мирового соглашения либо после признания арбитражным судом должника банкротом.

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении должника применяются реорганизационные, ликвидационные процедуры, мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры предполагают внешнее управление имуществом должника и (или) санацию. Внешнее управление имуществом должника связано с передачей функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему, назначаемому арбитражным судом. Санация (оздоровление) предприятиядолжника предполагает оказание ему финансовой помощи кредиторами или другими заинтересованными лицами.

На период внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Мораторий не распространяется на требования кредиторов, срок исполнения которых наступил после момента введения внешнего управления, а также на требования о взыскании задолженности по заработной плате, по авторским договорам, алиментам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Одно из последствий введения внешнего управления состоит в том, что руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление им полностью возлагается на внешнего управляющего.

План внешнего управления, нацеленного на восстановление платежеспособности, разрабатывается на основе комплексной оценки финансового состояния предприятия[18].

В составе мер по восстановлению платежеспособности Законом предусмотрены такие, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков по производству продукции, и др. Перечень процедур оздоровления, предлагаемых Законом, не является исчерпывающим, и в план внешнего управления могут быть включены иные организационные и финансовые мероприятия, способствующие стабилизации финансового положения предприятия.

Разработке плана мероприятий должна предшествовать аналитическая работа, нацеленная на выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Конечной целью такого анализа должны стать обоснование стратегии, обеспечивающей его финансовое оздоровление, и конкретные меры, обеспечивающие восстановление платежеспособности.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда, после чего производство по делу о банкротстве прекращается. Соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения или существенного нарушения должником его условий[7, стр. 102-104].

Главная особенность реорганизационных процедур состоит в том, что они направлены на обеспечение нормального функционирования предприятия и восстановление его платежеспособности.

В отличие от них применение ликвидационных процедур ведет к прекращению деятельности предприятия. Различают принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Арбитражный суд, признав должника банкротом, принимает решение о его ликвидации и об открытии конкурсного производства. Для осуществления ликвидации предприятия назначается ликвидационная комиссия. В ее составе (в случае ликвидации государственного предприятия) принимают участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, финансовых органов и другие специалисты. В остальных случаях состав ликвидационной комиссии определяют учредители предприятия или орган, принявший решение о его ликвидации, по согласованию с органом, регистрирующим юридических лиц, а в случаях банкротства - арбитражный суд или собрание кредиторов[9, стр. 203-204].

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 528 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск