Четверг, 16.05.2024, 05:01
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие, сущность и виды товарооборота предприятия

Продажа товаров характеризуется тремя основными показателями, которые используются в процессе анализа и планирования:
- общий объем товарооборота. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота; общий объем оптового товарооборота; общий объем торгово-посреднического товарооборота организации. Сумма общего объема всех видов продаж характеризует валовый объем товарооборота;
- состав товарооборота. Характеризует структуру общего объема товарооборота отдельных видов различных его форм. Так, в составе общего объема розничного товарооборота выделяют объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи; объем продажи товаров с немедленной их оплатой и объем продажи товаров в кредит и т. п.;
- структура товарооборота. Она характеризует обычно товарно-групповой состав реализации товаров. При необходимости структура товарооборота может быть рассмотрена и в рамках отдельной группы [7].
Как отмечает И.В. Овчинникова «товарные потоки определяются величиной товаров, реализуемыми торговыми организациями, при этом, чем быстрее происходит процесс товародвижения, тем быстрее происходит процесс реализации и тем эффективнее торговая деятельность» [19]. Основной целью торговой организации является увеличение товарооборота, при этом каждая организация должна понимать, что формирование уровня торговой наценки прямо влияет на объем товарооборота. Следовательно, под торговой наценкой (надбавкой), конкретно для розничного торгового предприятия, необходимо понимать разницу между оптовой ценой приобретенного товара и розничной ценой его реализации. В конечном итоге объем товарооборота и уровень торговой надбавки формируют валовой доход предприятия.
Само понятие товарооборота, не является сложным и многогранным, однако в экономической литературе выделяют различные подходы авторов к его определению. Рассмотрим основные из них. Так В.Я. Поздняков, отмечает, что «товарооборот – общая стоимость товаров, реализованных населению и другим потребителям в денежном выражении, товарооборот измеряется в рублях, может вычисляться за различные промежутки времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный, квартальный, годовой товарооборот» [21].
Зайковский Б.Б. считает, что «товарооборот – суммарный объем проданных (купленных) товаров в денежном выражении за определенный период» [12]. Практически аналогичного мнения придерживается Н.В. Владимирова, она отмечает, что «товарооборот – выручка от продаж всех товаров в сфере товарного обращения» [6].
По мнению Л.В. Шалаевой и О.В. Горуновой «товарооборот – термин, обозначающий объем продаж товаров торговой организацией (торговыми организациями) за определенный период» [29].
Токпаева Н.В. отмечает, что «товарооборот – один из основных показателей, по которому можно оценить деятельность предприятий торговли» [26].
По мнению И.В. Тарасовой «товарооборот — это количество необходимых пополнений товарных запасов в течение определенного периода времени, как правило, одного года» [24].
Таким образом, в общем смысле под товарооборотом предприятия понимается денежное выражение объема реализованных товаров за определенный период времени.
На наш взгляд, выделение отдельным видом торгово - посреднического товарооборота, не является целесообразным. Дело в том, что торговые предприятия, как розничные, так и оптовые, по сути, уже являются посредником между производителями и потребителями товаров, а следовательно, осуществляют торгово – посредническую деятельность.
Под розничным товарооборотом Е.В. Бучнева понимает «продажу потребительских товаров за наличный расчет населению, независимо от каналов реализации» [4].
Абсолютно иного мнения к определению розничного товарооборота придерживается Р.А. Григорян, он утверждает, что «розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж, Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы» [9].
Розничный товарооборот является количественным показателем, который характеризует объем продаж. Ассортимент товарных групп в компании составляют структуру розничного товарооборота [28].
Таким образом, в розничный товарооборот торгового предприятия включают:
- стоимость товаров, реализованных населению за наличные денежные средства;
- стоимость товаров, реализованных населению по средствам оплаты с помощью банковских карт;
- стоимость товаров, реализованных населению по средствам оплаты с использованием электронных платежей и электронных платежных систем (qiwi – деньги; yandex – деньги; paypal и др.);
- стоимость товаров, реализованных населению по средствам оплаты по безналичному расчету в отделениях почты;
- стоимость товаров, реализованных населению в кредит;
- полная стоимость товаров, реализованных населению со скидкой;
- стоимость упаковки, которая имеет продажную цену, но не входит в стоимость товаров;
- стоимость реализованной порожней тары [1].
Оптовый товарооборот, как отмечает Нуралиев С.У. и Христофорова, И.В. «представляет собой продажу товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд» [18].
Таким образом, резюмирую выше представленный материал, можно сделать вывод о том, что под товарооборотом следует понимать определенное количество реализуемых товаров, оптовыми и розничными торговыми предприятиями, которые выражены в денежной форме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 292 с.
2. Аскеров, П. Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: Учеб. пос. / П.Ф. Аскеров, И.А. Цветков и др.; Под общ. ред. П.Ф.Аскерова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.
3. Бабаева, Ю.С. Планирование товарооборота в розничных торговых сетях / Ю.С. Бабаева // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 53-56
4. Бучнева, Е.В. Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов розничного торгового предприятия / Е.В. Бучнева. Учебное пособие: АГАУ, 2012 – 83 с.
5. Валинская, В.А. Методика анализа розничного товарооборота / В.А. Валинская // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 84-85
6. Владимирова, Н.В. Совершенствование механизма товарооборота / Н.В. Владимирова // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С. 495-499.
7. Гарнов, А. П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Гарнов А.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 365 с.
8. Готовцева, Е.А., Семенов, С.В. Факторы планирования товарооборота предприятия / Е.А. Готовцева, С.В. Семенов // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 1.
9. Григорян, Р.А. Товарооборот розничного торгового предприятия: понятие и факторы, его определяющие / Р.А. Григорян // Наука и образование сегодня. 2016. № 5 (6). С. 29-32.
10. Даниленко, С.А. Ритмичность товарооборота розничного торгового предприятия и методика ее расчета / С.А. Даниленко // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 167-169
11. Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л. А. Дробышева. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 152 с.
12. Зайковский, Б.Б. Укрепление финансово – экономического состояния организации за счет повышения товарооборота / Б.Б. Зайковский // Социальные науки. 2016. Т. 1. № 3-1 (13). С. 97-103.
13. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: Учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
14. Лаптенюк, А.В. Информационная база для анализа товарооборота розничного торгового предприятия / А.В. Лаптенюк // Молодой ученый. — 2011. — №2. — С. 397-399
15. Липсиц, И. В. Экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Экономика"/Липсиц И. В., 8-е изд., стер. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 607 с
16. Локашкина, Д.С. Пути повышения оборачиваемости товарных запасов / Д.С. Локашкина // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 297-299
17. Мироманова, М.Н. Формирование сбытовой политики торговых предприятий / М.Н. Мироманова // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 97-100
18. Нуралиев, С.У., Христофорова, И.В. Планирование оптового товарооборота и товарных запасов в условиях инновационной торговли / С.У. Нуралиев, И.В. Христофорова // Вопросы региональной экономики. 2015. Т. 22. № 1. С. 56-62.
19. Овчинникова, И.В. Анализ издержек обращения в процессе движения товарных потоков / И.В. Овчинникова // Cognitio rerum. 2017. № 1. С. 4.
20. Осинская, К.К. Факторный анализ товарооборота розничного торгового предприятия / К.К. Осинская //Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 48-49
21. Поздняков, В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий: Учебник / Поздняков В.Я., Поздняков В.Я. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 617 с.
22. Разумовский, С.В. Методы планирования розничного товарооборота / С.В. Разумовский // Молодой ученый. — 2012. — №13. — С. 334-337
23. Ропотан, С. В., Шпурик, С. С., Акимова А. К. Формирование расчетных операций организации в сфере торговли / С.В. Ропотан, С.С. Шпурик // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 948-950.
24. Тарасова, И.В. Специфика отражения товарооборота в учетной модели торговой организации / И.В. Тарасова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2016. № 7. С. 119-12
25. Тойменцева, А.А. Логистика товародвижения в торговле / А.А. Тойменцева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 5. С. 162-171.
26. Токпаева, Н.В. Увеличение товарооборота розничного торгового предприятия / Н.В. Токпаева // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С. 459-461.
27. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания: Учебник для бакалавров / А. М. Фридман. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 464 с.
28. Чеглов, В. П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Учебное пособие / В.П. Чеглов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 288 с.
29. Шалаева, Л.В., Горбунова, О.В. Современные методы управления товарооборотом / Л.В. Шалаева, О.В. Горбунова // Территория науки. 2016. № 3. С. 141-145.
30. Шаркова, А. В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А. В. Шаркова, Л. Г. Ахметшина. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 120 с.
31. Шевченко, А.А. Сущность запасов на торговых предприятиях / А.А. Шевченко // Синергия Наук. 2017. № 7. С. 153-158.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (10.08.2017)
Просмотров: 865 | Теги: продажа товаров, товарооборот, оптовый товарооборот, розничный товарооборот | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск