Четверг, 29.10.2020, 20:28
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Последовательность анализа финансовой отчетности

Основной  целью финансового анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности, отраженной в отчетности, и на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, то есть экономическая диагностика хозяйственной деятельности.

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме. В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа.

Выделяют  три основных этапа финансового  анализа [4, с. 17-19]:

- определение цели анализа и  подхода к нему;

- оценка качества информации, представленной  для анализа;

- определение методов анализа,  проведение самого анализа и обобщение полученных данных.

На  первом этапе определяется подход к анализу, связанный с его целью. Возможны следующие основные подходы:

- сравнение показателей предприятия  со средними показателями отрасли  (эталонными показателями);

- сравнение показателей данного отчетного периода с данными предшествующих периодов, а также с плановыми показателями для отчетного периода;

- сравнение показателей предприятия  с показателями других аналогичных  фирм – конкурентов.

На  втором этапе анализа проводится оценка именно качества информации, заключающаяся не только в счетной проверке данных учета, но и в определении влияния способов учета на формирование показателей отчетности.

Третий  этап – собственно анализ как совокупность методов и приемов.

Можно выделить следующие основные методы финансового анализа [2, с. 167]:

- горизонтальный анализ,

- вертикальный анализ,

- трендовый анализ,

- метод финансовых коэффициентов,

- сравнительный анализ,

- факторный анализ.

Горизонтальный  анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Этот анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Следует отметить, что в условиях инфляции ценность результатов горизонтального анализа снижается.

Вертикальный  анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденцией динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ [10, с. 89-90].

Анализ  относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, и с численными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы.

Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Детерминированный факторный анализ – это анализ, в котором объектом анализа выступает модель факторной системы, которая является отображением реальной взаимосвязи группы экономических показателей в одной математической формуле [5, с. 216].

В детерминированном анализе связь между показателями является функциональной, то есть каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В стохастическом анализе связь между факторами вероятностная, то есть каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативных признаков.

Анализ  формы № 1 «Бухгалтерский баланс»

Из  всех форм финансовой отчетности наиболее информативной формой для анализа  и оценки финансового состояния  организации является бухгалтерский баланс (форма № 1). Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, то есть в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

Ликвидность баланса — степень покрытия обязательств организации ее активами, которая отражает скорость возврата в оборот денег, вложенных в различные виды имущества и обязательств. От того, сколько времени займет этот процесс, зависит степень ликвидности.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Анализ  платёжеспособности предприятия осуществляют путём соизмерения наличия и поступления средств с платежами первой необходимости. Различают текущую и ожидаемую (перспективную) платёжеспособность. Текущая платёжеспособность определяется на дату составления баланса.

Предприятие считается платёжеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчётам.

Ожидаемая (перспективная) платёжеспособность определяется на конкретную предстоящую дату путём  сравнения суммы его платёжных  средств со срочными (первоочередными) обязательствами предприятия на эту дату.

Анализ  кредитоспособности заемщика представляет расчет коэффициентов, характеризующих [2, с. 319]:

-     финансовую устойчивость заемщика;

-     эффективность использования средств предприятия;

-     ликвидность.

В итоге делается вывод о способности потенциального заемщика к погашению кредита.

Анализ  вероятности банкротства  предприятия – это одна из оценочных характеристик текущего состояния и обстановки на исследуемом предприятии. Проводя анализ вероятности ежемесячно, руководство предприятия или технологической цепочки может постоянно поддерживать вероятность на низком уровне. Поскольку вероятность зависит от ряда показателей, то для положительного результата необходимо следить не за каким-то одним, а за несколькими основными показателями одновременно.

Финансовая  устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия. Анализ финансовой устойчивости компании рекомендуется проводить как коэффициентным методом, так и с помощью анализа показателя «чистых активов».

Анализ  формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» [7, с. 169-171]

Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для  анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.

Направления, последовательность и методики анализа  отчета о прибылях и убытках в  целом аналогичны анализу финансовых результатов. Условно анализ можно разбить на четыре этапа:

1.      анализ динамики и структуры отчета;

2.      факторный анализ чистой прибыли;

3.      анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках;

4.      анализ рентабельности.

I этап — анализ  динамики и структуры отчета. Предполагает последовательное изучение всех статей отчета применительно к разным видам деятельности организации и тенденции их изменения.

Вертикальный  анализ отчета (анализ структуры) имеет  особенности, так как предметом  оценки является неоднородная совокупность — доходы и расходы, прибыли и  убытки. Возможны следующие методические подходы к анализу структуры  отчета:

1.      за 100% принимается выручка от продаж;

2.      за 100% одновременно принимается общая сумма и доходов, и расходов организации. Отдельные статьи отчета оцениваются в доле к этим общим суммарным показателям: отдельные виды доходов и прибылей в процентах к суммарным доходам, отдельные виды расходов (и убытков) — соответственно к общей сумме расходов организации.

II этап — факторный  анализ чистой  прибыли. Одна из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа.

III этап — анализ  влияния бухгалтерской  учетной политики  на показатели  отчета о прибылях  и убытках. Этот вопрос является одним из направлений анализа качества финансовых результатов, но имеет и большое самостоятельное значение, так как позволяет оценить роль бухгалтерских методов в формировании показателей прибыли.

IV этап — анализ рентабельности. В дополнение к показателям рентабельности продаж и произведенных затрат по данным бухгалтерской отчетности рекомендуется дать оценку показателям рентабельности активов и капитала.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск