Пятница, 10.01.2025, 11:59
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Практическое применение статистических информационных систем государственными и муниципальными организациями

Государственная статистика представляет собой одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи, обеспечивающие изучение массовых социально-экономических явлений, и позволяет выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать обоснованную оценку функционирования и развития экономики. Государственная статистика служит базой для организации в стране статистической информационной системы, в задачи которой входят:

  • сбор, обработка и представление необходимой статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики, и в первую очередь, подведомственных им предприятий;
  • разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе в согласовании с международными стандартами;
  • гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;
  • координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
  • предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации с помощью распространения официальных докладов и сборников о социально-экономическом положении страны, отраслей и секторов экономики.

Государственная статистика служит базой для организации в стране статистической информационной системы (СИС). Государственный комитет по статистике России (Госкомстат РФ) выполняет функцию обратной связи по отношению к органам управления путем предоставления им необходимой статистической информации о деятельности всех отраслей экономики, а также предприятий и организаций.[1]

Развитие экономических реформ в России, расширение спроса на информацию со стороны государственной власти, появление спроса на информацию со стороны предпринимателей и населения вызвали необходимость системного перспективного планирования статистической деятельности. В конце 1996 г. Правительство России утвердило долгосрочную Федеральную целевую программу «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», которая была направлена на последовательное проведение курса дальнейшего совершенствования методологии, соответствующей принятым в мировой практике стандартам, на реформирование системных основ практически всех компонентов организации статистического наблюдения, включая разработку и совершенствование системы статистических показателей, совершенствование методов сбора отчетных данных.

В результате реализации данной программы произошел переход от отраслевого принципа, сформировавшегося при административной системе управления, к интегрированному принципу, когда основные индикаторы экономической деятельности предприятий, организаций и предпринимателей должны собираться в комплексе при соблюдении требований методологического единства. Такой подход позволил:

  • создать систему формирования информационных ресурсов в соответствии с потребностями органов государственной власти и других пользователей статистической информации;
  • разработать систему статистических показателей и методов организации статистического наблюдения хозяйствующих субъектов независимо от сферы деятельности;
  • обеспечить сопоставимость статистических данных при межведомственном, межрегиональном и межгосударственном обмене информацией;
  • использовать финансовые, налоговые, таможенные, банковские и другие виды данных при формировании комплексной информационной статистической базы

Повышение качества статистических разработок и обеспечение объективности статистических данных достигаются за счет применения современных информационных технологий в процессе сбора и обработки информации, использования регистровой формы наблюдения для формирования полного перечня объектов наблюдения, применения прогрессивных выборочных методов статистического наблюдения (многоцелевых, многофазных, распространенных во времени выборок) в сочетании со сплошными обследованиями, широким использованием в практике научно обоснованных методик статистических оценок и расчетов, в том числе при учете скрытой и неформальной деятельности.

В результате первого этапа реформирования были освоены международные методические стандарты в исчислении статистических показателей, достигнуто единство в трактовке их экономического содержания, внедрена система национальных счетов.

Реализация Федеральной программы проводилась на основе 245 форм федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка информации по которым осуществляются в органах государственной статистики. Учитывая рост информационных потребностей и ограниченное финансирование, предусматривается повышение роли других административных источников информации для создания статистических информационных систем. В частности, приблизительно 10% форм государственной отчетности, централизованной в органах статистики, разрабатывается с применением административных данных регионального уровня, т.е. районных сельскохозяйственных органов, служб по земельным ресурсам районов (городов), территориальных экономических органов, районных (городских) управлений здравоохранения и образования, районных управлений занятости населения, органов миграционной службы, органов социальной защиты населения, управлений (отделов) ГИБДД и т.д.

В основу системы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений положено понятие государственного информационного статистического ресурса. Данное понятие включает информационную систему, представляющую собой совокупность построенных на единых методологических, организационных и программно-технологических принципах баз данных, содержащих систему показателей, характеризующих уровень жизни населения, социально-экономическое положение страны, ее городов, районов и хозяйствующих субъектов.

Информационный ресурс Госкомстата России включает:

  • Единый государственный регистр предприятий и организаций;
  • Генеральную совокупность объектов статистического наблюдения (ГС);
  • Банк данных «Бухгалтерская отчетность организаций» (БД БОО);
  • Центральную базу статистических данных (ЦБСД) Госкомстата России;
  • отраслевые статистические базы данных (субрегистры);
  • Автоматизированный банк классификаторов (АБК);
  • Банк готовых документов (БГД) «Статистика России».

Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) представляет собой информационную систему, необходимую для обеспечения государственного учета и идентификации зарегистрированных на территории Российской Федерации хозяйствующих субъектов на основе единой системы классификации и кодирования социально-экономической информации.

На основе информационной системы ЕГРПО создана Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения (ГС), которая представляет собой базу данных, содержащую перечень юридических лиц, их филиалов, представительств и других объектов статистического наблюдения, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, характеризующихся установленным набором индивидуальных признаков, необходимых для организации конкретных статистических наблюдений.

Банк данных «Бухгалтерская отчетность организаций» (БД БОО) — это информационная система, которая служит для формирования и накопления данных квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятий за продолжительный период, а также получения расчетных показателей и формирования информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности объектов хозяйствования.

Центральная база статистических данных (ЦБСД) представляет собой интегрированный информационный ресурс, созданный на основе многоотраслевой статистической информации по различным секторам экономики и содержит более 300 информационных фондов, включающих порядка 2,5 тысяч основных показателей социально-экономического положения российской экономики.

Для решения конкретных задач в направлении совершенствования методологии и организации статистического учета и анализа создаются отраслевые регистры (субрегистры) субъектов хозяйствования. Субрегистры представляют собой отраслевые информационные системы сбора и обработки статистической информации по конкретной (отраслевой) совокупности объектов статистического наблюдения, которая характеризуется необходимым и твердо установленным составом признаков и показателей.

Современная технология обработки социально-экономической информации и обмен данными между различными системами основан на комплексе государственных стандартов. Одним из таких комплексов, который обеспечивает информационную совместимость систем управления и баз данных, систем электронной обработки и решение задач межрегионального, межотраслевого и отраслевого обмена данными, формирование единства информационного пространства Российской Федерации является система взаимосвязанных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ). Общероссийские классификаторы являются единым информационным языком общения различного уровня и назначения систем электронной обработки технико-экономической и социальной информации.

Создание и развитие ОК ТЭСИ связано с необходимостью обеспечения адекватного описания реформируемой экономики и достижения сопоставимости статистической, финансовой, банковской и других видов экономической информации, формированием единого информационного пространства Российской Федерации.

Выходная информация, проектируемая в виде разработочных таблиц, которые представляют собой статистическую сводку и группировку по различным признакам, представляется в виде отчетов, статистических сборников, бюллетеней и прогнозов. До настоящего времени основной формой распространения статистической информации Госкомстата России являлись печатные издания. Одним из основных инструментов оперативного получения и распространения статистической информации с использованием современных информационных технологий в настоящее время является статистическая база данных Банк готовых документов (БГД) «Статистика России». БГД является электронной версией официальных публикаций Госкомстата РФ и территориальных статистических комитетов. БГД расположен на Web-сервере Госкомстата РФ, который подключен к сети Интернет с июля 1998 г.

С целью управления информационным ресурсом государственной статистики создана информационно-вычислительная система (ИВС), архитектура которой предусматривает следующие функциональные подсистемы[2]:

  • управления регистрами и базами данных;
  • электронной обработки данных (ЭОД);
  • поиска и представления статистической информации пользователям.

В настоящее время существует довольно большое разнообразие в технологии обработки статистической информации, что объясняется широким спектром потребностей основных ее пользователей, разнообразием технической базы. Одной из форм технологии обработки статистической информации являются программные комплексы электронной обработки данных (ЭОД). Объектами обработки ЭОД являются формы статистической отчетности, содержащие показатели, характеризующие социально-экономические процессы и явления. ЭОД обрабатывает относительно однородные данные, т.е. данные однотипных объектов, либо однотипные агрегированные данные.

В настоящее время в системе Госкомстата России обрабатывается около 300 комплексов ЭОД, из них 26 составляют комплексы срочной статистической отчетности. Из общего количества комплексов ЭОД на федеральном уровне централизованным способом обрабатывается 191, децентрализованным способом, т.е. когда разработка осуществляется в организациях всех уровней, — 95. По периодичности обработки программные комплексы ЭОД распределяются следующим образом: месячные — 30, квартальные — 53, полугодовые — 7, годовые — 125, прочие — 71.

Система электронной обработки данных обеспечивает формирование наборов микроданных и создает наборы макроданных, т.е. оценочных величин статистических характеристик. Система поиска и представления статистической информации создает вторичную статистическую информацию, которая ориентирована на конкретные категории пользователей.

Структура информационно-вычислительной сети соответствует административно-территориальному делению страны. В двух городах — Москве и Санкт-Петербурге — имеются местные комитеты по статистике, то же в автономных республиках. В краях и областях также работают комитеты статистики. Они представляют региональный уровень ИВС. Низовым звеном являются районные инспектуры государственной статистики, созданные в административных районах краев и областей, крупных городов, которые формируют районный уровень ИВС.

Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Все областные, краевые и республиканские управления и комитеты по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Госкомстат РФ (ГМЦ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие базы данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации. Государственный комитет по статистике РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и составляет федеральный уровень ИВС.

На федеральном уровне в состав информационно-вычислительной сети государственной статистики входят:

  • локальная вычислительная сеть Центрального аппарата (ЦА) Госкомстата России, на базе которой ведутся информационные фонды статистических показателей и готовых документов;
  • вычислительная сеть Главного межрегионального вычислительного центра Госкомстата России (ГМЦ), обеспечивающая автоматизацию обработки статистической информации и ведение статистических регистров;
  • локальная вычислительная сеть (ЛВС) подведомственных организаций, включая: НИПИстатинформ, обеспечивающая проектирование, разработку и сопровождение программно-технологических решений; учебных и научно-исследовательских институтов, занимающихся подготовкой кадров и проведением работ в области методологии и анализа статистической информации.

На региональном уровне в состав ИВС входят ЛВС территориальных органов, комитетов государственной статистики, которые обеспечивают сбор, предварительную обработку статистической информации в регионах, предоставление информации для региональных администраций и других потребителей, ведение части регистров и классификаторов по соответствующему региону.

Органы районного звена осуществляют первичный сбор, частичный контроль и агрегирование данных, передачу их на региональный уровень, а также информационную поддержку местных органов управления по обеспечению статистической информацией. На данном уровне в большинстве случаев используются автономные компьютеры, имеющие модемную связь или одноранговые сети. В отдельных регионах получили развитие межрайонные (кустовые) узлы на базе выделенных районов, в которых выполняется консолидация, предварительная обработка информации и подготовка отчетов для потребителей информации в таком кусте, хотя на районный уровень возлагаются функции в основном только первичного сбора отчетности.

В условиях рыночной экономики Россия имеет большую потребность в организации муниципальной статистики, которая необходима для анализа социально-экономических явлений, происходящих в регионах, принятия эффективных решений по управлению муниципальным образованием с развитием местного самоуправления. С этой целью разработана и актуализируется Унифицированная система показателей, сформированная с учетом особенностей местной структуры как объекта статистического изучения и задач, которые ставит практика управления муниципальной территорией, и характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования.

Система показателей муниципальной статистики разрабатывается с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического изучения и задач, которые ставит практика управления муниципальной территорией, с учетом общих принципов построения систем статистических показателей. По сравнению с региональным уровнем, муниципальная статистика должна включать относительно небольшое число показателей, которое достаточно для глубокого изучения муниципальной территории и проведения соответствующего анализа.

Учитывая рост информационных потребностей органов власти на местах, региональные статистические службы все шире сотрудничают с ними. При этом выполняются статистические работы по заказу администрации за счет средств местных бюджетов, к которым относятся новые обследования, дополнительные разрезы разработок, сводно-аналитические и другие работы.

Информационные ресурсы региональной статистики включают:

  • официальную статистическую информацию, сформированную органами государственной статистики на основе сплошного учета, выборочных наблюдений, переписей, анкетирования в рамках Федеральной программы статистических работ в каждом регионе;
  • информацию, получаемую при осуществлении ведомственных государственных статистических наблюдений, которые проводятся федеральными органами исполнительной власти, Банком России, государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством, которая на безвозмездной основе предоставляется территориальным органам государственной статистики;
  • информацию региональных государственных статистических наблюдений, которые проводятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов.

Опыт ряда стран с развитой системой государственной статистики свидетельствует, что значительный объем статистической информации национальные статистические службы получают в электронном виде от других государственных ведомств: налоговых, органов занятости населения, органов пенсионного обеспечения и социального страхования, лицензирования и регистрации. Такой подход повышает надежность официальной статистической информации, уменьшает бюджетные расходы на ее формирование и затраты предприятий по составлению статистической отчетности. Однако в настоящее время существует информационное и техническое несоответствие информационных ресурсов различных федеральных и региональных органов власти. Поэтому одной из важнейших проблем является создание единого статистического информационного пространства федеральных органов государственной власти и координация их статистической деятельности.[3]

Статистические информационные ресурсы страны включают в себя разнообразную информацию о деятельности предприятий, уровне жизни населения, имеющихся и используемых природных ресурсах, финансах и т.д. Эта информация сосредоточена в информационных фондах Госкомстата России и организаций, входящих в его структуру, информационных фондах других ведомств, органов власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, местных администраций, отдельных предприятий, библиотек, учебных и научно-исследовательских организаций, в том числе независимых, занимающихся вопросами сбора информации.

В настоящее время ставится задача интеграции статистических информационных ресурсов в масштабах страны для эффективного их использования при решении задач управления и прогнозирования во всех сферах, включая анализ состояния и динамики развития социально-экономических процессов, финансовой системы, демографической и социальной ситуации.

В соответствии с федеральным законодательством об информатизации и стандартизации средством, обеспечивающим информационную совместимость государственных информационных ресурсов, служат общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Вторым условием создания единого информационного пространства является техническая совместимость информационных систем государственных органов. Госкомстат РФ реализует информационное взаимодействие с реестрами или регистрами более чем 20 других федеральных органов власти на основе двусторонних соглашений. При условии отсутствия унифицированного федерального формата электронного обмена данными такое техническое взаимодействие осуществляется индивидуально путем согласования с каждым ведомством обменного формата. Однако прямой постоянный доступ к информационным ресурсам различных ведомств и их синхронная актуализация осуществляться не могут в результате использования ими различных программно-технологических средств.

Кроме того, решаются вопросы, связанные с сотрудничеством в области статистики между странами-членами Европейского сообщества. Так, в 1994 г. было подписано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (СПС), которое вступило в силу с 1 декабря 1997 г. Самым главным направлением сотрудничества явился обмен статистическими данными и использование баз данных с целью обеспечения условий для создания зоны свободной торговли между Российской Федерацией и Европейским сообществом.

В декабре 2007 г. был подписан в Люксембурге «Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Евростатом по обмену статистическими данными», который предусматривает совместную работу в развитии эффективных статистических систем, информационной и программно-технологической совместимости статистических данных с тем, чтобы получать достоверную статистическую информацию. На основе Меморандума был открыт проект ТАСИС RU04EU06 «Обмен данными между РФ и Евростатом», который включает в себя представление статистической методологии, технической поддержки в деле публикации и распространения баз данных, ориентированных на пользователя.

Основными целями создания данного проекта являются:

  • реализация потребности в статистической информации двух сторон: России и стран Европейского сообщества;
  • поддержка России при вступлении во Всемирную торговую организацию и ее интеграция в мировую экономическую систему;
  • обеспечение обеих сторон сопоставимой статистической информацией для разработки макроэкономической политики и принятия взвешенных экономических решений.

В Меморандуме предусматривается ежеквартальный обмен статистическими данными с использованием электронной почты сети Интернет. При этом передается 67 показателей по следующим категориям: национальные счета; платежный баланс; цены; демография; рабочая сила; заработная плата; промышленность; строительство; сельское хозяйство; внешняя торговля; розничная торговля; туризм; транспорт и инфраструктура. Получаемая и передаваемая информация представляет собой таблицы в формате Excel и методологические записки в формате Win Word. При этом определен охват динамических рядов статистических данных, согласованы формы представления информации, способы ее передачи и периодичность представления всех показателей.

Для хранения информации Евростата создается база данных «Евророс», совместимая в части формата обмена данными с базой данных Евростата «Новый Кронос». Кроме того, с целью развития проекта необходимо внедрение новых средств и методов электронного информационного обмена, разрабатываемых на основе официальных международных стандартов. Такой подход позволит не только повысить качество приема-передачи данных и внедрить автоматический контроль полноты и сроков обмена информацией, но и снизить затраты на передачу информационных массивов по электронным сетям вследствие применения новой системы подготовки пакетов.

Наряду с этим необходимо проводить анализ методологических расхождений по соответствующим статистическим показателям, т.е. обеспечить гармонизацию методологии статистических показателей с международными стандартами и методиками. Это позволит повысить качество, объективность и сопоставимость отечественной статистической информации на международном уровне.

Все вышеперечисленные работы, связанные с обменом данными, созданием системы электронной обработки и хранения данных, распространением информации из статистических баз данных и методологической совместимостью статистических показателей, позволит перейти к установлению полномасштабного международного информационного статистического обмена.

 

 

[1] Балдин К. В., Уткин В. Б. Информационные системы в экономике: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. стр. 49-52

[2] Соколин В.Л. Система государственной статистики: тактика и стратегия развития// Вопросы статистики. — 2009. — 1., стр. 284-286

[3] Кевеш А.Л., Коробов В.Н., Борисова В.В. О комплексной программе развития системы стандартных экономико-статистических классификаций и регистров и их внедрения в статистическую информационную систему в 2008-2012 годах // Вопросы статистики. — 2008., стр. 107-109

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 556 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск