Правовое регулирование, как и любой другой управленческий процесс в обществе и государстве, осуществляется при помощи двух основных информационных средств — правовых стимулов и правовых ограничений, которые в единстве и совокупности выступают в качестве формы выражения системы двоичности юридической информации.
В рамках теории государства и права выделяют также два основных критерия разграничения между собой правовых стимулов и правовых ограничений. Такими критериями признаются [30, с. 154-155]:
1. Материальный критерий — это общественные интересы, а в частности интересы отдельного гражданина. Данный критерий позволяет определить, какие правовые средства относятся к правовым стимулам, а какие — к правовым ограничениям. Иными словами, в зависимости от того, какому интересу —собственному либо чужому — служит конкретное правовое средство, оно будет соответственно стимулирующим либо ограничивающим.
2. Формально-юридический критерий — это характер воздействия правового средства на интересы гражданина. В том случае, если правовое средство благоприятно, основано на принципе добровольности, тогда данное средство — правовой стимул. В том же случае, если правовое средство неблагоприятно влияет на интересы, сопровождается мерами принуждения, тогда данное правовое средство — правовое ограничение.
Итак, правовой стимул — это правовое побуждение лица к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения интересов данного лица режим благоприятствования.
Под реализацией правового стимула понимается претворение режима благоприятствования в жизнь. Так, общие признаки реализации правовых стимулов следующие:
• связь с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности;
• расширение объема возможностей, свободы личности;
• положительная правовая мотивация;
• предположительно — повышение позитивной активности личности;
• направленность на упорядоченное изменение общественных отношений.
В теории правоведения приводится множество видов правовых стимулов, однако наиболее целесообразно привести следующую классификацию:
1. В зависимости от того, в каком структурном элементе нормы права содержится смысл правового стимула:
а) юридический факт-стимул — правовой стимул содержится в гипотезе правовой нормы. Юридический факт-стимул обусловливает стремление лица к определенному позитивному поведению, имеющему целью достижение именно этого факта-стимула;
б) субъективное право, законный интерес, льгота — правовой стимул содержится в диспозиции правовой нормы. Субъективное право лица выражает возможность действия и связывается с удовлетворением собственных интересов лица. Законный интерес — это охраняемый законом интерес лица, который является разновидностью дозволений и, так же как и субъективное право, направлен на удовлетворение собственных интересов.
Льгота может выражаться следующим образом [29, с. 48-50]:
• предоставление лицу определенных преимуществ,
• частичное освобождение лица от возложенных на него юридических обязанностей;
• облегчение условий выполнения лицом возложенных на него юридических обязанностей.
в) поощрение — правовой стимул содержится в санкции правовой нормы.
2. В зависимости от отраслевой принадлежности: конституционные, гражданские, экологические, трудовые и др.
3. В зависимости от объема:
а) основные правовые стимулы — это субъективное право,
б) частичные правовые стимулы — это законный интерес,
в) дополнительные правовые стимулы — это льгота.
4. В зависимости от времени действия: постоянные (например, право собственности) и временные (например, выплата пособия) правовые стимулы.
5. В зависимости от содержания: материально-правовые (например, выплата премии) и морально-правовые (например, вручение нагрудного знака) стимулы.
В свою очередь правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния лица, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта (в правоотношении — противостоящая сторона) и общественных интересов, а также для охраны и защиты данных интересов.
Реализация правового ограничения, так же как и правового стимула, имеет следующие общие признаки:
• связь с неблагоприятными условиями для осуществления лицом собственных интересов, т. к. данные условия направлены на сдерживание указанных интересов и одновременно на удовлетворение интересов контрсубъекта, общественных интересов либо на их охрану, защиту;
• уменьшение объема возможностей, свободы личности путем установления различных запретов и наказаний;
• отрицательная правовая мотивация;
• предположительно — снижение негативной активности лица;
• направленность на защиту общественных отношений.
Классификация правовых ограничений во многом совпадает с классификацией правовых стимулов. Таким образом, в рамках теории государства и права выделяют следующие виды правовых ограничений:
1. В зависимости от того, в каком структурном элементе нормы права содержится смысл правового ограничения:
а) юридический факт-ограничение — содержится в гипотезе правовой нормы. Так, в роли фактов-ограничений выступают определенные сдерживающие обстоятельства, которые предостерегают лицо от совершения противозаконного деяния;
б) юридическая обязанность, запрет, приостановление и др. — содержатся в диспозиции правовой нормы. Юридическая обязанность — это такое правовое ограничение, которое сдерживает обязанное лицо от удовлетворения собственных интересов и заставляет его действовать в интересах управомоченного лица. Запрет — это тоже обязанность лица, только пассивная, которая заключается в воздержании от совершения запрещенных законом действий. Приостановление — это временный и конкретный запрет на осуществление лицом своих функциональных обязанностей либо профессиональной деятельности;
в) наказание — содержится в санкции правовой нормы. Вообще, правое наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения лица, в результате которого данное лицо в чем-либо обязательно ограничивается, чего-либо лишается.
2. В зависимости от отраслевой принадлежности: конституционные, гражданские, экологические, трудовые и др.
3. В зависимости от объема:
а) основные правовые ограничения — это юридическая
обязанность,
б) частичные правовые ограничения — это запрет,
в) дополнительные правовые стимулы — это приостановление.
4. В зависимости от времени действия: постоянные (лишение права занимать руководящие должности) и временные (приостановление действий лицензии) правовые ограничения.
5. В зависимости от содержания: материально-правовые (например, лишение премии) и морально-правовые (например, выговор) ограничения.
В направлениях правового воздействия на общественные отношения выражается реакция права на потребности общественного развития. Следует выделить следующие направления правового воздействия:
1) быть общеобязательным критерием правомерного поведения людей;
2) устанавливать и сохранять пределы, в рамках которых каждый из участников общественных отношений является свободным в выражении своей воли и реализации своих интересов;
3) стимулировать активность и инициативу граждан в целях развития и консолидации общества.
При этом первые два направления присущи как правовому регулированию, так и иным формам правового воздействия, а последнее только иным формам правового воздействия.
Первейший интерес представляет такое направление правового воздействия на общественные отношения как их правовая охрана, предполагающая сохранение (ненарушаемость) тех пределов, установленных для социального поведения, в рамках которых каждый из участников таких отношений является свободным в выражении своей воли и реализации своих интересов. Необходимость в охране общественных отношений, прав, свобод и законных интересов их участников существовала и всегда будет существовать. Право, как известно, наличествовало не всегда, но с момента своего появления оно становится одним из важнейших (наряду с моралью, нравственностью и религией) средств охраны общественных отношений, прав, свобод и законных интересов их участников. Право не только охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, но также нацелено на вытеснение чуждых конкретной социальной системе явлений, искоренение в ее рамках нежелательных проявлений. Это вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны общественных отношений, прав, свобод и законных интересов их участников, нуждающихся в такой охране. Указывая на первичный результат, следует подчеркнуть, что, охраняя общественные отношения, право пресекает нежелательные для общественной жизни явления и процессы, нарушающие условия ее нормального развития и противоречащие интересам общества, государства и граждан, устраняет их негативные последствия [5, с. 67].
Правовая охрана общественных отношений реализуется через запреты и взыскания.
Первые находят свое отражение в диспозиции правовой нормы, а вторые – в ее санкции. Следует отметить, что было бы ошибкой ограничивать охранительные правовые средства только взысканиями. Более обоснованным видится отнесение к ним всей системы правового принуждения.
Правовая охрана общественных отношений выступает в роли «ночного сторожа». При нормальном, соответствующем закону развитии общественных отношений ее средства остаются нереализованными. Вместе с тем, не следует думать, что средства правовой охраны действуют только тогда, когда нарушаются субъективные юридические права, свободы и законные интересы. Их основное назначение заключается, прежде всего, в превентивном воздействии на общественные отношения, предотвращении причинения вреда их участникам, недопущении правонарушений. Эффективность правовой охраны тем выше, чем больше участников общественных отношений подчинились правовым предписаниям, не перешли установленных пределов, не нарушили субъективных юридических прав, свобод и законных интересов других лиц, исполнили свои юридические обязанности. Сам факт установления санкции правовой нормы оказывает серьезное превентивное воздействие на некоторых лиц, побуждая их воздерживаться от совершения правонарушений.
Правовую охрану общественных отношений не следует противопоставлять их правовому регулированию в том смысле, что одна из них носит негативный характер (поскольку включает в себя запреты, взыскания, санкции, ответственность, принуждение), а второе – позитивный, так как направлена на координацию положительной деятельности участников общественных отношений, способствуя поступательному общественному развитию. Более того, правовая охрана, являясь одним из этапов правового регулирования, способствует решению основной задачи последнего по обеспечению эффективности и устойчивости общественной жизни, ее развитию. Именно в этом состоит диалектическое единство правовой охраны и правового регулирования.
Правовая охрана общественных отношений характеризуется тем, что: 1) право как особый способ воздействия на общественные отношения выражается во влиянии на волю самих участников таких отношений, в форме установления запретов и угрозы применения правовых санкций и иных мер правового принуждения; 2) информирует участников общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний, устанавливающих запреты; 3) является критерием оценки уровня развития общества [23, с. 125-127].
Выбор способов правовой охраны общественных отношений во многом зависит от уровня развития общества. Появление средств правовой охраны связано с высоким уровнем развития общественных отношений (в первую очередь, товарно-денежных), когда возникала потребность в них, обусловленная необходимостью обеспечить субъективные юридическиеправа, свободы и законные интересы различных членов общества, не допустить произвол со стороны более сильных (физически, экономически, морально) в отношении более слабых.
Насколько бы совершенными ни были средства собственно регулятивные средства, они оказываются неэффективными, если не подкреплены охранительными. Правовое регулирование предполагает не только признание за участниками общественных отношений определенных субъективных юридических прав, свобод и законных интересов, но и обеспечение их надежной правовой охраной.
Механизм правовой охраны общественных отношений, лежащий в основе применения охранительных правовых средств как стадии механизма правового регулирования, может и должен рассматриваться в качестве составной части последнего. Базовым элементом механизма правовой охраны являются юридические запреты. В качестве обоснования данного тезиса следует указать на то, что именно запреты обеспечивают реальное осуществление прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений, устанавливая юридически непреодолимые пределы для других лиц, не допуская их нарушения. В случае установления для одного лица в рамках правовой регламентации прав или свобод другая сторона соответствующего отношения обязана воздержаться от каких-либо действия, которые бы нарушали эти права или свободы. Таким образом, запрет, устанавливаемый для одного лица, неразрывно связан с предоставлением другому лицу соответствующих прав или свобод, реализации им своих законных интересов.
Целью правовой охраны общественных отношений является обеспечение их реализации и недопущение их нарушения. Данная цель требует конкретизации, которая может быть достигнута путем указания на задачи правовой охраны, состоящие в: 1) необходимости пресечения нарушений прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений, а также иных явлений, причиняющих им вред; 2) необходимости устранения негативных последствий таких явлений; 3) потребности в исправлении лица, привлеченного к юридической ответственности за совершенное им правонарушение; 4) предупреждении совершения новых правонарушений. Таким образом, можно констатировать, что результатом реализации применения охранительных правовых средств является такое состояние общественной жизни, которое характеризуется точным и своевременным выполнением участниками общественных отношений возложенных на них обязанностей, что в свою очередь указывает на неразрывную связь правовой охраны с обеспечением законности и правопорядка в обществе.
Вместе с тем, утверждение о том, что только правовая охрана связана с действием принципа законности, нельзя признать корректным. Указанный принцип присущ праву в целом. Однако обеспечивается законность главным образом при помощи охранительных правовых средств. В целом, законность в современных условиях как самостоятельное, сложное социально-правовое явление есть конкретно-историческое состояние правомерности, поддерживаемое в обществе, как в самом законодательном материале, так и в процессе его реализации. Таким образом, ключевым моментом в понятии законности является категория правомерности. Данную категорию можно объяснить как сообразность субъективных прав, отраженных и закрепленных в действующем законодательстве, с самими правилами и принципами общественной жизни. Правомерность охватывает, конечно, и сферу действующего законодательства; здесь она отражает сообразность между самим законодательством и правовой природой общественных отношений, а также упорядоченность в самой системе законодательства. Поскольку правовая охрана состоит в обеспечении правомерности, постольку можно говорить о законности как о ее результате [11, с. 139-141].
Правопорядок – это результат действия закона. Именно достижение правопорядка позволяет закону из абстрактного правила поведения превратиться в реальный регулятор общественной жизни. Правопорядок представляет собой объективно и субъективно обусловленное состояние общественной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы общественных отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. При этом, как отмечается в научных работах последних лет, понятие правопорядка необходимо связывать не только с правомерным, но и с противоправным поведением в обществе, качеством последнего и его объемом [6, с. 156].
Формами реализации правовой охраны общественных отношений являются защита прав, свобод и законных интересов их участников, а также юридической ответственности. Защита прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений представляет собой деятельность самих правообладателей, а также органов государственной власти и местного самоуправления; обеспеченная средствами государственного принуждения, осуществляемая в форме правосудия и конкретного контроля (надзора) путем непосредственного рассмотрения дел о нарушениях таких прав, свобод и законных интересов, а также условиях, способствующих этому, с целью их выявления, пресечения, предупреждения и возмещения причиненного вреда. Общепризнанным является то, что всякое право имеет для субъекта реальное значение только при условии, что оно может быть защищено действиями самого управомоченного субъекта и действиями государственных или уполномоченных государством органов.
Неразрывно связана с защитой прав, свобод и законных интересов граждан юридическая ответственность, поскольку именно при ее помощи обеспечивается исполняемость юридических обязанностей и, как следствие, ненарушаемость субъективных прав.
При этом необходимо отметить взаимодействие таких институтов как юридическая ответственность и защита права, на что неоднократно указывалось в юридической литературе [10, с. 141].
|