Статутное (что означает правовое) регулирование выборов в США имеет трехуровневую структуру, включая федеральные акты, законодательство субъектов федерации и источники локального права, прежде всего хартии местного самоуправления. Помимо Конституции на федеральном уровне институт выборов регулируется целым рядом законов. К ним относятся: Акт об избирательном праве 1970 г., Акт o федеральных избирательных кампаниях 1971 г., Акт o регистрации избирателей 1993 г., регулирующие в основном процедуру и организацию выборов; ряд актов, вошедших в Налоговый кодекс: Акт o счете для финансирования первичных президентских выборов 1973 г., Акт o фонде президентской избирательной кампании 1973 г.; некоторые акты уголовного права; законы, касающиеся деятельности СМИ, почты и иных средств связи.
Специалисты по избирательному праву отмечают, что консерватизм американской избирательной системы явился причиной проблемных ситуаций при организации выборов в Америке: случаев победы на президентских выборах кандидатов, избираемых коллегией выборщиков, с меньшим числом полученных голосов избирателей, чем у их оппонентов; ограничения избирательных прав жителей округа Колумбия; сложной системы уведомительной регистрации избирателей, неравенства представительства избирательных округов; отсутствия единой системы избирательных органов.[1]
На федеральном уровне избираются высшие должностные лица государства – президент и вице-президент США сроком на 4 года косвенным путем коллегией выборщиков, в состав которой избираются 538 выборщиков. Как члены Конгресса, так и выборщики на президентских выборах в 48 штатах и федеральном округе Колумбия избираются по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства; выборщики от штатов Небраска и Мэн – по правилам пропорциональной избирательной системы.
Как правило, выборщики штата обязуются голосовать за кандидата, победившего на выборах в штате, но теоретически могут голосовать и за иного кандидата. Учреждая коллегию выборщиков, отцы-основатели США преследовали две цели. Прежде всего они стремились создать промежуточное звено между президентом и гражданами страны, опасаясь узурпации власти избранным президентом.
Коллегия выборщиков должна собираться однократно, выступая как единая группа избранных лиц и сводя к минимуму возможность манипуляции ею. Кроме того, предполагалось, что таким образом больше прав получат небольшие и малонаселенные штаты. Наибольшее число выборщиков (55) представляет штат Калифорния, крупные штаты (Техас, Флорида, Нью-Йорк) представляют по 31 выборщику. Поскольку в Конституции нет прямого указания на систему подсчета голосов, в 48 штатах и федеральном округе Колумбия используется метод «победитель получает все», т.е. мажоритарная система относительного большинства.
Правовое регулирование выборов Президента США также включает в себя трехуровневую структуру.
Прежде всего, на первом уровне стоит действующая Конституция США от 1787 года, которая призвана в общем виде устанавливать общие важнейшие гарантии всеобщего и равного избирательного права применительно к выборам всех уровней и осуществляет более обстоятельное регулирование отдельных вопросов федеральных выборов.[2]
Конституция США самая «старая» из писаных конституций, которые работают и в настоящее время. Конституция США разработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г.
В этом нормативном документе отражены многочисленные интересы социальных групп, таких как – рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т.е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы.
Конституция, принятая 17 сентября 1787 г., была передана в Континентальный конгресс, направившего ее «законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента».
Первоначальный текст Конституции кажется простым, логичным, сжатым, хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Текст Конституции США изобилует общими выражениями. В Конституции США отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти – о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, весьма поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура. В ее положениях нет таких терминов, как «всеобщее голосование», «партия», «бюджет», которыми пестрят конституционные акты других государств. Например, важный вопрос о форме правления, которому в других конституциях отводится место в преамбуле или в первых статьях, в Основном законе США можно выяснить только в ст. IV; одним из ее положений является следующее утверждение: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления».
Hа втором уровне содержаться такие важные законы, к которым относят Акт o федеральных избирательных кампаниях 1971 г. с поправками 1974, 1976 и 1979 гг., а также в многочисленных актах об избирательном праве (1957, I960, 1964, 1965, 1968, 1970 гг.).
Частично источниками избирательного права служат и иные федеральные законы, например Акт o гражданских правах 1957 г. Между тем большая часть норм избирательного права, в том числе касающихся выборов в федеральные органы государственной власти, традиционно содержится в законодательстве штатов. В некоторых из них действуют избирательные кодексы.
Также нормы избирательного права формируются и судебными прецедентами. Например, прежде чем избирательные цензы и тестирование как обязательные условия участия в выборах были запрещены законом, они подвергались судебным запретам.[3]
Подводя итог, необходимо отметить, что в целом выборы Президента США являются необходимым элементом демократического политического режима. Посредством выборов Президента США происходит надежный барометр социально-политической жизни в стране, конституционное средство отбора политического лидера. Участие в избирательных кампаниях стало надежным показателем политической активности либо пассивности населения, его отношения к действующей в государстве власти.
[1] Берлявский Л.Г. Зарубежное избирательное право: обзор исследований // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. №2. С. 38
[2] Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2009. С. 372 – 374.
[3] История государства и права зарубежных стран: Учебник. М., 2012. Ч. II. С. 65
|