Суббота, 19.09.2020, 03:17
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Правовой механизм государственного нормирования и экологической экспертизы

Одним из правовых механизмов охраны окружающей среды и регулирования природопользования, широко распространенным в мире и применяемым на территории нашей страны еще с конца 40-х гг., является механизм экологического нормирования.

Экологические нормативы — это установленные соответствующими решениями государственных органов количественные и качественные показатели, характеризующие допустимое состояние природных сред — вод, атмосферного воздуха и почв, а также допустимое воздействие на окружающую среду из различных источников.

В целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, российским законодательством устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВ) на водные объекты (нормативы ПДВ) и нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектах и сточных водах (нормативы ПДК). Нормативы ПДВ и ПДК разрабатываются и утверждаются по бассейнам водных объектов исходя из их целевого назначения. Нормативы ПДВ и ПДК служат основой и критерием определения индивидуально устанавливаемых для каждого водопользователя — источника загрязнения, нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты (нормативы ПДС). Показатели нормативов ПДС устанавливаются на уровне, не превышающем нормативы ПДВ и ПДК.

Для охраны атмосферного воздуха от загрязнения действует более сложная система экологических нормативов. В соответствии с Законом «Об охране атмосферного воздуха» содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе должно соответствовать гигиеническим и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха. Из расчета непревышения этих нормативов для источников выбросов загрязняющих веществ устанавливаются индивидуально норматив предельно допустимого выброса, технический норматив выброса либо временно согласованный выброс. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух осуществляются в соответствии с индивидуально устанавливаемым предельно допустимым нормативом вредного физического воздействия. Индивидуальные нормативы различаются для стационарных источников и передвижных средств.

Показатели нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ для источников загрязнения окружающей среды устанавливаются в государственных разрешениях на выбросы и сбросы и являются обязательными для соблюдения. Превышение этих нормативов влечет применение мер юридической ответственности.

Нормативы утверждаются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и пересматриваются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. В настоящее время действует порядка 2000 нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (гигиенические и экологические нормативы) и около 500 нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (нормативы ПДК).

Правовой механизм государственной экологической экспертизы предназначен для предупреждения отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду подлежит проверке на предмет соответствия правовым экологическим требованиям в порядке проведения государственной экологической экспертизы. По результатам проверки выносится решение о допустимости реализации экспертируемого проекта.

Организация и проведение экспертизы возложено на Министерство природных ресурсов РФ, которые для каждого поступившего на экспертизу проекта, формирует экспертную комиссию из специалистов различных областей знаний, имеющих отношение к проектируемой деятельности. Решение комиссии по рассматриваемым проектам оформляется заключением, которое вступает в силу после его утверждения Министерством природных ресурсов РФ. Заключение может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации проекта. В случае отрицательного заключения материалы по проекту могут быть представлены на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Заключение экспертизы может быть обжаловано в суд.

Государственной экологической экспертизе по некоторым видам хозяйственной деятельности предшествует проведение оценки воздействия на окружающую среду. Ее целью является предотвращение или смягчение хозяйственной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Оценка проводится лицом, ответственным за проект, в несколько этапов:

— проведение предварительной оценки и составление технического задания на ее проведение;

— проведение исследований и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

— подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

— утверждение окончательного варианта и его представление на государственную экологическую экспертизу.

Обязательными элементами этой процедуры в целом являются информирование общественности о намечаемой деятельности и организация обсуждения общественностью объекта экспертизы. В процессе оценки воздествия на окружающую среду ответственное лицо обязано провести всесторонний анализ воздействий намечаемой деятельности, изучить возможные альтернативные варианты реализации проекта, а также меры по уменьшению или предотвращению негативных воздействий.

Все материалы по данной процедуре вместе с другой проектной документацией подлежат представлению на государственную экологическую экспертизу.

Экологический мониторинг или слежение за состоянием природной среды имеет своей целью своевременное выявление опасных изменений в состоянии окружающей среды и их оценку, прогнозирование стихийных бедствий, неблагоприятных условий для сельского, лесного и водного хозяйства, энергетики, строительства, транспорта и других отраслей экономики. Выполнение данной природоохранной меры возложено на Федеральную службу гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Министерство природных ресурсов России и некоторые другие государственные органы исполнительной власти, которые при помощи специальных лабораторий, постов и станций слежения ведут постоянное наблюдение за изменением химического состава и других характеристик атмосферного воздуха, вод, почв. Результаты экологического мониторинга позволяют государственным органам своевременно принимать решения по предупреждению опасных последствий загрязнения окружающей природной среды, выявлять правонарушения и принимать к правонарушителям меры юридической ответственности. Данные мониторинга заносятся в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Информация фонда является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной российским законодательством к категории информации ограниченного доступа.

При помощи правового механизма государственного экологического контроля осуществляется проверка соответствия выполняемой деятельности требованиям экологического законодательства. Государственный экологический контроль проводится инспекторским персоналом специально уполномоченных органов экологического управления в форме регулярных и периодических проверок объектов природопользования и воздействия на окружающую среду. Для выполнения возложенных задач должностные лица органов государственного экологического управления наделяются полномочиями инспекторов по соответствующим вопросам. В рамках таких полномочий они имеют право:

— посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их контрольных функций;

— проверять работку очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей среды, природоохранительного законодательства;

— выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения отходов;

— требовать устранения выявленных недостатков, давать указания или заключения, имеющие обязательный характер;

— привлекать виновных к административной ответственности, направлять материалы для привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суде или арбитражном суде о возмещении вреда, причиненного природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

— принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений и иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде или здоровью человека.

Разрешительная система природопользования служит цели предупреждения возможных отрицательных последствий для окружающей природной среды хозяйственной и иной деятельности, обеспечения рационального природопользования, а также является средством оперативного экологического регулирования производственной и непроизводственной деятельности. Она состоит из правовых требований и организационно-исполнительных мероприятий, связанных с выдачей государственных разрешительных документов на природопользование и их аннулированием.

Получение государственных разрешительных документов требуется в случаях осуществления специального природопользования или природопользования, связанного с обособлением природного объекта и его закрепления за конкретным заинтересованным физическим или юридическим лицом. К специальному природопользованию относятся, к примеру, пользование земельным участком для размещения производственных и жилых объектов, ведения сельского хозяйства, пользование лесом для заготовки древесины, пользование водными объектом для ирригации, судоходства, гидроэнергетики, пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства подземных объектов, пользование атмосферным воздухом для выброса газообразных отходов, пользование животным миром для охоты, рыболовства и др.

Обособление выражается в отграничении природного объекта в интересах потенциального природопользователя от иных природных объектов при помощи специальных знаков или иным образом и распространение на данный объект исключительных или преимущественных прав такого природопользователя. Соответственно права других граждан и организаций на этой территории ограничиваются.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (03.11.2018)
Просмотров: 163 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск