В экономической литературе дается несколько определений понятия рентабельности при этом, как правило, используются тождественные ему понятия такие как: «доходность», «прибыльность», «эффективность».
В процессе осуществления своей деятельности, как торговые, так и производственные предприятия ставят цель получения прибыли, которая формируется как разность между доходами от основной деятельности (товарооборотом, выручкой), доходами от реализации имущества, прочими доходами и расходами, связанными с приобретением товаров для перепродажи, производством продукции, реализацией имущества, прочими видами деятельности. Таким образом, доходами торгового предприятия могут быть товарооборот, а так же выручка от реализации имущества и выручка от осуществления иной деятельности, не связанной с продажей товаров [17].
Прибыль предприятия, является абсолютным результативным показателем его деятельности. Уровень прибыли торговой организации зависит от множества факторов, таких например как: объем товарооборота, торговая наценка, закупочная цена товаров, величина расходов, связанных с реализацией товаров. Как отмечает М.Н. Лютова и Н.О. Коновалова «прибыль это фундаментальная основа экономического развития предприятия, база для самофинансирования и выполнения обязательств перед банками и партнерами, по этому показателю можно делать выводы об эффективности деятельности и использовании средств производства и различных ресурсов» [16].
Эффективность, же является относительным показателем, характеризующим отношение результатов деятельности компании, как правило прибыли, к затратам, товарообороту, стоимости имущества и т.д. По сути, получается, что эффективность является наиболее близким понятием, характеризующим рентабельность. Но, понятие «эффективность» несколько шире понятия «рентабельность», ведь она может быть рассмотрена с различных аспектов, например: эффективность персонала, эффективность использования основных и оборотных фондов, эффективность системы управления.
Как справедливо, на наш взгляд, отмечает С.Г. Арефьева и О.В. Демчук «для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо, абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации, а многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты, поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности» [4].
Важное значение при оценки эффективности деятельности торговой организации, принимает анализ рентабельности продаж отдельных видов товаров. На основе проведения такого анализа, торговая компания может определить эффективность действующей ассортиментной политики, а соответственно оптимизировать ассортимент, отказаться от продажи малорентабельных товаров и отдать предпочтение наиболее рентабельным. Но на практике торговые предприятия должны учитывать и факт самого объема товарооборота, приходящегося на тот или иной товар, так, например, если малорентабельный товар имеет высокий уровень товароборачиваемости, по сравнению с наиболее рентабельным товаром, имеющим низкий уровень товарооборачиваемости, то организации выгоднее реализовывать малорентабельный товар и формировать большую массу прибыли, за счет оборота [12].
Так, предположим, что торговая организация занимается розничной продажей мебели и фурнитуры, при этом основная часть спроса на ее товары приходится на обеденные столы, ценовая наценка на которые составляет порядка 15-20%, так же компания реализует современные кухонные гарнитуры, на которые товарная наценка составляет 40-50%. За отчетный период, компания продала 100 обеденных столов и 15 кухонных гарнитуров. Следовательно, компании выгоднее реализовать менее рентабельные товары, пользующиеся большим спросом, чем наиболее рентабельные, но спрос на которые достаточно низок.
Можно выделить следующие функции рентабельности:
- учетная функция. Определяется как фиксирующая функция результатов деятельности коммерческой организации. Изменение показателей рентабельности во времени, говорят об успехах или неудачах компании, а так же свидетельствует о росте или снижении объемов производства и/или реализации продукции, товаров или услуг.
- оценочная функция. Показатели рентабельности являются инструментом для оценки соотношения показателей прибыли хозяйствующего субъекта с его издержками, доходами, имуществом, капиталом. С помощью анализа показателей рентабельности, собственники предприятия могут структурировать как объем производства, так и реализации продукции и товаров, установить оптимальную цену и определить резервы сокращения затрат.
- стимулирующая функция. Повышение прибыльности является основной целью коммерческих компании, соответственно у ее собственников возникает стимул в повышении рентабельности, ведь сопутствующим фактором при повышении уровня рентабельности компании является рост ее деловой репутации. В российской практике нормальным уровнем рентабельности принято считать рентабельность не менее 15%, при этом в зарубежных странах, уровень рентабельности в 5-7% является довольно высоким показателем, и крайне положительно характеризует деятельность компании.
- функция вознаграждения. Чем больше отдача компании, тем больше собственник получит дивидендов или иных средств участвуя в распределении прибыли [8].
Компания, которая работает, не эффективно и убыточно, не в состоянии решать, как текущие, так и долгосрочные стратегические задачи, а соответственно и развивать свой бизнес. И наоборот, компания, имеющая высокие показатели рентабельности, имеет большие возможности в плане развития, как основных, так и дополнительных направлений своей деятельности.
Таким образом, показатели рентабельности, являются основными индикаторами, характеризующими эффективность работы коммерческой организации в целом, а так же прибыльность его различных направлений деятельности, различных видов реализуемой продукции, товаров и услуг. Показатели рентабельности более полно, по сравнению с показателями прибыли, характеризуют окончательные результаты деятельности компании.
|