Планирование аудита — это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования — эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов.
Планирование призвано помочь в правильном распределении работы среди ассистентов аудитора и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от: размера проверяемого субъекта; сложности предстоящей проверки; опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом; знания аудитором бизнеса клиента. Элементы общего плана могут быть в целях координации действий обсуждены с руководством субъекта и его сотрудниками [4].
Программа аудита определяет характер, сроки, объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов аудитора, а также средство контроля их работы. В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.
Общий план и программа аудита должны пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости; причины изменений документируются.
Знание бизнеса — общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса».
Источниками сведений об отрасли и субъекте являются: предыдущий опыт работы с субъектом и в его отрасли; беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов; беседы с другими специалистами, работавшими с данным субъектом или в данной отрасли (аудиторы, юристы, отраслевые специалисты); беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами; публикации, относящиеся к отрасли; законодательные и нормативные акты; посещение зданий субъекта; документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.
В приложении к стандарту имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента, важнейшие из которых приведены ниже.
A. Общие экономические факторы: общая тенденция развития (спад, рост); процентные ставки и наличие финансовых ресурсов; инфляция, курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля; политика правительства (денежная, фискальная, программы правительственной помощи, тарифы, торговые ограничения).
B. Отрасль: рынок и конкуренция; цикличность или сезонность; изменения в технологии производства; коммерческий риск (высокая технология, легкий доступ на рынок для новых конкурентов); специфическая практика и проблемы бухгалтерского учета; экологические требования и проблемы; специфическая нормативная правовая база.
C. Субъект:
1. Управление и структура собственности: форма собственности; собственники и связанные стороны; структура капитала; организационная структура; задачи, философия, стратегические планы руководства; изменения в структуре видов деятельности; источники и методы финансирования; совет директоров: состав, деловая репутация, профессиональный опыт, независимость и контроль за деятельностью управляющих; периодичность заседаний, наличие аудиторского комитета; выработка политики корпоративного поведения, замена профессиональных консультантов; управляющие: опыт и репутация, текучесть кадров, финансовый персонал и его статус, укомплектованность бухгалтерии кадрами, планы стимулирования; использование прогнозов и бюджетов, давление на руководство (перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов), управленческие информационные системы; подразделение внутреннего аудита (наличие, эффективность работы); отношение к внутреннему контролю.
2. Деятельность субъекта: характер производственной деятельности (производство, торговля, финансовые услуги, внешнеэкономическая деятельность); местонахождение производственных, офисных и складских помещений; наемный персонал (государственное регулирование трудовых отношений, профсоюзные и пенсионные обязательства); продукция (услуги) и рынки (основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, маркетинговая стратегия); условия приобретения товаров и услуг; местонахождение и объем товарно-материальных запасов; лицензии, патенты; категории расходов; исследования и разработки; активы, обязательства и операции в иностранной валюте; внутренние нормативные акты; действующие информационные системы; структура долгов [7].
3. Основные показатели, статистика и тенденции финансовой деятельности.
4. Внешние условия, оказывающие влияние на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
5. Законодательство: среда регулирования и нормативные требования; налогообложение; требования к аудиторскому отчету; пользователи финансовой отчетности.
Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждаются: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов. Письмо-обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:
1. Цель аудита финансовой отчетности.
2. Ответственность руководства клиента за составление и предоставление финансовой отчетности.
3. Объем аудита со ссылками на нормативные положения.
4. Форма и способ сообщения результатов аудита.
5. Предупреждение о наличии риска необнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных ограничений (тестовый характер аудита; ограничения, присущие системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля).
6. Требование свободного доступа к информации, необходимой для проведения аудита.
При необходимости в письме оговариваются: возможности привлечения других аудиторов и экспертов; внутренних аудиторов, других сотрудников клиента; координирование работы с предшествующим аудитором; ограничение ответственности аудитора там, где это возможно; дополнительные соглашения между аудитором и клиентом (например, одновременно с проверкой может быть достигнута договоренность об оказании согласованных услуг).
МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающие уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не аудит финансовой отчетности, как было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений).
Необходимо отметить следующие особенности, касающиеся составления письма-обязательства при проведении аудита организаций государственного сектора:
— аудиторы организаций госсектора, как правило, назначаются, поэтому использование письма-обязательства не является в отношении данных клиентов общепринятой практикой, но тем не менее его применение может быть полезным для обеих сторон (для разъяснения характера договоренности или включения условий, не предусмотренных законодательством);
— при аудите предприятий госсектора аудитора могут попросить представить отчет непосредственно министру, законодательному органу или общественности, если руководство проверяемого лица пытается необоснованно изменить условия договоренности в сторону понижения уровня уверенности и тем самым ограничить объем аудита.
Документация — материалы (рабочие документы), составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки. Документы могут быть представлены в любом виде хранения информации (бумага, фотопленка, электронные носители и др.). С помощью рабочей документации оформляются: планирование и проведение аудита; действия по надзору и проверке аудиторской работы; аудиторские доказательства.
Форма и содержание рабочих документов регламентируются МСА 230 «Документация». Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, отражая в них информацию о: планировании аудита; характере, временных рамках, объеме и результатах выполненных аудиторских процедур; выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Объем рабочей документации должен охватывать информацию, на основании которой другой аудитор может получить представление о проведенном аудите и причинах' принятия решений аудитора, но не о деталях работы.
Форма и содержание документации аудита зависят от:
— характера аудиторского задания;
— формы заключения;
— особенностей бизнеса клиента;
— состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта;
— необходимости направлять и контролировать работу ассистентов;
— конкретных приемов и методов, используемых аудитором. Обычное содержание рабочих документов аудитора:
— информация, касающаяся юридической и организационной структуры субъекта, копии юридических документов;
— информация об отрасли субъекта и результаты анализа его деятельности;
— планы и программы аудита;
— доказательства исследования аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— оценка аудиторского риска и методика определения уровня существенности;
— анализ работы внутреннего аудита;
— анализ операций и сальдо счетов;
— анализ деятельности субъекта;
— записи об аудиторских процедурах;
— копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам, третьим лицам, и полученные ответы;
— копии переписки или протоколы встреч с руководством субъекта по вопросам аудита; письменные заявления клиента;
— выводы аудитора с обоснованием трактовки неоднозначных обстоятельств;
— кории финансовой отчетности и аудиторского заключения.
Аудиторская фирма может разработать стандартные формы документов, что позволит ускорить и оптимизировать процессы оформления аудита, делегирования работы, контроля ее качества [2].
Рабочая документация является собственностью аудитора. Он должен обеспечить конфиденциальность документации и условия для ее хранения.
МСФО определяет существенность следующим образом: «Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях их пропуска или искажения... Существенность... является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной». Такое же определение приведено в глоссарии (МСА ПО). Концепция существенности представлена в МСА 320 «Существенность в аудите».
Оценка существенности является предметом профессионального суждения аудитора. Приемлемый уровень существенности устанавливается аудитором при разработке общего плана с целью выявления значительных с количественной точки зрения искажений. Во внимание также принимается характер (качество) искажений (нарушения законодательства, учетной политики и др.).
Аудитор обязан учесть возможность систематических искажений в отношении сравнительно небольших сумм, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность. В результате рассмотрения аспектов финансовой отчетности в их взаимосвязи можно получить различные уровни существенности по отношению к финансовой отчетности в целом, сальдо счетов и классам операций.
Установленный аудитором уровень существенности применяется: при определении характера, сроков и объема планируемых аудиторских процедур; при оценке последствий искажений.
Оценка существенности и аудиторского риска после подведения итогов проверки может отличаться от показателей, установленных в начальной стадии планирования.
Согласно МСА соотношение между уровнем существенности и величиной аудиторского риска — обратное.
Если аудитор приходит к выводу о существенности искажений, то ему необходимо снизить аудиторский риск одним из двух способов: расширить круг аудиторских процедур, с тем чтобы выяснить реальную величину прогнозируемых ошибок (она может оказаться ниже предполагаемой);
— предложить руководству внести поправки в финансовую отчетность.
В госсекторе понятие существенности основывается на «форме и содержании» и включает наряду со стоимостной «моральную значимость», связанную с соблюдением законодательства и общественных интересов.
Стандарты и рекомендации по получению представления об аудиторском риске, системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля приведены в МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» и МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также в отдельных положениях о международной аудиторской практике, которые будут рассмотрены ниже.
Аудиторский риск — вероятность того, что аудитор выразит несоответствующее аудиторское мнение в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Правильное представление о риске необходимо составить для проведения планирования аудита. Аудиторский риск включает три составляющих:
— неотъемлемый риск — подверженность сальдо счета или класса операций искажениям, которые могут быть существенными при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля;
— риск системы контроля — риск того, что искажения сальдо счета или класса операций, которые могут быть существенными, не будут предотвращены, выявлены или своевременно исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— риск необнаружения — риск того, что аудиторские процедуры не позволяют обнаружить искажение в сальдо счетов или классах операций, которое может быть существенным.
Система бухгалтерского учета — совокупность задач, процедур и бухгалтерских записей субъекта, применяющихся в целях идентифи кации, сбора, анализа, расчета, классификации, регистрации, обобщения и отражения результатов хозяйственных событий [3].
Система внутреннего контроля (СВК) — это политика и процедуры, принятые руководством субъекта для содействия в реализации целей, предусматривающих упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности.
Контрольная среда представляет собой общее отношение, осведомленность и действия руководства, относящиеся к СВК и ее значимости для субъекта. Контрольная среда сама по себе не обеспечивает эффективности СВК, она лишь «оболочка», наполненная конкретными процедурами контроля.
Процедуры контроля — политика, процедуры и контрольная среда, созданные руководством для достижения конкретных целей субъекта. К процедурам контроля относятся: контроль и утверждение документов; проверка арифметической точности записей; ведение и проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей; подготовка, проведение и утверждение отчетов; осуществление контроля над прикладными программами и средой компьютерных информационных систем; сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников; сравнение фактических данных со сметными; проведение инвентаризаций имущества; ограничение прямого физического доступа к активам и записям. Аудитору необходимо получить представление: 1) о системе бухгалтерского учета для понимания; 2) о контрольной среде — для оценки действий руководства; 3) о процедурах контроля — для разработки плана проверки.
Эффективные системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля обеспечивают: 1) доступ к активам, записям, осуществление операций — по разрешению руководства; 2) своевременный учет всех операций в точных суммах, на соответствующих счетах в установленные отчетные периоды; 3) сопоставление учетных данных по активам с фактическими через разумные промежутки времени, принятие мер в отношении обнаруженных расхождений.
Уровень риска необнаружения напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. С увеличением объема этих процедур достигается снижение аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Тем не менее даже при проверке всех сальдо счетов или операций определенный риск необнаружения все равно будет присутствовать. Существует обратная взаимосвязь между риском необнаружения и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска системы контроля.
При проведении аудита в условиях компьютерных информационных систем (КИС) оценка аудиторского риска усложняется. Применение КИС возможно, когда субъект использует компьютер для обработки информации, существенной для аудита (например, для составления бухгалтерских проводок, отчетов и т.п.). Аудитор должен обладать достаточным знанием КИС.
Общая цель и объем аудита не меняются в среде КИС, но применение КИС может оказать влияние на: аудиторские процедуры; анализ неотъемлемого риска и риска системы контроля; тестирование контроля и процедуры проверки по существу.
Обслуживающая организация — фирма, выполняющая операции по учету и контролю и подготавливающая связанную с ними отчетность или ведущая учет операций и обрабатывающая связанные с ними данные.
Аудитор должен определить значимость деятельности обслуживающей организации для клиента и аудита, при этом рассматривается следующее: 1) характер предоставляемых обслуживающей организацией услуг; сведения, содержащиеся в руководствах для пользователей; 2) условия договора между клиентом и организацией; 3) показатели отчетности, на которые влияет использование услуг организации, и неотъемлемый риск, связанный с этими показателями; 4) степень взаимодействия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента и обслуживающей организации; 5) контроль со стороны клиента операций, выполняемых обслуживающей организацией; 6) финансовая устойчивость обслуживающей организации и последствия ее банкротства для клиента; 7) сведения об общих и компьютерных средствах контроля, имеющих отношение к прикладным программам клиента [2].
Отчет аудитора обслуживающей организации может быть двух типов:
1) тип А — заключение о пригодности структуры — состоит из описания вышеупомянутых систем, составляемого руководством обслуживающей организации, и мнения ее аудитора, подтверждающего точность этого описания и пригодность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля для достижения поставленных перед ними целей;
2) тип В — заключения о пригодности структуры и эффективности функционирования (в отличие от типа А добавляется заключение аудитора обслуживающей организации об эффективности ее систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с указанием видов и результатов проведенных тестов контроля).
Заключение типа А дает представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля обслуживающей организации, но не может быть основой для снижения аудитором клиента риска системы контроля, в то время как заключение типа В может быть использовано для снижения этого риска, если аудитор клиента положительно оценит характер, сроки проведения и объем тестирования (особое внимание уделяется продолжительности периода, охватываемого тестами, и времени, прошедшему с момента выполнения тестов).
|