Способность организации к деятельности и ее потенциал определяют в основном следующие элементы: производительность, микроклимат в коллективе, заинтересованность, кадровый, научный и технический состав, отношение к внешней среде, перспективы развития, имидж.
Сочетание указанных элементов может создавать множество вариантов потенциала организации: от высокого (например, в случае совпадения целей работников и целей организации) до низкого (например, в случае приобретения некомплектного оборудования, увольнения «генераторов идей» и т. п.).
Применительно к организации синергия – это «такое приращение ресурсного потенциала организации в процессе совместной деятельности ее членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше/меньше, чем простое сложение используемых ресурсов».
Закон синергии означает, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
Известные в экономике колебания между спросом и предложением на рынке товаров и услуг количественно описываются методами синергии. Примером демонстрации действия закона синергии могут служить и альянсы организаций, в которых суммарный доход выше суммы доходов каждой из организаций, работающих в одиночку. В данном случае эффект масштаба и общий объем инвестиций обусловливают в интегрированной компании существенный синергетический эффект, который достигается с помощью тщательного отбора товаров и рынков, а также соответствующей конкурентной позицией.
Дело не столько в том, что соединяется, сколько в том, как соединяется в систему. Существо эффекта проявляется через связи, которые устанавливаются между частями, т. е. связи являются необходимым организационными элементами.
Специалисты в области стратегического управления выделяют два типа синергизма:
1) структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов двух компаний, что позволяет снизить издержки и увеличить объем продаж;
2) управленческий синергизм, в случае которого эффект достигается благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений.
Структурный синергизм проявляется в процессе объединения аналогичных структур двух объединяющихся организаций. И если эти организации производили аналогичную или схожую продукцию или действовали на одном и том же или смежных рынках, то сокращение издержек достигает 15–25 %, а объем продаж возрастает на 25–30 %.
Управленческий синергизм основан на том, что организация, присоединяющая к себе другую организацию, способна более эффективно управлять приобретенным бизнесом, в частности, благодаря внедрению новой системы финансового контроля, повышению ответственности менеджеров за исполнение бюджета, сокращению необоснованных расходов, продаже сопутствующего бизнеса. Управленческий синергизм позволяет добиться снижения издержек. Значительно реже он ведет к увеличению объема продаж компании.
Синергизм проявляется не только при поглощении одной организацией другой, но и в результате создания союзов и прочих объединений за счет более тесных отношений с поставщиками, в уже существующей группе организаций, когда менеджеры систематически приходят на помощь коллегам.
Такого рода синергизм называют «дешевым», поскольку он не связан с затратами на поглощение.
Определить количественное значение синергического эффекта невозможно. Главная задача руководителя – найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.
Синергетические эффекты оцениваются увеличением прибыли, снижением оперативных расходов и потребности в инвестициях.
В качестве элементов модели проявления синергического эффекта приведем ряд признаков[3, стр. 164-166]:
• хорошее настроение в коллективе;
• снижение заболеваемости;
• сокращение технологического цикла;
• использование «замороженных» ресурсов;
• частичный отказ от услуг сторонних организаций;
• рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;
• активное приобретение акций своей организации;
• постоянный спрос на продукцию организации. Руководитель должен создать в организации систему, обеспечивающую реализацию закона синергии.
Рассмотрим особенности применения закона синергии на ЗАО «Конкурент»:
Закрытое акционерное общество «Конкурент» (ЗАО «Конкурент») является дочерним предприятием ЗАО «Энергостроительная Компания Сибири». Образовано в ноябре 2008 года. Коммерческая организация ЗАО «Конкурент», является закрытым обществом, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участника Общества (акционера) по отношению к Обществу.
Основными видами деятельности Общества являются:
- производство строительно - металлических конструкций;
- торговля металлическими и неметаллическими конструкциями;
- производство изделий из бетона для использования в строительстве.
На ЗАО «Конкурент» применяется управленческий синергизм, он проявляется в следующем.
Заказчик заключает договор на производство продукции с менеджерами организации, в свою очередь менеджер организации передает оперативные сведения о наименовании продукции заказа, о количестве и сроках производства в производственный отдел и бухгалтерию.
Бухгалтерия совместно с производственным отделом рассчитывает себестоимость производства заказанной продукции, общую величину требуемых материалов и рабочей силы. Определяет сдельные расценки рабочих, участвующих в производственном процессе. Бухгалтерия и производственный отдел, совместно с отделом кадров отбирают необходимый для производства заказываемого вида продукции персонал, доводят до отобранных работников информацию о требуемых операциях и величину сдельной оплаты труда. Тем самым на предприятии определяется необходимое количество материальных и трудовых затрат на производство продукции.
Следующим этапом производственной деятельности предприятия, который как раз и характеризует управленческий синергизм, является то, что работники управления производством и реализацией выставляют заказ на определенные материалы ОАО «Новокузнецкому металлургическому комбинату», ОАО «Кемеровская горно-геологическая компания» и ОАО «Топкинский цементный завод», с которыми у предприятия имеются долгосрочные коммерческие связи, основанные на заключенных контрактах.
Перечисленные предприятия являются постоянными поставщиками сырья и материалов ЗАО «Конкурент», для производства продукции, в свою очередь обеспечивающие бесперебойные поставки по сниженным ценам металлоизделий, песка и цемента.
Весь этот отлаженный механизм производства продукции под заказ позволяет ЗАО «Конкурент» увеличивать конкурентоспособность, формируя постоянных заказчиков.
Для создания еще более «крепких» коммерческих связей руководством ЗАО «Конкурент» планируется покупка части акций ОАО «Новокузнецкого металлургического комбината» и ОАО «Кемеровской горно-геологической компании», что в будущем позволит еще более эффективно, став акционерами перечисленных предприятий, организовать бесперебойный процесс поставки сырья и материалов для производства выпускаемой продукции.
Все это и характеризует применение на предприятии закона синергии, эффективность которого выражается, как минимум, в снижении показателей себестоимости продукции за счет приобретения сырья и материалов по более выгодным ценам, а также в высоком уровне качества произведенной продукции из того сырья и материалов, которое предоставляет проверенный и надежный поставщик.
Еще одним примером действия закона синергии в ЗАО «Конкурент» является предвидение менеджера необходимости внедрения новых наукоёмких технологий производства металлоконструкций, что позволит увеличить объемы производства и повлечет за собой повышение прибыли. Но все эти действия руководителя не были бы эффективными без заблаговременной переподготовки персонала. За полгода до покупки нового оборудования директор завода Карманов М.В. отправляет 15 сотрудников на повышение квалификации в г.Кемерово.
В результате этих мероприятий в организации повысился уровень профессиональной подготовки персонала, повысился уровень показателей экономической деятельности (например, прибыль фирмы с 2009г. по 2010г. выросла на 886 тыс. руб., что составляет 199,2%, себестоимость продукции за этот же период снизилась на 44611 тыс. руб., что составляет 678,9%[2, стр.2]), что свидетельствует о положительном синергетическом эффекте.
ЗАО «Конкурент» всегда пользовался повышенным спросом на свою продукцию, составляя довольно сильную конкуренцию аналогичным фирмам.
|