Понедельник, 23.12.2024, 14:01
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Принципы деятельности органов государственной власти

Деятельность органов государственной власти основывается на определенных принципах функционирования, основными из которых являются:

Принцип разделения властей. Разделение властей в государственном управлении практикуется еще со времен Афинского государства. Однако основоположником теории принципа разделения властей считается Ш.Л. Монтескье, который, выражая стремление нарождающейся буржуазии к ограничению королевской власти, выдвинул научно завершѐнное и аргументированное предложение о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей является формой общественного разделения труда в сфере управления и представляет собой политико - правовой механизм современной демократии. Данный принцип проявляется не только в разделении функций государственного управления между законодательными, исполнительными и судебными органами, но и в относительной обособленности и независимости « ветвей» власти друг от друга.

Для взаимного ограничения «ветвей» власти существует система «сдержек и противовесов», являющаяся правовым выражением разделения властей [27, с. 291].

Она выражается в следующем:

- в срочности полномочий должностных лиц и государственных органов;

- несовместимости депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;

- в контроле парламента за деятельностью правительства;

- в праве президента накладывать вето на законы, принимаемые парламентом;

- в праве президента распускать парламент в определѐнных случаях;

- в независимости (а кое-где и несменяемость) судейского корпуса;

- в возможности возбуждения парламентом процедуры импичмента президента (отстранение от должности) и др.

Таким образом, разделение властей позволяет:

- повышать эффективность государственного управления;

- осуществлять контроль за действиями государственных органов и должностных лиц;

- предотвращать злоупотребления властью.

Разделение властей необходимо и для того, чтобы ни одна социальная группа, ни один орган государства не смогли узурпировать власть и использовать ее исключительно в личных или корпоративных интересах.

Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Однако разделение властей не может быть абсолютным. Все ветви власти должны действовать скоординировано, добиваясь разрешения общих проблем. Их равновесие поддерживается специальными организационно-правовыми мерами (система ― сдержек и ― противовесов), которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. Они, гарантируя независимость одной власти от другой, устанавливают возможность их взаимного контроля.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она формируется непосредственно народом и устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни. Следовательно, она определяет в конечном счете правовую организацию и форму деятельности исполнительной и судебной властей. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости, полномочиями президента, функциональным назначением других ветвей власти и т.д. Она находится под контролем народа и специальных контролирующих органов (Конституционный суд), с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции РФ.

Исполнительная власть в лице своих органов (прежде всего правительства) занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона [21, с. 120].

Судебная власть призвана охранять права, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Он выступает в качестве своеобразного арбитра при разрешении споров как в правотворческом, так и правоприменительном процессе.

В этой связи суд должен быть независимым от любых ветвей государственной власти. Ибо в случае спора гражданина с государством будет  нарушен такой основополагающий принцип правосудия, как «никто не может быть судьёй в своём собственном деле», ставится под угрозу справедливость принимаемых решений.

Применительно к РФ говорить о подлинном разделении властей и о первичности законодательной власти вряд ли допустимо. Так как, во-первых, в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ как глава государства избирается непосредственно народом, обладает огромными полномочиями, и его фактически невозможно отстранить от власти.

Во-вторых, половину верхней палаты законодательного органа (Совета Федерации) составляют представители исполнительной власти субъектов федерации (ст.95 Конституции РФ), не избираемые населением.

В настоящее время ни действующее законодательство, ни государственная практика не предусматривают прямой подконтрольности и подотчетности, представительным органам органов исполнительной власти.

Кроме того, в последнее десятилетие управленческое правотворчество предприняло столь большие масштабы и значимость, что существенно поколебало первичность законов.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются те основополагающие идеи, которые служат своеобразной организационной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.

Они обладают свойством нормативности, т.к. прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов [5, с. 90].

Кроме того, к ним предъявляются требования:

- непротиворечивости, не допускающей существование двух взаимоисключающих принципов;

- полноты, т.к. в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности государственного аппарата;

- относительной самостоятельности, исключающей возможность взаимного дублирования нескольких принципов.

Функционально все эти принципы направлены на организацию внешних связей с окружающей средой (населением, политическими партиями и т.д.) и внутренних связей, обеспечивающих эффективную деятельность самого государственного аппарата. Поэтому их условно можно поделить на социально-политические и организационные.

1. Социально-политические:

а) Разделение властей. С этим принципом мы уже с вами достаточно полно ознакомились.

б) Демократизм — равная возможность для всех граждан влиять на государственную политику, контролировать деятельность государственных органов. В переводе с греческого «демократия» означает «народовластие».

Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашения широкого круга гражданских прав и свобод. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время наблюдается тенденция выхолостить изначальное содержание термина «демократия», представив его как, например, режим, при котором осуществляется защита прав меньшинства и т.д.

Различают непосредственную и представительную демократию.

Непосредственная демократия предполагает участие каждого в принятии политических решений на выборах, референдумах. Граждане имеют право на участие в демонстрациях, собраниях, шествиях, пикетированиях, забастовках, право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства.

в) Гласность — постоянное и систематическое освещение средствами массовой информации деятельности государственных органов. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата.

г) Законность — все государственные служащие должны неукоснительно соблюдать правовые требования, их правовые акты не могут противоречить актам вышестоящих органов, а последние, в свою очередь, Основному Закону страны. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч.2 ст.15 Конституции РФ).

д) профессионализм, предполагающий наличие определѐнных знаний и навыков для управленческой деятельности. Управленческая деятельность – это деятельность достаточно сложная и специфическая, что обусловлено современным уровнем развития человеческого общества, многообразием и сложностью человеческих отношений. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами. В нашей стране этот принцип долго недооценивался, да и в настоящее время требует своей полной и повсеместной реализации в управленческой деятельности.

е) Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждения приоритета его интересов в деятельности государства. Гуманизм предполагает прежде всего учет и уважение фундаментальных прав человека – права на жизнь, на личную неприкосновенность, честь и достоинство, на собственность, здоровье и т.п.

ж) Национальное равноправие, предопределяющий возможность занятия государственных должностей на равных условиях независимо от расы, национальности, вероисповедания и т.д.

2. Организационные:

а) иерархичность (соподчинение);

б) дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий, т.е. полномочия всех звеньев должны быть четко определены в правовых актах и строго разграничены;

в) ответственность в пределах компетенции;

г) целесообразное сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

д) оптимальное соотношение отраслевых и территориальных начал управления [33, с. 291].

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (06.11.2018)
Просмотров: 607 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск