Принципы и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.
Существует несколько методик расчета цены [27].
а) Наиболее распространенной является методика расчета цены на основе издержек (метод полных издержек), заключающаяся в начислении наценки на себестоимость товара. Преимущество указанного метода определения цены состоит в том, что собственные издержки для фирмы значительно легче определить, чем спрос. Методика их исчисления проста и доступна.
Однако этот метод имеет и недостатки. Во-первых, калькуляция издержек может включать в себя произвольный размер накладных расходов, что делает основу цены недостаточно достоверной. Во-вторых, этот метод определения цены не учитывает спрос, а поэтому имеется опасность недополучения потенциальной прибыли.
б) Метод дохода на капитал. Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал. Преимущество этого метода заключается в возможности учесть платность финансовых ресурсов.
в) Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара. При расчете цен по этому методу затратные ориентиры уступают место восприятию товара покупателем. Для усиления ценности продавцом могут быть использованы методы неценового воздействия: предоставления сервисного обслуживания, особые гарантии покупателям.
г) Метод установления цен с ориентацией на конкуренцию. Этот метод применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. При этом цена устанавливается чуть выше (если товар наделен новым свойством) или чуть ниже действующих цен конкурентов. Цена может меняться в зависимости от «жизненного цикла» товара (стадия внедрения, роста, зрелости или спада).
Действующей статьей 40 НК РФ предусмотрено 3 метода определения рыночной цены:
- метод сопоставимой рыночной цены;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод.
Раздел V.1 (ст.105.7 НК РФ) расширяет их число до 5-ти. К действующим сейчас методам добавляются 2 новых:
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Метод сопоставимых рыночных цен (метод СРЦ) является основным (приоритетным) методом определения соответствия цены товара в контролируемой сделке уровню рыночных цен.
Метод СРЦ предполагает определение цены товара, которая была бы применена в неконтролируемой сделке (сделки между невзаимозависимыми лицами), путем установления цены идентичного товара, а если идентичный товар отсутствует, то цены однородного товара, сложившейся вследствие взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров в условиях, сопоставимых с условиями реализации товара, цена которого определяется. Установленная цена (интервал цен) на идентичный или однородный товар по неконтролируемым сделкам и будет являться ценой, признаваемой рыночной, применительно к товару, цена которого определяется.
Исходя из изложенного, применение метода СРЦ заключается в следующем:
- определяется, находились ли на рынке товаров в обороте товары, идентичные или однородные по отношению к товару, реализованному по контролируемой сделке;
- из них выбираются идентичные или однородные товары, которые были реализованы в сопоставимых условиях;
- цена, примененная по контролируемой сделке, сравнивается с ценой идентичного или однородного товара, реализованного в сопоставимых условиях в течение анализируемого периода.
Метод цены последующей реализации (ст.105.10 НК РФ)
Применяется в случаях, когда осуществляющее перепродажу лицо не владеет объектами НМА, а также в случаях, когда при перепродаже производится подготовка товара к перепродаже и транспортировке, смешивание товаров и т.п. действия.
В основе метода цены последующей реализации лежит сравнение цены перепродажи товаров, приобретенных у взаимозависимой стороны, скорректированной на величину нормальной маржи, с ценой, по которой товары были у взаимосвязанной стороны приобретены (установление валовой рентабельности подконтрольной сделки и ее сравнение с интервалом валовой рентабельности по сопоставимым независимым сделкам).
Таким образом, использование метода цены последующей реализации «по определению» возможно только при перепродаже, то есть когда существуют последующие этапы реализации. Рассмотрим применение указанного метода на примере.
Компания «А» производит уникальные сплавы. Взаимозависимая с ней «Б» является зарегистрированным в оффшоре торговым домом «А», ничего не производящим и продающим исключительно продукцию «А», все расходы на производство несет «А».
«Б» приобретает у «А» всю производимую «А» продукцию по цене 1 000 рублей (30 долл.) за тонну, а затем продает независимым покупателям по цене 2 000 рублей (70 долл.) за тонну.
Найти сопоставимую рыночную цену производимых «А» сплавов, учитывая их уникальность, невозможно. Поэтому в ходе налогового контроля проверяющие применят метод цены последующей реализации. Они соберут информацию о валовой рентабельности сопоставимых компаний (на момент совершения контролируемой сделки) и определят рыночный интервал по этому показателю.
Например, в наличии имеется информация о 6-ти сопоставимых сделках, валовая рентабельность для торговых домов в которых составила 1) 30%, 2) 40%, 3) 50%, 4) 70%, 5) 80% и 6) 120%.
Интервал рентабельности рассчитывается аналогично интервалу рыночных цен (определяется интерквартильный диапазон):
Минимальное значение: 6 / 4 = 1,5 или 1+1 = 2, т.е. 40%.
Максимальное значение: 6 х 0,75 = 4,5 или 4+1 = 5, т.е. 80%
Таким образом, интервал рентабельности составляет 40 - 80%.
Валовая рентабельность для «Б» сделки с «А» определяется как отношение валовой прибыли к выручке от продаж (без акциза и НДС) (п.1 ст.105.8 НК РФ) и составляет:
2 000 руб. – 1 000 руб. = 1 000 руб. (валовая прибыль) / 1 000 руб. (валовая выручка) = 1 или 100%. Таким образом, в целях налогообложения сделки как для «А», так и для «Б» будет приниматься цена, определяемая исходя из рентабельности перепродавца, равной 80% (верхнее значение интервала рентабельности). Таким образом, для целей налогообложения будет принята цена сделки между А и Б: 2 000 руб. – 2 000 руб. х 80% = 1 200 руб. за тн.
Затратный метод может применяться (п.2 ст.105.8 НК РФ), в частности:
1) при выполнении работ (оказании услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (за исключением случаев, когда при выполнении работ (оказании услуг) используются нематериальные активы, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности затрат продавца);
2) при оказании услуг по управлению денежными средствами, включая осуществление торговых операций на рынке ценных бумаг и (или) валютном рынке;
3) при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации;
4) при продаже сырья или полуфабрикатов лицам, являющимся взаимозависимыми с продавцом;
5) при реализации товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам между взаимозависимыми лицами.
Затратный метод предполагает расчет рыночной цены путем увеличения затрат по контролируемой сделке на величину нормальной маржи. Для расчетов применяется показатель валовой рентабельности затрат, определяемой как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг) (п.1 ст.105.8 НК РФ).
Например, переработчик «А» приобретает у независимого поставщика «Б» графитированную продукцию по цене 1 000 руб. за тонну, тратит на обработку продукции 500 руб.36 в расчете на 1 тонну и продает ее взаимозависимой «В» по цене 2 000 руб. за тонну.
Интервал рентабельности затрат по сопоставимым неконтролируемым сделкам других обрабатывающих производств составляет 25 - 35%.
Валовая рентабельность затрат переработчика «А» определяется следующим образом:
2 000 руб. – (1 000 руб. + 500 руб.) = 500 руб. (валовая прибыль) / 1 500 рублей (себестоимость) = 0,33 или 33%.
Так как рентабельность затрат Компании А попадает в интервал рентабельности, примененная в контролируемой сделке цена признается соответствующей рыночной.
Метод сопоставимой рентабельности (МСР) предполагает сопоставление операционной рентабельности стороны контролируемой сделки с интервалом операционной рентабельности по сопоставимым неконтролируемым сделкам.
МСР может использоваться, в частности, в случае невозможности обеспечить достаточную сопоставимость данных бухгалтерского учета, на основе которых можно достоверно определить интервал рентабельности в порядке, предусмотренном предыдущими тремя методами. Кроме того, при применении данного метода тестируемой должна быть выбрана компания, которая в сравнении со второй стороной сделки осуществляет меньше функций, принимает меньшие экономические (коммерческие) риски и не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.
Данный метод предусматривает распределение между сторонами контролируемой сделки остаточной прибыли в следующем порядке:
- определяется сумма прибыли от продаж, фактически полученной всеми сторонами контролируемой сделки;
- определяется нормальная прибыль для каждой стороны сделки на основе одного из методов ТЦО и функционального анализа сторон сделки;
- сумма остаточной прибыли от продаж распределяется между сторонами контролируемой сделки пропорционально вкладу каждой стороны в фактически полученную всеми сторонами контролируемой сделки прибыль от продаж.
|