Среди главных целей хозяйственного права — укрепление порядка в хозяйствовании, обеспечение согласованности и координации действий хозяйствующих субъектов, их заинтересованности в повышении эффективности производства. Но чтобы достичь этих целей в реальной экономике, хозяйственное право должно обладать целым набором средств воздействия. В общетеоретической правовой литературе отмечается, что цель права определяет и те правовые средства, с помощью которых эта цель достигается, и что в своей совокупности эти средства характеризуют весь механизм правового регулирования. Что касается механизма хозяйственно-правового регулирования, то в него входят специфические средства — принципы и методы хозяйственно-правового регулирования, хозяйственные правоотношения, акты реализации хозяйственно-правовых норм, хозяйственно-правовая ответственность и др. Это специфические способы, приемы и механизмы воздействия норм права на регулируемые отношения. Именно среди этих средств мы и находим интересующие нас принципы и методы хозяйственно-правового регулирования.
В принципах и методах, как и в других названных выше правовых средствах, находит свое отражение сущность хозяйственно-правового регулирования, а потому все эти средства обладают немалым регулирующим потенциалом. Вместе с тем в механизме хозяйственно-правового регулирования каждое из них занимает свое особое место, хотя они нередко обусловливают или дополняют друг друга.
Принципы хозяйственного права — это руководящие начала, которые определяют характер правового регулирования соответствующих отношений. В отдельных случаях они могут непосредственно применяться при регулировании хозяйственных отношений. Так, эти принципы становятся незаменимым средством толкования норм права при их реализации. Ведь та или иная норма, устанавливая конкретное правило поведения, не всегда указывает на то, какая руководящая идея закладывалась в основу этого правила поведения. Если же при применении нормы постоянно учитываются принципы регулирования, то содержание правила поведения становится, безусловно, более четким.
Принципы находят свое применение и тогда, когда обнаруживаются пробелы в действующем хозяйственном законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права. Ведь суд не может отказать в рассмотрении дела по существу, если он не обнаружил конкретное правило поведения, которое могло указать путь решения по делу. В этом случае и появляется возможность решения такого дела с использованием принципов хозяйственно-правового регулирования.
К основным принципам хозяйственного права относятся следующие:
- свобода хозяйственной деятельности, инициативы и предприимчивости в рамках общественного хозяйственного порядка;
- свобода движения капиталов, товаров и услуг;
- равная защита государством прав всех субъектов хозяйствования;
- демонополизация экономики и развитие добросовестной конкуренции;
- ограничение вмешательства государственных органов в хозяйственные отношения;
- обеспечение народнохозяйственных (национальных) интересов путем государственной поддержки научно-технического прогресса;
- государственная и общественная защита интересов потребителя;
- декриминализация и детенизация экономики;
- обеспечение правопорядка и законности в хозяйственной деятельности.
Для хозяйственного права как отрасли права принципиально важны также вопросы о сущности и функциях метода хозяйственно-правового регулирования. Как и любой другой отраслевой метод, метод хозяйственного права представляет собой совокупность способов и приемов воздействия на поведение субъектов хозяйствования. Если рассмотрение предмета отрасли права должно ответить на вопрос, что регулируется, то при изучении метода этой отрасли необходимо выяснить, как, каким образом осуществляется такое регулирование.
В методе хозяйственно-правового регулирования может быть заложен значительный резерв повышения эффективности хозяйственного законодательства. Ведь эта эффективность во многом предопределена тем, какие способы и принципы юридического воздействия на поведение участников хозяйственных отношений заложены в соответствующих правовых нормах. Метод регулирования как раз и создает надежный ориентир для такого воздействия, организует и упорядочивает его.
Есть все основания полагать, что единству хозяйственного законодательства должно соответствовать единство метода хозяйственно-правового регулирования. Единый (целостный) метод дает возможность успешно решать задачи согласованности хозяйственно-правовых норм, создает прочную юридическую базу для выполнения хозяйственным законодательством его важной роли в укреплении хозяйственного порядка.
Следует, однако, учитывать, что метод хозяйственно-правового регулирования до настоящего времени остается предметом довольно затянувшейся дискуссии. Предлагаются все новые и новые варианты решения данной проблемы. Одна из главных причин такого положения заключается в следующем. Длительный период времени господствовало мнение, что только основным, традиционным отраслям права присущ особый метод правового регулирования. Основываясь на общециви-листической концепции, юристы — теоретики права не признавали качеств основной отрасли не только за хозяйственным, но и, например, за трудовым и экологическим правом. В лучшем случае эти отрасли признавались вторичными, комплексными правовыми отраслями. Считалось нормальным положение, когда, например, хозяйственные отношения регулируются двумя самостоятельными методами: власти и подчинения (административно-правовой метод) и равенства (гражданско-правовой метод). Правда, в последние годы акценты в решении этой проблемы сместились. Общая теория права ныне не создает препятствий для поисков своеобразия метода правового регулирования той или иной отрасли права. Более того, признается, что и комплексные отрасли права (законодательства) могут обладать своим особым юридическим методом.
В науке хозяйственного права поначалу выражалось сомнение в необходимости единого метода. Считалось, что в этом праве должны сочетаться метод автономных решений (включающий в свою очередь методы согласования и разрешения), метод обязательных предписаний (состоящий из методов приказа и запрета) и метод рекомендаций. Причем имелось в виду, что применение того или иного метода обусловлено видом регулируемых отношений. Если, например, речь шла о вертикальных отношениях, то обычно считалось, что там должен применяться лишь метод обязательных предписаний.
|